Урок: Завершая курс литературы (8 класс)

       УРОК  - ИГРА (заключительный  урок  по     литературе в 8 классе).      Завершая курс литературы в восьмом классе, полезно организовать итоговое занятие так, чтобы школьники сумели не только повторить материал, но и сопоставить свои знания и умения с достижениями товарищей (знания необходимых сведений о писателях, знания теории литературы, умения проявить себя в конкурсах и пр.). На уроке важно активизировать читательские умения и ещё  раз указать на их значение для понимания художественн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Завершая курс литературы (8 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41 г.о. Тольятти

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока по литературе в 8 классе

Д

28.05.2007 г.ата проведения:____________________

Тема урока: ЛИТЕРАТУРИЯ-8.

Время: 1 академический час.

Тип урока: Урок повторения изученного материала.

УРОК - ИГРА (заключительный урок по литературе в 8 классе).

Завершая курс литературы в восьмом классе, полезно организовать итоговое занятие так, чтобы школьники сумели не только повторить материал, но и сопоставить свои знания и умения с достижениями товарищей (знания необходимых сведений о писателях, знания теории литературы, умения проявить себя в конкурсах и пр.). На уроке важно активизировать читательские умения и ещё раз указать на их значение для понимания художественного произведения.

Нестандартная форма урока выбрана не случайно. На традиционном уроке учащиеся иногда замкнуты, заметно волнуются. Творческие уроки способствуют преодолению такого барьера на фоне непринуждённой дружеской обстановки. Ещё одним плюсом урока-игры является то, что в работу вовлечены не только активные, творческие ученики, но и ребята, не мотивированные на успех, имеющие удовлетворительные оценки по литературе.

Деление класса на команды происходит заранее с учётом уровня подготовки учащихся по литературе так, чтобы команды оказались равными по силам. Домашним заданием было придумывание названий для команды, а также необходимо было повторить изученные в 8 классе стихотворения или отрывки из поэм, подобрать четверостишия из изученных стихотворений для задания №4. Оценивание результатов работы производит учитель и жюри из трёх выбранных учеников. Жюри следит и за временем, отведённым на выполнение заданий. Во время работы команды над ответом звучит спокойная инструментальная музыка. Баллы, заработанные командой, выписываются на доску. Команда-победительница награждается памятными призами.

ТЕМА УРОКА: ЛИТЕРАТУРИЯ-8.

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.

Л. Блан

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

- повторить и обобщить сведения о писателях и произведениях, изученных в 8 классе;

- формировать умение восстанавливать деформированный текст;

- повторить теорию литературы, изученную в 8 классе.

Развивающая:

- способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти;

- развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная:

- формирование умения работы в команде;

- воспитание интереса к изучению предмета.

Необходимое оборудование: интерактивная доска, карточки-баллы, таблица оценивания для жюри, тексты заданий, которые будут показаны при помощи интерактивной доски, призы, музыкальный центр.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, перечитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы его понимаете?

Ответы учеников. Если на книжной полке, например, исторические романы и повести, то можно с уверенностью сказать о хозяине этой полки, что он любит и знает историю.

Много скажет о человеке количество книг, их состояние.

2. Сообщение темы и цели урока. Верно, ребята. Ещё Платон (древний философ) говорил: «Книга- немой учитель». И сегодня мы проверим, чему вы научились за год, что запомнили, что особо понравилось. Помните, для команды-победительницы приготовлены призы. Я желаю вам удачи.

3. Основная часть урока. Команды представляются, и начинается игра.

В игре определились 2 команды: «Знатоки», «Умницы».

ЗАДАНИЕ № 1. Разминка. Укажите жанр произведения:

-«Вдоль по улице метелица метёт…» народ.

-«Айвенго» В Скотт;

-«Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзин;

-«Смерть Ермака» К.Ф.Рылеев;

-«Мцыри» М.Ю.Лермонтов;

-«Ася» И.С.Тургенев;

-«После бала» Л.Н.Толстой;

-«Василий Тёркин» А.Т.Твардовский;

-«Вечер на Оке» Н.Заболоцкий.

За каждый правильный ответ-1 балл. На выполнение задания отводится 5 минут. Пока жюри проверяет правильность выполнения задания и производит его оценивание, объявляется задание №2.

Справка для жюри:

-«Вдоль по улице метелица метёт…» народ. - лирическая песня;

-«Айвенго» В Скотт-роман;

-«Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзин- повесть;

-«Смерть Ермака» К.Ф.Рылеев- дума;

-«Мцыри» М.Ю.Лермонтов- поэма;

-«Ася» И.С.Тургенев- повесть;

-«После бала» Л.Н.Толстой - рассказ;

-«Василий Тёркин» А.Т.Твардовский- поэма;

-«Вечер на Оке» Н.Заболоцкий- стихотворение.

