Урок в 5 классе по теме «и-ы после ц» русского языка

Тип урока; Урок «открытия нового знания». Цели урока Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников; развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки. Содержательные: формирование навыка правописания и – ы после ц,   составление  алгоритма  действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2.Формирование новых понятий и способов действий.

3.Применение понятий и способов действий.

исследовательский, практический, словесный

Работа с книгой, самостоятельная работа, лингвисти-ческая дискуссия, беседа

1. Кластер

2.Лови ошибку»

3 Инсерт

4.Мини - исследование

5.Составлени е алгоритма

6.Самопроверка по образцу

7.Приём «Письмо».

Презентация, перфокарты.

1. Фронтальный.

2.Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный




Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: Шмелёва А.Д.

Тема урока: « и-ы после ц»»

Тип урока; Урок «открытия нового знания».

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: формирование навыка правописания и - ы после ц, составление алгоритма действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Ход урока

1.Мотивация к деятельности

Слайд 2

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня у ребят урок уж очень важный

-Почему урок важный?

Слайд 3

Ц…плёнок в цирке выступал,

Играл он на ц..мбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифр знал немало.

Он из ц..линдра доставал

Морковь и огурц..

И только одного не знал

….

Чего же не знал цыплёнок?

О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Слайд 4

Тема урока: И - после ц

А на какие вопросы мы должны ответить?

Сегодня мы будем в роли исследователей. Что значит исследовать? (Подвергнуть научному изучению, осмотреть для изучения чего- либо. Словарь С. И. Ожегова

2.Актуализация и пробное учебное действие

Начинаем работу. Организуем две исследовательские лаборатории. Заведующий лабораторией - консультант (помощник учителя)

Работа в группе. В каждой группе консультант

Слайд 5

Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, на сколько столбиков можно разделить слова:

Ч…с, ж…знь,. ц…рк, ц…ган, ж..дкий, ч…йник, огурц..,, камыш…, ч...ща, акац….я, куриц..н ,.

Объяснить известное. Что для вас новое? Какие вопросы возникли?

3.Выявление места и причины затруднения

«Открытие» нового знания.

Слайд 6

Скворцы, цыганский, циркуль, секция. куницын.

Мини - исследование.

На слайде слова с изучаемой орфограммой, но буква в них не пропущена.

Попробуйте соотнести их со словами третьего столбика и вставьте пропущенные буквы:.

Работа в группах.

Получились пары:

Слайд 7

Скворцы, огурцы.

Цыганский, цыган.

Циркуль. цирк.

Секция, акация.

Курицын, куницын

Какую работу нужно проводить с данными словами, чтобы понять различие в правописании? (Учащиеся составляют алгоритм действия: разобрать слово по составу, определить, в какой части слова орфограмма).

У каждого исследователя есть своё открытие. Какое открытие сделали вы?

Открытие в схеме.

ыИ - ы в корне

в окончании

Ы в суффиксе

Эксперимент окончен, но есть ещё тёмные пятна. Какие? (и-ы в корне)

Как их разгадать? ( работа с литературой)

Работа со схемой учебника страница 107 по принципу «Инсерт»( карандашом отмечается: «+» - знаю, «!» - новое, «?» - есть вопросы.

Что вам известно?

Какая из двух гласных букв и или ы чаще употребляется в корне?

Составляют список слов с ы: Цыган, цыплёнок. цыц, на цыпочках, цыкнуть..

В остальных случаях пишите и.

А какая ещё гласная буква пишется после ц?

Запишите правила в знаковой форме.

4.Этап реализации построенного проекта

Работа в группе. Упражнение 64

Вставьте пропущенные буквы, проговаривая алгоритм действия..

Учитель проверяет, выявляет ошибки. Учащиеся, допустившие ошибки, объясняют написание слов. Выявляют причины возникновения ошибок.

5.Этап первичного закрепления с проговариванием вслух

Эксперимент окончен. А теперь апробируем его результаты.

Работа в парах упражнение 65.

Кто быстрее угадает и правильно запишет зашифрованные слова.

Индивидуальная работа.(с сильными учащимися)

Составьте 3 предложения ( три слова по выбору)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый учащийся получают перфокарту, вставляет пропущенные буквы.

1 вариант

Ц…тата, ц…фра, лекц…я, абзац…, ц…новка, панц…рь, куриц…н, сестриц.., ц..нами

2 вариант

Ц..ркуль, лекц..я, ц..плёнок, ц…пля, на ц..почках , куц..й, панц…рь, акац..я, леденц…

Проверка по образцу.

Слайд 8

Самооценка.

7.Этап включения в систему знаний и повторения

Упражнение 68

Озаглавить текст.

Определить лексическое значение слова экслибрисы.

А что вы уже знали об экслибрисах?

Что нового узнали из этого теста?

  1. вариант списать 1 абзац.

  2. вариант - списать 2 абзац.

Какие орфограммы встречаются в данном тексте?

Повторение орфограмм: безударные гласные в корне, гласные после шипящих. И -ы после ц

Взаимопроверка

Приём «Лови ошибку»

Слайд 9

Мы побывали в цырке. В соду цвела акация. Оля на ципочках вашла в комнату

Проверка по образцу. Слайд 10

Объяснение ошибок.

8.Рефлексия деятельности 3 мин

Вернуться к слайду1

Помогите цыплёнку поставить и или ы.

Какие учебные действия помогли нам сделать открытие?

А что ещё помогает нам разгадывать тёмные пятна? (учебник)

А как поработали юные исследователи? Выставьте себе оценку и оцените товарищей.

9.Домашнее задание по выбору. Слайд 11

1.Написать письмо цыплёнку, в котором объяснить, когда после ц пишется и, а когда ы.

2. Упражнение 67

Слайд 12

Наше открытие знанья умножит,

Грамотней стать оно нам поможет.



© 2010-2022