Рабочие программы по русскому языку и литературе для 7 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

7 КЛАСС

№ урока

Дата план.

Дата факт.

Тема

Виды учебной деятельности

Ключевые компетенции

Виды контроля

1.

2.09

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Рецептивная: чтение статьи учебника «Читайте не торопясь»; репродуктивная: ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, о писателе, заинтересовавшем учащихся; продуктивная, творческая: выразительное чтение

Знать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Уметьвидеть взаимосвязь характеров и обстоятельств, пользоваться освоенными видами чтения.

Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника и пособия «Читаем, думаем, спорим...»

Устное народное творчество (4+1Рр+1Вн.чт)

2.

4.09

Предания как поэтическая автобиография народа.

Рецептивная: чтение статьи учебника, преданий; репродуктивная:пересказ, ответы навопросы

Знать, что такое предания. Уметь

определять жанр преданий на основе анализа текста.

Сформулировать самим вопросы по текстам преданий

3.

9.09

Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

Рецептивная:чтение статей учебника «Былина», «О собирании, исполнении, значении былин», чтение былины; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение былин, устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; исследовательская: сравнение со сказкой

Знатьтекст, понятия: «устное народное творчество», «былина», «былинный стих», «былинный герой», сюжет, художественные особенности , характер былинного героя.Уметьвидеть воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда, прославление трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, щедрости, физической силы

Ответить навопрос: вчем «тайнавсевластия»былин? Составить словарик «Такговорилибылинныегерои»

4.

11.09

Былина «Садко». «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Рецептивная: чтение былины, рун калевалы; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение былин, устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей былин и рун карело-финского эпоса; исследовательская:сообщения о прочитанных рунах

Знатьтексты, понятия: «циклы былин», «калевала», «руны», сюжет былины, художественные особенности , характер былинного героя.Уметь видеть воплощение в устном народном творчестве любого народа егонравственных критериев, прославление мирного труда, прославление таланта, чувства собственного достоинства, щедрости, физической силы.

Подготовить рассказ о героях «Калевалы», сравнить с героями былин.

5.

16.09

Рр Сочинение «Мой любимый былинный герой» (по картине В. М. Васнецова «Богатыри»)

Продуктивная, творческая: сочинение-описание картины

Знать особенности построения сочинения-описания картины. Уметь определить содержательную и искусствоведческую ценность картины.

Написание сочинения

6.

18.09

Вн.чт.Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Продуктивная, творческая работа над цитатным планом по ходу чтения, составление словесного портрета Ильи Муромца, выразительное чтение, чтение по ролям; поисковая: характеристика былинного героя; исследовательская: сопоставление текстов художественных произведений (Н. Карамзин, А. Толстой, И.Бунин) и былины

Знать понятие бескорыстного служения Родине и народу, тематическое отличие циклов былин.Уметь выразительно читать былины.

Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам или сочинение собственной былины. Выразительное чтение эпизода «Поединок Ильи Муромца с Соловьем-разбойником»

7.

23.09

Пословицы и поговорки.

Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение пословиц и объяснение их прямого и переносного смысла; продуктивная, творческая объединение пословиц в тематические группы; сочинение по пословице

Знать: пословицы и поговорки, сборники пословиц, собирателей пословиц. Уметь видеть выражение духа родного языка, меткость и точность, краткость и выразительность, прямой и переносный смысл

Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»

Древнерусская литература (2+1Рр)

8.

25.09

Древнерусская литература. Отрывок из «Повести временных лет».

Рецептивная:чтение статьи учебника, текста «Поучения»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту; продуктивная, творческая выразительное чтение; исследовательская: анализ текста

Знать текст, художественные особенности произведений, нравственные заветы Древней Руси. Уметь видеть внимание к личности, характеризовать героев, видеть их высокие нравственные качества.

Ответить навопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения»

9.

30.09

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Репродуктивная:ответы на вопросы;продуктивная, творческая устное словесное рисование, чтение по ролям; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Повести...»

Знать нравственные заветы Древней Руси.Уметь видеть в произведении гимн любви, верности, характеризовать героев, видеть их высокие нравственные качества, анализировать текст.

Составитьплан пересказа повести

10.

02.10

Рр. Итоговое тестирование по теме «Русский фольклор и древнерусская литература».

