- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок в 5 классе по теме «и-ы после ц» русского языка
Урок в 5 классе по теме «и-ы после ц» русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жулина В.В. |
Дата | 23.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дидактическая
структура
урока
Методическая подструктура урока
Методы
обучения
Форма
деятельности
Методические
приемы и их
содержание
Средства
обучения
Способы
организации
деятельности
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
2.Формирование новых понятий и способов действий.
3.Применение понятий и способов действий.
исследовательский, практический, словесный
Работа с книгой, самостоятельная работа, лингвисти-ческая дискуссия, беседа
1. Кластер
2.Лови ошибку»
3 Инсерт
4.Мини - исследование
5.Составлени е алгоритма
6.Самопроверка по образцу
7.Приём «Письмо».
Презентация, перфокарты.
1. Фронтальный.
2.Индивидуальный.
3. Парный.
4. Коллективный
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Шмелёва А.Д.
Тема урока: « и-ы после ц»»
Тип урока; Урок «открытия нового знания».
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: формирование навыка правописания и - ы после ц, составление алгоритма действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Ход урока
1.Мотивация к деятельности
Слайд 2
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня у ребят урок уж очень важный
-Почему урок важный?
Слайд 3
Ц…плёнок в цирке выступал,
Играл он на ц..мбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр знал немало.
Он из ц..линдра доставал
Морковь и огурц..
И только одного не знал
….
Чего же не знал цыплёнок?
О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Слайд 4
Тема урока: И - после ц
А на какие вопросы мы должны ответить?
Сегодня мы будем в роли исследователей. Что значит исследовать? (Подвергнуть научному изучению, осмотреть для изучения чего- либо. Словарь С. И. Ожегова
2.Актуализация и пробное учебное действие
Начинаем работу. Организуем две исследовательские лаборатории. Заведующий лабораторией - консультант (помощник учителя)
Работа в группе. В каждой группе консультант
Слайд 5
Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, на сколько столбиков можно разделить слова:
Ч…с, ж…знь,. ц…рк, ц…ган, ж..дкий, ч…йник, огурц..,, камыш…, ч...ща, акац….я, куриц..н ,.
Объяснить известное. Что для вас новое? Какие вопросы возникли?
3.Выявление места и причины затруднения
«Открытие» нового знания.
Слайд 6
Скворцы, цыганский, циркуль, секция. куницын.
Мини - исследование.
На слайде слова с изучаемой орфограммой, но буква в них не пропущена.
Попробуйте соотнести их со словами третьего столбика и вставьте пропущенные буквы:.
Работа в группах.
Получились пары:
Слайд 7
Скворцы, огурцы.
Цыганский, цыган.
Циркуль. цирк.
Секция, акация.
Курицын, куницын
Какую работу нужно проводить с данными словами, чтобы понять различие в правописании? (Учащиеся составляют алгоритм действия: разобрать слово по составу, определить, в какой части слова орфограмма).
У каждого исследователя есть своё открытие. Какое открытие сделали вы?
Открытие в схеме.
ыИ - ы в корне
в окончании
Ы в суффиксе
Эксперимент окончен, но есть ещё тёмные пятна. Какие? (и-ы в корне)
Как их разгадать? ( работа с литературой)
Работа со схемой учебника страница 107 по принципу «Инсерт»( карандашом отмечается: «+» - знаю, «!» - новое, «?» - есть вопросы.
Что вам известно?
Какая из двух гласных букв и или ы чаще употребляется в корне?
Составляют список слов с ы: Цыган, цыплёнок. цыц, на цыпочках, цыкнуть..
В остальных случаях пишите и.
А какая ещё гласная буква пишется после ц?
Запишите правила в знаковой форме.
4.Этап реализации построенного проекта
Работа в группе. Упражнение 64
Вставьте пропущенные буквы, проговаривая алгоритм действия..
Учитель проверяет, выявляет ошибки. Учащиеся, допустившие ошибки, объясняют написание слов. Выявляют причины возникновения ошибок.
5.Этап первичного закрепления с проговариванием вслух
Эксперимент окончен. А теперь апробируем его результаты.
Работа в парах упражнение 65.
Кто быстрее угадает и правильно запишет зашифрованные слова.
Индивидуальная работа.(с сильными учащимися)
Составьте 3 предложения ( три слова по выбору)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Каждый учащийся получают перфокарту, вставляет пропущенные буквы.
1 вариант
Ц…тата, ц…фра, лекц…я, абзац…, ц…новка, панц…рь, куриц…н, сестриц.., ц..нами
2 вариант
Ц..ркуль, лекц..я, ц..плёнок, ц…пля, на ц..почках , куц..й, панц…рь, акац..я, леденц…
Проверка по образцу.
Слайд 8
Самооценка.
7.Этап включения в систему знаний и повторения
Упражнение 68
Озаглавить текст.
Определить лексическое значение слова экслибрисы.
А что вы уже знали об экслибрисах?
Что нового узнали из этого теста?
-
вариант списать 1 абзац.
-
вариант - списать 2 абзац.
Какие орфограммы встречаются в данном тексте?
Повторение орфограмм: безударные гласные в корне, гласные после шипящих. И -ы после ц
Взаимопроверка
Приём «Лови ошибку»
Слайд 9
Мы побывали в цырке. В соду цвела акация. Оля на ципочках вашла в комнату
Проверка по образцу. Слайд 10
Объяснение ошибок.
8.Рефлексия деятельности 3 мин
Вернуться к слайду1
Помогите цыплёнку поставить и или ы.
Какие учебные действия помогли нам сделать открытие?
А что ещё помогает нам разгадывать тёмные пятна? (учебник)
А как поработали юные исследователи? Выставьте себе оценку и оцените товарищей.
9.Домашнее задание по выбору. Слайд 11
1.Написать письмо цыплёнку, в котором объяснить, когда после ц пишется и, а когда ы.
2. Упражнение 67
Слайд 12
Наше открытие знанья умножит,
Грамотней стать оно нам поможет.