ЗАДАНИЕ № 2. Командам даётся список с фамилиями писателей. Необходимо назвать прочитанное произведение этого автора и героев этого произведения (можно называть произведение не из программы 8 класса):

-А.С.Пушкин;

-Н.В.Гоголь;

-А.П.Чехов;

-М.Горький;

-Д.Свифт;

-В.П.Астафьев;

-У.Шекспир.

На выполнение задания отводится 6 минут. Высшая оценка - 7 баллов (за каждый правильный ответ по баллу; ответ с произведением автора и правильно названными героями). Пока жюри проверяет правильность выполнения задания и производит его оценивание, объявляется задание №3.

Примерные ответы учеников:

-А.С.Пушкин- «Капитанская дочка» (П.Гринёв, М.Миронова);

-Н.В.Гоголь- «Ревизор» (Хлестаков, Бобчинский, Добчинский);

-А.П.Чехов-«Человек в футляре» (учитель Беликов);

-М.Горький- «Челкаш» (Челкаш и Гаврила);

-Д.Свифт-«Путешествие Гулливера» (Гулливер, лилипуты);

-М.Е.Салтыков-Щедрин- «История одного города» ( глуповцы, градоначальники);

-У.Шекспир- «Ромео и Джульетта» (Монтекки и Капулетти).

ЗАДАНИЕ № 3. Блиц-опрос. Участвуют сразу все команды. Право ответа получает тот, кто первым поднял руку. За правильный ответ - 3 балла. Если ответ неправильный, отвечает учитель. Заработанные учеником баллы поступают на счёт команды. Задание выполняется за 6 минут. В случае выкриков со счёта команды снимается 3 балла.

1.Какая была фамилия у М.Горького?

2.Кто из писателей 19 века был знаком с А.С.Пушкиным и был благодарен ему за темы некоторых своих произведений?

3.Назовите один из популярных жанров древнерусской литературы.

4.Кто был отправлен в ссылку в Спасское ?

5.Кто из писателей 20 века, произведения которых вы читали в 8 классе, был участником ВОв?

6.Назовите героя по описанию: Князь, защищал русские земли от врагов, особенно известен духовный подвиг самопожертвования.

Физкультурная пауза.

ЗАДАНИЕ №4. Проверка домашнего задания. Игрок команды №1 читает четверостишие игроку команды №2. Необходимо угадать автора произведения. За верный ответ - 2 балла. В случае неправильного ответа 2 балла засчитываются первой команде, которая должна назвать автора. Далее загадывает 2-ая команда. Время проведения 7 минут.

ЗАДАНИЕ № 5. Конкурс капитанов. На интерактивной доске появляется деформированный текст произведения (для каждого капитана свой отрывок). Капитаны команд читают текст, одновременно вписывая недостающие части. После чтения правильный вариант текста появляется на доске, жюри подсчитывает возможные ошибки.

Текст задания №1.

Переправа, переправа!

Берег левый, ….. …….,

Снег шершавый, кромка ….…

Кому память, кому слава,

………………………..,-

Ни ……….., ни следа.

Ночью, первым из колонны,

………………………..,

Погрузился на понтоны

Первый……...

Погрузился, оттолкнулся

И пошёл. …………...

Приготовился, пригнулся

………………………….

Вариант ответа.

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода,-

Ни приметы, ни следа.

Ночью, первым из колонны,

Обломав у края лёд,

Погрузился на понтоны

Первый взвод.

Погрузился, оттолкнулся

И пошёл. Второй за ним.

Приготовился, пригнулся

Третий следом за вторым.

Текст задания №2.

Как плоты, пошли……….,

Громыхнул один, другой

Басовым, ……………,

…………………………….

И плывут бойцы куда-то,

Притаив штыки………...

……………………….

Сразу - будто не они,

Сразу будто не похожи

На своих,…………..;

Как-то все дружней и строже,

…………………………..

И родней, чем………...

Вариант ответа.

Как плоты, пошли понтоны,

Громыхнул один, другой

Басовым, железным тоном,

Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то,

Притаив штыки в тени.

И совсем свои ребята

Сразу - будто не они,

Сразу будто не похожи

На своих, на тех ребят;

Как-то все дружней и строже,

Как-то все тебе дороже

И родней, чем час назад.

4. Подведение итогов. Жюри подсчитывает окончательные баллы. Учитель в это время подводит итог и говорит о том, что, по совету К.Г.Паустовского, читать надо не торопясь, чтобы «не потерять ни одной капли драгоценного содержания книги…» и что «мощь, мудрость и красота литературы открываются…только перед человеком просвещённым и знающим». После этого жюри озвучивает результаты игры и объявляется команда-победитель. Всем ребятам выдаётся список литературы для летнего чтения.


© 2010-2022