Репродуктивная:ответы на вопросы; исследовательская: анализ текстов

Знать основные понятия по темам, содержание произведений. Уметь сопоставлять, анализировать.

Тест

Произведения русских писателей XVIII века (2 ч.)

11.

07.10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…»

Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение оды; продуктивная творческая: выразительное чтение с учетом особенностей жанра оды; исследовательская : анализ текста оды

Знать биографию, тематику произведений, понятие «ода»; значение творчества Ломоносова в области науки и искусства. Уметь видеть веру Ломоносова в будущее русской науки и ее творцов, патриотизм, признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой.

Практикум:определить,к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова. Выписать из отрывка «К статуе Петра Великого» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования

12.

09.10

Г. Р. Державин поэт и гражданин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

Рецептивная: чтение статьи о Державине, чтение стихотворений; репродуктивная: рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста

Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина?

Произведения русских писателей XIX века (24+3Рр+1Вн.чт.)

13.

14.10

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

Рецептивная: чтение летописного отрывка о смерти Олега, чтение «Песни...»; репродуктивная: пересказ летописного отрывка, ответы на вопросы, сообщение о поэте; продуктивная, творческаяинсценирование «Песни…», выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них своеобразных черт (летопись, баллада)

Знатьбиографию, тексты, понятия: «баллада». Авторское отношение к героям, летописный источник «Песни о вещем Олеге», особенности композиции, своеобразие языка, основную мысль.Уметьвидеть мастерство в изображении Олега и волхва, художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси, пользоваться освоенными видами чтения.

Ответить на вопросы: что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада? Найти в «Песне...» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далекой старине?

14.

16.10

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII.

Обучение выразительному чтению.

Знать:авторское отношение к героям, Уметь видеть мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат, выражение чувства любви к родине, смысл сопоставления полководцев (Петра I и Карла XII).

Что такое описание, литературный портрет?

15.

21.10

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине.

Обучение выразительному чтению.

Знать содержание отрывка, понятие «образ автора».Уметь видеть мастерство в изображении выражение чувства любви к родине.

Ответы на вопросы

16.

23.10

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре.

Рецептивная: чтение сцены; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Знать:образ летописца Пимена. Уметь определять значение труда летописца в истории культуры, анализировать текст.

Ответы на вопросы

17.

28.10

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».

Рецептивная: выборочное чтение (описание комнаты смотрителя в начале и конце повести); репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов; продуктивная, творческая устное словесное рисование «Три приезда на станцию», инсценирование эпизода «Первый приезд Самсона Вырина к ротмистру Минскому», рассказ по иллюстрациям; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ эпизодов, сопоставление повести и притчи о блудном сыне

Знать начальные понятия: «маленький человек», «социальное положение», текст. Уметь видеть изображение «маленького человека», его положение в обществе.

Составить композиционный план повести: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Озаглавить пункты плана словами текста. Ответить на вопросы: какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»? Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня?

18.

30.10

Рр. Дуня и Минский. Анализ эпизода.

Репродуктивная: подробный пересказ эпизода «Самсон Вырин у Минского»; продуктивная, творческая рассказ «История Самсона Вырина», поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, исследовательская: анализ текста, сопоставление образа автора и повествователя

Знать гуманистическое значение повести, авторскую позицию.Уметь

видеть гуманизм повести, пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

Ответить на вопросы: что же движет пушкинскую повесть; в чем ее тайна; что побудило Ивана Петровича Белкина рассказать эту историю?

19.

11.11

М. Ю. Лермонтов . краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Рецептивная: выборочное чтение (описание портретов); репродуктивная: ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича»; продуктивная, творческая выразительное чтение поэмы, устное словесное рисование (описание внешнего вида царя); поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская : сопоставление исторической ситуации и сюжета поэмы, сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества

Знать:биографию, поэму; картины быта 16 века и их значение для понимания характера и идеи поэмы. Уметь видеть идею, защиту Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца,фольклоризм литературы, жанр поэмы.

Игра «Угадай героя» по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проследить по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?

20.

