• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект урока литературного чтения по теме: Научно-популярный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился». Сравнение произведений В. Бианки «Муравейник зашевелился» и «Как Муравьишка домой спешил»

Конспект урока литературного чтения по теме: Научно-популярный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился». Сравнение произведений В. Бианки «Муравейник зашевелился» и «Как Муравьишка домой спешил»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения по теме:

Научно-популярный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился». Сравнение произведений В. Бианки «Муравейник зашевелился» и «Как Муравьишка домой спешил».


Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Форма проведения урока: решение проектной задачи.

Цель: Формировать у учащихся способность к сравнению научного и художественного текстов по предложенному плану.

Задачи:

образовательные:

· расширить кругозор учащихся;

· создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей вжиться в текст, почувствовать точность языка писателя, понять основную мысль произведения;

развивающие:

· создать условия для развития навыков работы с художественным текстом,

исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать,

коммуникативных умений;

· развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;

· развивать речь детей;

· расширять представления об окружающем мире живой природы;

воспитательные:

· создать условия для формирования умения работать в группе;

· воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы,

товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Личностные. У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как

поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба. Регулятивные. Обучающийся научится:

- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

- оценивать результаты работы, организовывать само- и взаимопроверку;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Познавательные. Обучающийся научится:

- сравнивать художественный и научно-популярный тексты;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- представлять целостную картину мира благодаря интеграции с окружающим миром.

Коммуникативные. Обучающийся научится:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Предметные результаты. Обучающийся научится:

- создавать диафильм из иллюстраций, соблюдая хронологию событий;

- осознанно воспринимать и оценивать содержание текста , его характер;

- анализировать научно-популярный текст, выделять существенные признаки;

- сравнивать тексты с точки зрения их специфики (авторская сказка и научно-популярный текст).

Оборудование: рисунки с насекомыми для составления «диафильма» в парной работе, таблицы для сравнения предложенных текстов для индивидуальной работы, таблицы для сравнительного анализа художественных текстов и научно-популярных для работы в группах, тексы различных стилей для работы в группе, раскраски с изображением животных, иллюстрирующие тексты различных стилей.

1.Организационный этап.

Приветствие гостей и учащихся.

Знакомство детей с раздаточным материалом для парной и индивидуальной работы. Материалы в кейсах разрешается смотреть только с разрешения учителя.

Кейсы с разрешения учителя открывают ответственные за работу в группах.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с автором, чьё произведение мы закончили изучать на прошлом уроке.

- Скажите, пожалуйста, кто написал «Как Муравьишка домой спешил?».

- Что вы знаете об этом авторе?

- О чём его повести и рассказы?

3. Актуализация опорных знаний.

Работа в парах.

- Вашим домашним заданием было нарисовать иллюстрации, посвящённые Муравьишке и его путешествию. Сейчас, используя свои работы, вы составите небольшой иллюстративный ряд, по которому можно рассказать о путешествии муравья. Одна пара работает у доски, а вы на своих рабочих местах. Затем проверим себя, обсудив правильность выполнения. Ответственные за работу в группах откройте, пожалуйста, кейс №1.

Приступаем к выполнению работы, не спешим, на выполнение этого задания вам отводится 2 минуты.

- Оцените свою работу в парах (правильность выполнения, участие в работе, умение работать с одноклассником)

Фронтальная работа.

Давайте проверим и вспомним, о чём и ком вы читали.

-Кто главный герой?

-Как развивается сюжет?

-С кем познакомился Муравьишка?

-Какой момент был самым захватывающим? Какова развязка?

-Всегда ли муравей показывал положительные черты характера?

-К какому жанру относится это произведение: сказка или рассказ?

-Что в этой сказке вымысел и что взято из реальной жизни?

-К какому виду литературы относится сказка В. Бианки?

(художественная, научная, научно-популярная - на доске)

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, можно ли о жизни муравьёв рассказать иначе, научным языком?

(учитель зачитывает текст из энциклопедии)

Муравьи́ (лат. Formicidae) - семейство насекомых из надсемейства муравьиных отряда перепончатокрылых. Являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи - бескрылые. Усики коленчатые, у самок и рабочих особей 11-12-члениковые, у самцов 12-13-члениковые[1], у ряда видов 4-, 6- или 10-члениковые.. Задний отдел груди (эпинотум) представляет собой первый сегмент брюшка, слившийся с заднегрудью. Собственно брюшко присоединяется к эпинотуму стебельком, образованным первым или вторым сегментами. У муравьёв некоторых подсемейств (мирмицины, понерины и других) имеется развитое жало. Крылья с редуцированным жилкованием

- Понятен ли вам смысл данного текста? К какому виду литературы вы его отнесёте? (возвращаемся к табличкам на доске, табличку с научным текстом убрать после ответа).

