Урок. Испытание человека войной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ КАРЛА МАРКСА»



Урок по литературе в 7 классе



«Испытание человека войной»



Учитель: Русаловская Т.Н.



«Испытание человека войной».

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по Стране

А мы такие молодые

Не дымятся, дали,

Пыль черна от слёз.

Ни одной медали

Дед мой не принёс

Только в этом самом

Нет его вины,

Потому что сам он

Не пришёл с войны

Давид Самойлов

Цели: воспитывать чувство гордости и восхищения подвигами, совершенными в годы Великой Отечественной войны; показать героизм людей в годы войны, какие трудности выпали на их долю; формировать стремление воспитывать в себе волю, целеустремлённость.

Задачи:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • изображать войну, декламировать стихотворения, пересказывать, развивать артистические способности.


  1. Предварительная подготовка:

  1. Разбить класс на группы, дать задание каждой группе: встретиться и провести беседу с людьми старшего поколения, которые в годы войны были детьми, записать их рассказ;

  2. Выучить понравившиеся стихи, о Великой Отечественной войне;

  3. Нарисовать рисунки на тему: «Война глазами детей;

  4. Подготовить сообщение «Дети на войне»;

  5. Написать письмо неизвестному солдату.


  1. Оформление:

Рисунки учащихся на тему: «Война глазами детей».


  1. Ход урока.

Звучит песня «Журавли» - муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова.


  1. Вступительное слово учителя.

Война … в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плачь ребёнка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков.

Война - это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слёз, мучений.

В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. И не удивительна ранняя гражданственность этих ребят: в тяжёлые для страны времена они в свои 10 - 14 лет уже осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Сегодня вы услышите два рассказа и стихотворения - о славных делах ребят.

Первый рассказ - о славных делах советско-польско-чехословатского подполья на Сецинском аэродроме под Брянском, факты о них известны из книги «Вызываем огонь на себя». Этот рассказ о подвиге самого юного из сецинских подпольщиков, Саши Барвенкова - верного помощника руководителя подполья, Героя Советского Союза А.М. Морозовой;

  1. «Жёлтый слон».

Второй рассказ посвящен подвигу 15 летнего юнги - Толи Рыбакова.

  1. «Я нечаянно, товарищ адмирал»

  2. Беседа по теме.

Учитель. Ребята рассказали нам о героических подвигах двух совершенно разных мальчишек. Они не знали друг о друге, воевали в разных уголках Родины, по-разному сложилась судьба этих парнишек.

- И всё-таки, что общего между этими ребятами, какими качествами они обладали? (Любовь к родине, ненависть к захватчикам, желание быть полезными взрослым.)

- Почему в годы войны дети быстро взрослели?

- О подвигах и героических поступках, каких ребят вы ещё читали или слышали?

  1. Работа по группам.

Просмотр фильма.


Учитель. Много стихов и песен посвящено трагической судьбе миллионов мальчишек и девочек, чьё детство выпало на период Великой Отечественной войны.

Послушайте одно из таких стихотворений: «Уходили мальчики - на плечах шинели …».

Вопрос. Какие чувства вызвало у Вас это стихотворение?

Ученик. Нам кому-то 11, а кому-то уже 12. Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Мы видим, как строят новые дома, но не подозреваем, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов.

Учитель. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.


Выходит воин и мальчик.


Мальчик. Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, всё дальше? Чтобы мы забывали её? Забывали вот этот самый запах войны?

Воин. Да, мы воевали за то, чтобы война уходила всё дальше. Да это так. И всё же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война - это наша общая память. Хотим ли мы, чтобы Вы не забывали войну, нас всех? Конечно, хотим!

Война - это страшно: это кровь, муки, смерть…. Да, нас убивали. И мы убивали. Но мы не любим воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать Вам.

А что вы думаете о нас сегодня? Вспоминаете ли? Что вы знаете о войне?


Звучит музыка и на фоне музыки.


22 июня 1941 года мирная жизнь была нарушена нападением фашисткой Германией. Страна вступила в смертельный бой с коварным, жестоким врагом.

Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная война. 20 миллионов сынов и дочерей потеряла Родина в этой битве. Каждый девятый житель страны не вернулся с этой войны.

Учитель. Вдумайтесь, ребята, в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд!

Ученик. Дети войны… они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам. Совинформбюро и серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжёлую науку ненависти.





Л. Татаренко

Спят мальчишки в сиянии звёзд…

Им - семнадцать! Навечно семнадцать.

Им не встать из-под белых берёз,

Из-под алых рябин не подняться.


Шли мальчишки в шинелях до пят.

На врага, под огонь бронебойный

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны!


Спят мальчишки под сенью берёз,-

Навсегда твёрдо сомкнуты губы,-

Не видать им ни солнца, ни звёзд,-

Тише пойте, армейские трубы!

С. Михалков

С. Орлов

Л. Кондратенко

Т. Тюрина

Было дано задание. Написать письмо неизвестному солдату. Зачитать письмо (остальным сдать).


  1. Итог урока.

Учитель. Чтобы быть героем, обязательно ли быть порядочным человеком?

Вывод учителя. Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства гордости и чести.

Патриотизм - эмоциональное отношение к Родине - чувство любви и преданности, готовность служить ей и защищать её от врагов. Любовь к Родине, преданность к Отечеству, забота о его процветании - сложное, многогранное чувство, проявляющееся в любви к земле, где человек родился и прожил много лет, т где жили его родители и предки, к окружающей природе, к своему народу, его языку, традициям и культуре, к представляющему народ государству, в гордости за свою страну и её достижения.

Каждый человек вкладывает в понятие «патриотизм» свое понимание любви к Отечеству.








С. Михалков

«Жили три друга - товарища».


  1. Игра: «Историческое лото».

Задание. Раскройте содержание понятий:

  1. Народное ополчение - (военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий).

  2. Ополченцы (Войны - добровольцы народного ополчения).

  3. Добровольчество (Способ комплексирование вооружённых сил путём зачисления на военную службу людей по их желанию.).

  4. Партизанское движение (Борьба народных масс за свободу Родины, которая ведётся на территории, занятой противником; в этой борьбе вооружённое ядро трудящихся опирается на поддержку местного населения).

  5. Оккупация (Временное занятие вооружёнными силами территории противника).


  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть любое одно стихотворение о войне стр. 129 - 132.


© 2010-2022