13.11

Нравственный поединок героев поэмы

Продуктивная, творческая: выразительное чтение калачного боя, описания утра перед кулачным боем, рассказ о семейной драме Калашникова; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментированное чтение текста; исследовательская: анализ текста (эпизод поединка героев, диалоги купца Калашникова и Алены Дмитриевны, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова), сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества

Знать: смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным, особенности сюжета, систему образов.Уметь видеть художественные особенности (язык, стих), связь с устным народным творчеством, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Сравнительная характеристика героев: Калашникова и Кирибеевича. Ответить на вопросы: исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен в поэме кулачным бой? Зачем выходит на кулачный бой Кирибеевич? Почему бросает ему вызов купец Калашников? Отметить эпические способы изображения Калашникова

21.

18.11

М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. Проблема гармонии человека и природы.

Рецептивная: чтение стихотворений; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование (пейзаж), рассказ о поэте, выразительное чтение; поисковая: комментирование стихотворения «Молитва»

Знать: понятия «стихотворение», «тропы», «художественное своеобразие», «лирика», «эпитет», «олицетворение», «лирический герой стихотворения».Уметь видеть своеобразие эпитетов, метафор, сравнений; пейзажа; анализировать текст.

Составить Цветовую гамму стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», ответить на вопрос: почему в этом стихотворении, говоря о гармонии мира природы и человека, Лермонтов рисует столь многоцветную картину? Прочитать статью «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» и ответить на вопрос: помогают ли стихотворения поэта понять признания Д.С.Мережковского и И.А.Бунина?

22.

20.11

Рр. Подготовка к написанию сочинения по «Песне про купца Калашникова».

Продуктивная, творческая: создание сочинения

Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами.

Написание срчинения.

23.

25.11

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Рецептивная: чтение статьи учебника, сообщение - историческая справка; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование: на основе прочитанного придумать «биографию» одного из героев картины И. Репина; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Знать биографию, текст, понятие «литературный герой». Уметь видеть патриотический характер произведения, роль пейзажа, смысл бытописания.

Викторина на знание творчества Н. В. Гоголя и первичное восприятие повести. Составить план учебной статьи

24.

27.11

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: анализ эпизода «Пленение и смерть Тараса»поисковая: определение логических связей в поведении героя

Знать: понятие повести, исторического, эпического в ней; понятие литературного характера». Уметьсравнивать, сопоставлять, делать выводы

Сочинение-миниатюра «Быт и нравы Запорожской Сечи».

25.

02.12

Отец и сыновья. Характеры главных героев повести.

Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов: «Остап и Андрий в бурсе», «В светлице Тараса», «Мать у изголовья детей», ответы на вопросы; продуктивная: творческая: инсценировка эпизода «Встреча Тараса с сыновьями», выразительное чтение эпизода «Степь»; поисковая: комментирование первых глав, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставительный анализ «Остап и Андрий», сопоставление текста с иллюстрациями П. Соколова

Знать понятие «сравнительно-сопоставительная характеристика». Уметь составлять план сравнительно-сопоставительной характеристики, определять систему персонажей и место каждого героя в этой системе, видеть смысл противопоставления Остапа Андрию.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (начало работы). Составление сравнительной таблицы. Составить цитатный план к теме «Образ матери в первой главе повести» Письменный ответ на вопрос: можно ли назвать Андрия предателем?

26.

04.12

Рр. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба».

Продуктивная, творческая: самостоятельный отбор материала для раскрытия темы сочинения, его систематизация, составление плана сочинения

Самостоятельная работа над сочинением

27.

09.12

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Рецептивная: чтение рассказа; репродуктивная: пересказ произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, сообщение об истории создания сборника «Записки охотника», художественный рассказ (описание избы Бирюка, инсценированное чтение), составление плана рассказа

Знать биографию, текст, смысл заглавия, художественные особенности. Уметь видеть мастерство художника, особенности бытописания сочувственное отношение к бесправным и обездоленным.

Составить тезисный план ответа на вопрос: «Как автор относится к изображенному в рассказе?» Ответить на вопрос: в чем смысл названия рассказа?

28.

11.12

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Рецептивная: чтение стихотворений и полноценное их восприятие; продуктивная, творческая: выразительное чтение, поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста

Знать понятие «стихотворения в прозе», их художественное своеобразие. Уметь видеть богатство и красоту русского языка, понимать родной язык как духовная опору человека, нравственную основу взаимоотношений; выразительно читать.