4. Постановка учебной задачи

- Для того чтобы дети могли получать научные знания понятным языком существует специальный литературный стиль, с помощью которого В.Бианки написал следующее произведение.

- Откройте, пожалуйста, учебники, найдите текст «Муравейник зашевелился» на стр. 67. Давайте его прочитаем. (Читает ученик с хорошей дикцией и выразительностью чтения). Беседа по тексту.

-Можно ли сказать, что произведение написано научным языком, таким же языком как статья о муравьях, которую я вам прочитала?

-Скажите, пожалуйста, к какому жанру можно отнести это произведение? (обращаемся к надписям на доске)

-как вы думаете, почему этот рассказ является научно-популярным, а не просто научным?

- Есть ли в рассказе непонятные термины, которые надо смотреть в специальном биологическом словаре? Какой вывод сделаем?

- Давайте сформулируем тему урока: сравнение научно-популярного и художественного текстов о муравьях, написанных В. Бианки. (*Дети сами предлагают формулировку, далее она уточняется).

Физминутка «Муравейник на поляне».

Муравейник на поляне ночью крепко спит.

А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают:

Лапками перебирают, и головками качают.

Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5!

Очень дружные они!

Ты, дружок, их береги.

5.Построение проекта выхода из затруднения

Практическая работа с таблицей (индивидуальная)

- Ответственные в группах открывают кейс №2 и раздают таблицы для индивидуальной работы.

Внимательно прочитайте вопросы в первом столбике.

- Какие произведения мы будем сравнивать?



«Как Муравьишка домой спешил»

«Муравейник зашевелился».

1. Автор



2. Главный герой (герои)



3.Жанр (сказка, рассказ)



4. С какой целью написан (познавательно-развлекательная, познавательная)



5. Научные факты (если они есть, поставь +)



6.Вид текста (научно-популярный, художественный)



ВЫВОД: Основная цель научно-популярного текста - предоставить научные факты, но так, чтобы они были доступны читателю.

- Оцените своё в работе на этом этапе урока (участие, правильность выполнения)

- Ответственные за работу в группах уберите таблицы в кейс №2.

6. Первичное закрепление

- Сейчас нам предстоит не менее интересная работа в группах, ответственные за работу в группах откройте кейс №3.

А) Работа в группах с кейсами №3

1 - 2 группы заполняют таблицы

Различия в художественном и научно-познавательном текстах

Основная цель автора

(Зачем автор создал текст?)

Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Научно-популярный текст

Дать знания

Точные факты, научные факты, термины

Не понятно

Художественный текст

Вызвать чувство

Выразительные слова: эпитеты, сравнения; приёмы олицетворения, звукопись

Хорошо понятно

3-4 группы

Распределяет тексты на художественные, научно-популярные (по 2 текста каждого стиля). См. в приложении.

5 группа

Подбирает иллюстрации, соответствующие текстам разных стилей, в оставшееся время раскрашивают.

Б) Афиширование работы группы.

1-2 группы - заполняют таблицу на доске поочерёдно из каждой группы, назначенные ответственными в группе.

3-4 группы - зачитывают тексты, 3 группа - художественные, 4 - группа - научно-популярные.

5 группа - демонстрируют иллюстрации к художественным и научно-популярным текстам, объясняя свой выбор.

- Оцените свою работу в группе (участие, правильность предположений, умение работать с одноклассниками)

- Ответственные за работу в группах уберите материалы в кейс №3.

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока).

  • Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

  • Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

  • Какие трудности встретились? Что наиболее интересным было на уроке?

Домашнее задание. Кейс №4.

Ответственные в группах предлагают листы с заданием.

А) Читать рассказ В. Бианки «Муравейник зашевелился», пересказ.

Б) Найти и приготовить пересказ научно-популярных рассказов Дж.Родари, Льва Толстого, В.Бианки.

Листы для самооценки вложить в кейс №4

Номер кейса

1

2

3

Оценка




Фамилия, имя




- На этом наш урок закончен, спасибо за сотрудничество. Я прощаюсь с вами до завтрашнего дня.

© 2010-2022