Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы».

Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Использование ЗСТ направлено на обеспечение психического здоровья учащихся; достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу. Всем известно, что целью здоровьесберегающих технологий является обучение школьников возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, формирование здорового образа жизни.
Основной организационной формой образовательного процесса является урок. Только в том случае, когда здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Русский язык и литература - серьезные и сложные предметы, учащимся приходится много писать, и потому учитель - словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям, без которых не обойтись на этих уроках. Одним из компонентов ЗСТ является рациональная организация урока. Здоровьесберегающие технологии работают на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, при подготовке к уроку учитываются такие моменты, как приветствие, опрос самочувствия, релаксация, оздоровительные упражнения по системе Норбекова, рефлексия, учет времени для каждого задания.
Во избежание усталости учащихся обязательно нужно чередование видов работ: устная и письменная работа с учебником, самостоятельная работа, творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке. Эти приемы способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Количество видов учебной деятельности на моих уроках составляет не менее четырёх (4-7 видов), и их продолжительность не превышает 10 минут. Смену видов учебной деятельности, как советуют психологи, произвожу через 7-10 минут. Обязательное количество видов преподавания-не менее трёх, они чередуются через 10-15 минут. Учащимся предоставляю возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность. Наличие на уроке оздоровительного момента обязательно (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторениями). Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления усталости, снятия у них мышечного статистического напряжения проводятся физкультминутки. Обязательное условие эффективного проведения физминуток - положительный эмоциональный фон. Огромное значение имеет психологический климат на уроке: взаимоотношения между учителем и учениками, между учащимися; наличие эмоциональных разрядок; наличие внешней мотивации (похвала, поддержка); стимуляция внутренней мотивации (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу).
Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хоровой смех дарит здоровье», сказано немало. Улыбка с позиций здоровьесбережения значит не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся утомлению. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога - также важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени, душевных сил, эмоциональной нагрузки. Уроки- игры, уроки- путешествия, уроки- интервью с радостью воспринимаются учениками. Применение физкультминуток позволяет снять усталость, дать отдых мышцам, органам слуха, восстановить силы ребенка, поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение. Для снятия усталости глаз после написания контрольных диктантов и других видов письменных работ на уроках можно использовать упражнения для глаз. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. По мнению многих ученых (например, профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного) при напряженных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии (близорукость), т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к четкому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации вижу в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Уроки литературы предоставляет широкие возможности сохранения здоровья школьников в период обучения в школе, позволяют заботиться не только о физическом, но и духовном, нравственном здоровье ученика. Литература - это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован прежде всего на формирование души. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение художественных текстов сопровождается музыкальными произведениями композиторов - классиков, иллюстрациями великих художников, таким образом происходит воздействие на эмоциональную сферу ученика. В педагогической литературе имеется целый ряд разработанных комплексов зарядок, физкультминуток для использования на уроках. Но следует иметь ввиду, что дети хорошо сами сочиняют небольшие стихотворения для проведения физкультминуток, это позволяет им проявить свои творческие способности и обрести уверенность в своих силах. « Литература-учебник жизни». Действительно, литература предоставляет нам возможность учиться на примере жизни, действий и поступков различных героев, способствует стремлению учиться на чужих ошибках, а не совершать собственных. С этой точки зрения литература уже самим своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни. Эти возможности дают, такие произведения, как «Поучения Владимира Мономаха», житие святых, басни И.А.Крылова. роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»,роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» и многие другие произведения, среди которых русские народные сказки.



© 2010-2022