Написать сочинение-рассуждение: «Почему характер языка - «свидетельство судьбы народа?»

29.

16.12

Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы.

Рецептивная: чтение первой части поэмы, репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, составление плана учебной статьи, выразительное чтение, инсценирование поэмы

Знать биографию, изученные произведения, понятия «поэма», «композиция»; историческую основу поэмы, характеристику героинь, авторское отношение. Уметь видеть величие духа рус.женщин, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь

Составить тезисный план статьи учебника и сообщения о поэте (отразить факты жизни и творчества писателя, отзывы современников, характеристику автора статьи). Ответить на вопросы: чем отличается документ, рассказывающий об историческом событии (восстание декабристов) от поэтического повествования Н.А. Некрасова? В чем сила княгини и почему ее не смог переубедить генерал?

30.

18.12

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

Рецептивная: чтение фрагмента воспоминаний А.Панаевой, чтение стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование с цитированием (описание ходоков), составление киносценария

Знать содержание стихотворения, тематику, проблематику, основную мысль. Уметь видеть боль поэта за судьбу народа, понимать видение Некрасовым назначения поэзии.

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители»

31.

23.12

А.К. Толстой Исторические баллады «Иван Шибанов» и «Михайло Репнин».

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение баллад; сообщение об одном из героев баллады; поисковая: комментирование текста художественного произведения; исследовательская: сопоставление художественных произведений

Знать: биографию, содержание произведений, понятие «баллада».Уметь формулировать основную мысль произведения, выделять основные черты главных героев: мужество, верность, стойкость, неподкупность.

Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах. Объяснить, какова их роль в тексте? Ответить на вопросы: почему автор назвал баллады «Василий Шибанов» и Михайло Репнин»? Рассуждение «Бегство князя Курбского в Литву: измена Руси или Ивану Грозному?»

32.

25.12

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Рецептивная: чтение статьи в учебнике, чтение сказки; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям, инсценирование, поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление народных сказок и «Повести...», ситуации, изображенной в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо, и в «Повести...»

Знатьбиографию писателя, текст повести-сказки, понятие: «сатира», «гротеск», «иносказание», «юмор», «гипербола», «фантастика»; социальное устройство общества, характеристику героев, авторскую позицию. Уметь видеть художественное мастерство в обличении социальных пороков общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, осуждение покорности мужика, сатиру и юмор, гротеск.

Составить цитатный план сказки. Ответить на вопросы: какие пороки общества обличает Салтыков- Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Почему Салтыков-Щедрин называл свою манеру писать «эзоповым языком»? Есть ли что-то общее у сказки Салтыкова-Щедрина и басен И.А. Крылова? Что нового вносит эта сказка в ваше представление о литературной сказке?

33.

30.12

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Рецептивная: чтение сказки и полноценное ее восприятие; репродуктивная: пересказ сказки «Повесть о том...»; продуктивная, творческая: чтение по ролям диалога между помещиком и капитаном-исправником («Дикий помещик»); поисковая: самостоятельная работа по таблице: «Кого, в чем и как обличает автор», комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Сказки...»

Знать содержание сказки. Уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять примеры иносказания, отношение авторов к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке.

Работа по заполнению таблицы «Кого, в чем и как обличает Салтыков-Щедрин в сказке». Доказать на примере сказки «Дикий помещик», что источником как материальной, так и духовной культуры правящих классов является народ. Ответить на вопрос: что сближает сказку «Дикий помещик» со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

34.

Л.Н. Толстой «Детство» (главы) Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писателе: Толстой и Ясная Поляна; Толстой и дети; поисковая: комментирование глав: «Maman», «Что за человек был мой отец»; исследовательская: анализ глав повести

Знать биографию, текст, художественное своеобразие произведения, характеристику героев. Уметь видеть проблемы «отцов и детей», проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Выборочный пересказ, комментирование

35.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: сжатый пересказ, ответы на вопросы; творческая: устное словесное рисование,поисковая:самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Знать нравственную проблематику повести. Уметь оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера, понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты).

Ответить на вопросы: чему учат Николеньку Карл Иванович и Наталья Савишна; что общего в отношении героя -повествователя к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне? Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева?

36.

Итоговое тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого.

37.

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение статей в учебнике о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста

Знать биографию писателя, текст, способы создания смешного, понятия «говорящие фамилии», «юмор», «псевдоним», «художественная деталь», средство юмористической характеристики - «говорящие фамилии», смысл заглавия.Уметь видеть способы создания смешного, живую картину нравов, осмеяние трусости и угодничества, стоить связное высказывание.

Тест по рассказу «Хамелеон». Ответить на вопрос: чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы)?

38.

Рассказы А.П.Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение отрывка «Литературная жизнь» из очерка А.М. Горького «А.П.Чехов»; репродуктивная: выразительное чтение рассказа, продуктивная, творческая: чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану; поисковая: развернутый ответ на вопрос: над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает?

Знать текст, художественные особенности, характеристику героев; понятие «жанр рассказа». Уметь видеть многогранность комического в рассказах.

Объяснить смысл слов И. Бунина: «Грустно видеть, как много страданий, и тоски, и нужды на Руси» (на примере рассказов А.П. Чехова)

39.

Вн.чт. Смех и слёзы в рассказах Чехова

«Тоска»,«Размазня».

Репродуктивная: пересказ рассказа «Тоска», образ глухого города; продуктивная, творческая: чтение по ролям рассказа «Размазня», презентация киносценария по рассказу «Хамелеон», защита обложки к этому рассказу, инсценирование рассказа «Злоумышленник»; исследовательская: анализ 2-3 рассказов, сопоставление, выявление в них общих черт

Знать текст, художественные особенности, характеристику героев; понятие «жанр рассказа». Уметь видеть многогранность комического в рассказах.

Характеристика одного из героев рассказов А.П. Чехова. Ответить на вопросы: современны ли темы рассказов Чехова? Какие прочитанные вами рассказы можно отнести к сатирическим, какие к юмористическим? Свой ответ обосновать

40.

Рр .Стихи русских поэтов XIXвека о родной природе.

Рецептивная: чтение стихотворений, статьи учебника; продуктивная, творческая: устное рисование; исследовательская: анализ лирического произведения по плану; сравнение произведений художественной литературы («Молитва» М.Ю.Лермонтова - «Благовест» А.К.Толстого); поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Знать тексты стихотворений, образ родной природы в стихотворениях, понятия «пейзаж», «пейзажная лирика». Уметь видеть поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания; анализировать стихотворение.

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»?


Произведения русских писателей XXвека (17+5Вн.чт.+2Рр)

41.

И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Рецептивная: чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка (гл. 2-5), чтение лирического отступления (гл.6), финала рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы, поисковая: комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н. Толстого «Детство»)

Знать биографию писателя, текст, автобиографический характер произведения, систему персонажей характеристику героев, понятия «бытописание», «идея»; Уметь определять идею произведения, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, видеть особенности рассказа как эпического жанра.

Написать отзыв на рассказ «Цифры» или составить план рассказа (по выбору). Сопоставить поведение героев Л.Н. Толстого и А.Бунина (Николенька «Детство» - Женя «Цифры»). Кто из героев вызывает симпатию, жалость, сочувствие? Пересказ-анализ сцены ссоры, ее причин с параллельным составлением таблицы (развитие ссоры)

42.

И. А. Бунин «Лапти».Нравственный смыл рассказа.

Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, рассказ «о страшной ночи»: «предметная» насыщенность, описание, антитеза «мрак-свет»; исследовательская: стилистический анализ эпизода «...было большое горе» (1 абзац)

Знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения». Уметь выделять смысловые части текста, давать оценку поступкам героев.

Написать продолжениерассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека?

43.

М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы).

Рецептивная: чтение статьи учебника о Горьком, сопоставление фактов жизни писателя с содержанием повести «Детство»; репродуктивная: сообщение о писателе, пересказ сцены «Порка Алеши дедом»; поисковая: подобрать цитаты, характеризующие «свинцовые мерзости жизни»; комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; исследовательская: анализ текста

Знать биографию писателя, текст фрагмента повести, автобиографический характер произведения, систему персонажей характеристикуку героев, понятия «псевдоним», «трилогия», «повесть», «художественная автобиография».Уметьопределять идею произведения, делать художественный пересказ частей сюжета, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий.

С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни». Какая картина русской жизни открывается со страниц повести? «И ведь не про себя я рассказываю», - писал Горький во второй главе. О чем же рассказывает писатель в повести о детстве? Чем обстановка в доме деда Каширина отличается от атмосферы дома, описанной Л.Н. Толстым в повести «Детство»?

44.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев

Репродуктивная: ответы на вопросы по содержанию и осмыслению повести; продуктивная, творческая: инсценирование эпизода «Ученье», сообщения «Алеша и Цыганок» (гл.2, 31) и «Алеша и Хорошее Дело» (гл.8), устное словесное рисование «Бабушка глазами Алеши» (гл.1), художественный пересказ «Бескорыстие и доброта бабушки» (гл.2), «Молитвы и рассказы бабушки», «Бабушка в сцене пожара» (гл.4), «Пляска бабушки» (гл.З); исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов

Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алёше, деду, Цыганку, Хорошему Делу. Уметьвидеть противопоставление в изображении «свинцовых мерзостей жизни» и «яркого, здорового, творческого в русской жизни»; давать характеристику героев на основе анализа текста, роль бытописания.

Ответить на вопросы: в чем смысл бабушкиного «все хорошо»? Что это - «слава богу, что мы пока живы»? В чем вы видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»?

45.

Рр. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

Исследовательская: анализ эпизода «Пожар» (с сопоставлением поведения героев во время бедствия)

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

46.

Вн.чт.«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Рецептивная: чтение легенды; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; исследовательская: определение сходства сюжета библейской истории о Моисее и легенды о Данко, анализ текста

Знать понятия «романтизм», «реализм»; содержание легенды, жанровое своеобразие произведения. Уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою.

Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»

47.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Рецептивная: чтение статьи о поэте, чтение стихотворения; продуктивная, творческая: устное словесное рисование сюжетной картины стихотворения (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?); поисковая: сопоставление содержания с рисунками Д. Бурлюка и В. Маяковского, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ стихотворения

Знать понятие о лирическом герое, о гиперболе. Уметь определять тематику, идею, художественное своеобразие; анализировать текст.

Тест на знание содержания стихотворения «Необычное приключение». Составить таблицу «Лексический анализ стихотворения» (разговорная лексика, просторечия, неологизмы, слова, употребленные в переносном значении). Ответить на вопросы: чем интересен поэтический словарь Маяковского? Как поэту удается совместить шутку, игру, «житейское правдоподобие» и поэтическую фантазию?

48.

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, работа над языком произведения (сравнение, метафора, просторечия, неточная рифма, звукозапись...), устное словесное рисование

Знать понятие о лирическом герое, о звукописи. Уметь видеть два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя.

Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В. Маяковского, потому что...»

49.

Вн.чт. Л. Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака».

Рецептивная: чтение очерка о писателе «Люди и книги», выборочное чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы по осмыслению сюжета, идейному содержанию, выборочный пересказ на тему «История Кусаки».

Знать биографию писателя, текст, понятие «рассказ». Уметь понимать смысл заглавия, основную мысль, характеры героев, формулировать собственное отношение к событиям, владеть различными видами пересказа.

Составление цитатного плана произведения

50.

А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя.

Рецептивная: чтение диалогов Юшки с детьми и взрослыми; репродуктивная: рассказ о Юшке, близкий к тексту, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассуждение «Ситуации в моей жизни, вызывающие сострадание»; поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста

Знать биографию писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание. Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев, видеть нравственную красоту героев.

Тест по рассказу «Юшка» (с вариантами ответов). Ответить на вопрос: как писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых к Юшке? Что общего между горьковским Данко и Юшкой?

51.

Вн.чт.А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Рецептивная: выборочное чтение (портрет старого машиниста, рассказ помощника машиниста о наблюдательности Мальцева, последняя часть рассказа); репродуктивная: близкий к тексту пересказ «Юшка наедине с природой», художественный пересказ «Дети и Юшка»; ответы на вопросы учебника; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование; исследовательская: сравнительный анализ героев произведений А.Платонова

Знать содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя. Уметь осознавать необходимость сострадания и уважения к человеку, видеть неповторимость героев; чувствовать прекрасное; выражать своё отношение к прочитанному.

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа (письменно). Ответить на вопросы: с какой целью писатель ввел в рассказ фигуру следователя? В каком отношении находятся мир людей и мир природы в рассказе? В ком находит поддержку и единственную опору в противостоянии стихийным и враждебным силам «прекрасный и яростный мир» и человек Платонова?

52.

Рр. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

Знать содержание прочитанных произведений. Уметь определять основную мысль сочинения, соотносить её с тем рассказом, по которому пишется сочинение, построить план сочинения.

Письменная работа (сочинение)

53.

Итоговый тест по творчеству М.Горького, В.Маяковского, Л.Андреева, А.Платонова.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

Знать факты из жизни изученных писателей, содержание прочитанных произведений, литературные термины.

Тестирование.

54.

Б.Л. Пастернак Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет дома». Своеобразие картин природы.

Рецептивная: чтение стихотворений и полноценное их восприятие; репродуктивная: слово о поэте; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; исследовательская: анализ стихотворений по плану.

Знать сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое. Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение.

Выразительное чтение стихотворений.

55.

Контрольная работа по литературе ХХ века.

Продуктивная, творческая: анализ эпизода или стихотворения; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Знать содержание прочитанных произведений. Уметь определять основную мысль.

Письменная работа

56.

Вн.чт.Час мужества. Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны.

Рецептивная: чтение интервью, составление плана по ходу чтения; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений о войне с комментированием.

Знать особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью. Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности.

Выразительно читать одно из стихотворений о Великой Отечественной войне

57.

Ф. Абрамов. «О чём плачут лошади». Проблемы рассказа.

Рецептивная: чтение статьи в учебнике, чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы по осмыслению идейно-тематического содержания рассказа, пересказ рассказа от лица Рыжухи; продуктивная, творческая: комментированное чтение концовки рассказа

Знать биографию писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятия «литературные традиции», «традиции и новаторство». Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, видеть эстетические, нравственно-экологические проблемы.

Ответить на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» Составить план рассказа

58.

Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказа.

Рецептивная: чтение описания пейзажа; репродуктивная: слово о писателе, выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение по ролям, составление характеристики героя; исследовательская : сравнение рассказа Е. Носова «Кукла» со стихотворением К. Случевского «Кукла»

Знать биографию писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», проблематику, характеристику героев, художественные особенности. Уметь видеть силу внутренней, духовной красоты человека, протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе, взаимосвязь природы и человека, роль прекрасного в душе человека, в окружающей природе.

Тест по рассказам Е.И. Носова «Кукла». Ответить на вопросы: как можно объяснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч»; какое из них кажется вам наиболее удачным?

59.

Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Репродуктивная : слово о писателе, пересказ событий рассказа от лица героев (Володи и Яшки); продуктивная, творческая: словесное рисование (описание утра), чтение диалога по ролям; исследовательская : анализ диалогов мальчиков и пейзажа в рассказе

Знать сведения из жизни писателя, текст, значение взаимопомощи, взаимовыручки, особенности характеров городского и сельского мальчиков. Уметь видеть характер взаимоотношений героев, понимание окружающей природы, подвиг и радость от собственного доброго поступка

Составить: цитатный план своего рассказа о мальчиках или тест по рассказу «Тихое утро» (по выбору)

60.

Вн.чт. «Тихая моя Родина» Стихотворения русских поэтов XX века о родной природе.

Рецептивная: чтение отрывка из статьи К.Г. Паустовского «Заметки о живописи»; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений о природе (конкурс чтецов)

Знать Стихотворения данной тематики, художественные особенности; понятия «пейзаж», «пейзажная лирика», «эпитет», «олицетворение», «метафора».Уметь видеть выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

Выразительное чтение стихотворений наизусть

61.

Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского.

Репродуктивная : слово о писателе, пересказ событий стихотворения от лица лирических героев;продуктивная, творческая: устное словесное рисование (описание маков); исследовательская: анализ текста

Знать сведения о жизни и творческом пути автора, тематику стихотворений, художественные особенности лирических произведений, тропы. Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение.

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Подготовить рассказ с пользованием лексики А.Т. Твардовского и ассоциативной лексики

62.

Д.С. Лихачев «Земля родная ». Главы из книги.

Репродуктивная: работа по главам (составление тезисов), составление плана статьи об ученом, пересказ; продуктивная, творческая: выразительное чтение глав «Молодость - это вся жизнь», «Учиться говорить и писать»; поисковая: комментирование художественного текста..

Знать содержание глав, основную мысль, понятия «напутствие», «публицистика», «воспоминания», «мемуары». Уметь видеть особенности публицистического стиля, воспитательное значение произведения, оценивать отношение автора к прочитанному.

Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края», использовать советы автора из главы «Учиться говорить и писать»

63.

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»)

Репродуктивная: пересказ с сохранением авторского стиля; продуктивная, творческая: чтение по ролям, сообщение о писателе

Знать сведения о творчестве писателя, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев. Уметь видеть смешное и грустное в рассказах, сочетание иронии и правды.

Отзыв на рассказ

64.

Песни на стихи русских поэтов XX века.

Продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение стихотворений или исполнение под аккомпанемент (конкурс чтецов)

Знать факты из биографий поэтов, понятие «аккомпанемент». Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.

Развернутый ответ на вопрос: как вы понимаете следующие строки: «Границы отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны - граница покоя»?

Из зарубежной литературы (5 ч)

65.

Р. Бёрнс . «Честная бедность».Представление народа о справедливости и честности.

Рецептивная: чтение статьи учебника о Р.Бернсе, репродуктивная: пересказ статьи о поэте по составленному плану; продуктивная, творческая: выразительное чтение произведения; поисковая: подбор пословиц, отражающих идею каждого куплета, комментирование по строфам; исследовательская: анализ стихотворения

Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть; понятия «рефрен», «лирика», «романтизм».Уметь выразить народное представление о справедливости и честности, выразительно читать стихотворение, подчёркивая его грустный и шутливый характер, объяснить способы достижения комического эффекта.

Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Р.Бернса: «Душа человека - его королевство»? Почему многие песни Р.Бернса считаются народными? Какие русские афоризмы совпадают по мысли с афоризмами Р. Бернса? Найти художественно-изобразительные средства языка, отражающие идейный смысл стихотворения: метафоры, антитезу

66.

Дж.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…»

Продуктивная, творческая: слово о поэте, выразительное чтение стихотворения; исследовательская: анализ текста стихотворения, сопоставление лирического героя Байрона с героями русской литературы, которые будут жить «в песнях родины святой»

Знать автора и факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона, художественные особенности произведений. Уметь воспроизводить произведение как гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Тезисы сообщения учителя о жизни и творчестве Байрона. Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос: что обрекает героя на бессмертие?

67.

Японские хокку. Особенности жанра. Мацуо Басё. Кабаяси Исса.

Репродуктивная: пересказ статьи о хокку;продуктивная, творческая: выразительное чтение хокку; исследовательская: анализ текстов хокку.

Знать понятие «хокку»; особенности японских трехстиший. Уметь проникать в тайны их философского смысла.

Попробовать сочинить собственные хокку.

68.

О. Генри. Рассказ «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Репродуктивная: пересказ от лица героев; продуктивная, творческая: слово о писателе, чтение по ролям, инсценирование отдельных эпизодов

Знать автора, факты жизненного и творческого пути писателя, содержание новеллы, нравственную проблематику произведения: понятие «новелла». Уметь видеть силу любви и преданности, жертвенность во имя любви.

Составить синквейн по теме «Любовь» или план рассказа (на выбор)

69.

Р.Д.Брэдбери. Рассказ «Каникулы».

Рецептивная: чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: слово о писателе, устное словесное рисование картины мира, из которого ушли люди «Мир без людей», «Тридцатилетние каникулы»; поисковая: «раскрашивание и озвучивание» иллюстраций учебника; исследовательская анализ текста

Знать автора и жанр, в котором он пишет, содержание рассказа, проблематику, характеристику героев. Уметь объяснить смысл названия, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приёмов фантастики.

Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чем мальчик написал в записке? О чем писатель предупреждает человечество в рассказе «Каникулы»?

70.

Подведение итогов. Рекомендации на лето.

Репродуктивная: викторина по изученным произведениям

Знать изученный в течение года материал

Подведение итогов викторины



© 2010-2022