Планирование урока с использованием интерактивной доски

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использование интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды. С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Наглядность и воз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа»

МО «Каменский городской округ»

















Использование интерактивной доски в школе

Интерактивная доска на уроках


Выполнила: Ирина Владимировна Межина



















с. Сипавское



Вступление

Основная цель современной школы является подготовка компетентного ученика, умеющего получать знания. Общество предъявляет образованию все большие требования, ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников. Знания выступают как средство развития личности. Большие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.

Современные информационно - коммуникационные технологии позволяют: рационально использовать урочное время; представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, развивать позитивную мотивацию учеников.

Использование интерактивной модели обучения исключает доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Обучающийся активно участвует в процессе обучения.

В школах есть интерактивные доски. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий.

При подготовке к ГИА интерактивная доска предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе по подготовке к сочинению; она освобождает учителя от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске (фрагмент урока).

Мои ученики с интерактивной доской начали работать более творчески. Используя интерактивную доску, мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

1 Интерактивная доска

На интерактивной доске работаю не первый год, она помогает мне донести информацию до каждого ученика в классе, и позволяет учащимся активно и всесторонне взаимодействовать с новым материалом. На доске легко менять информацию или передвигать объекты, создавать логические связки. На уроках и во внеурочное время использую электронные учебники, которые помогают решить следующие дидактические задачи:

  1. усвоить базовые знания по предмету,

  2. систематизировать усвоенные знания,

  3. сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ,

  4. сформировать навыки самоконтроля,

  5. сформировать мотивацию к учению,

  6. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  7. подготовить учащегося к экзамену, сформировав у него полезные общеучебные навыки.

Интерактивную доску использую при групповой и фронтальной работе. Она позволяет разнообразить изучение предмета: имею возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео- и аудио- материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы. Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске можно сохранить, распечатать.

Интерактивную доску не использую на протяжении всего урока, чаще всего только на его части. Структура урока с использованием доски может быть различной.

К преимуществам использования интерактивных досок отношу то, что можно располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками, что мне очень нравится. Замечания и добавления к файлу можно сохранять и использовать на следующих уроках или для повторения на том же уроке. Интерактивная доска несёт множество преимуществ, как для преподавателей, так и для учеников.

Преимущества для преподавателей:

  1. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.

  2. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе.

  3. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

  4. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

  5. На доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

  6. Используя интерактивную доску, учитель имеет возможность привлечь и успешно использовать внимание класса.

Преимущества для учащихся:

  1. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

  2. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  3. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

  4. Использование учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома.

  5. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

Для того чтобы научится работать с интерактивной доской нужно знать всю панель инструментов.

2 Панель инструментов Notebook

Панель инструментов Notebook позволяет работать с инструментами Notebook. Панель инструментов появляется вверху страницы Notebook, панель инструментов можно переместить в низ страницы. Для этого нажмите и удерживайте пустой участок на панели инструментов и тащите ее вниз.

Планирование урока с использованием интерактивной доски

Меню

Инструмент интерактивной доски

Воздействие на обучение

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней.

Записи на экране

Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Аудио- и видео-вложения

Усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

Drag & drop

Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки.

Выделение отдельных частей экрана

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы.

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад.

Страницы

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли.

Разделение экрана

Преподаватель может разделить изображение с экрана компьютера. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения

3 Использование инструментов программного обеспечения

В нашей школе 4 интерактивных доски, одна из них мобильная. Следовательно каждый учитель может на своём уроке использовать её возможности.

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей компьютера. Значит, все, что есть на компьютере, можно показать и на интерактивной доске. Это дает возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

  • Презентационное программное обеспечение

  • Интернет

  • Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)

  • Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видеокассеты VHS или цифровые видеоизображения)

  • Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями).

  • Программное обеспечение, относящееся к различным предметам

Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке. Простота использования этих устройств и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия. Преподавателям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов. В разделе «Галерея» вы можете найти интересные идеи, которые помогут вам в работе с интерактивной доской.

4 Методика разработки занятий с использованием

интерактивной доски

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  1. Можно создавать ссылки с одного файла на другой. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, облегчает планирование

  2. После занятия файлы можно сохранить, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски разработан алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

  1. Определить тему, цель и тип занятия.

  2. Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.

  3. Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски.

  4. Из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства. Отобранные материалы оцениваются во времени. Составляется временная развертка (поминутный план) урока.

  5. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.

  6. Из найденного материала собирается презентационная программа.

При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации. Содержание, глубина и объем информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности детей, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.


5 Методы обучения с использованием интерактивной доски

Объяснительно-иллюстративный метод.

Применение учителями-предметниками компьютерных технологий даёт простор для отработки образовательных приёмов по своему предмету и, одновременно, способствует выработке навыков освоения учащимися компьютерных технологий и их применения. Чем шире сфера применения компьютерных технологий, тем больше навыков получают учащиеся по их освоению, что очень важно в связи с непрерывной сменой технологий. На каждом этапе урока можно использовать компьютерные технологии, как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. Чтобы включить детей в активную деятельность на уроке, использую различные методы и приёмы применения информационных технологий. Данный вид работы носит творческий и индивидуальный характер. У учащихся развивается логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт публичных выступлений.

Применение мультимедийных учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. На уроках электронные учебники, помогают усваивать и систематизировать знания по предмету, сформировать навыки работы с учебным материалом и других массу полезных и учебных навыков. Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод повышает познавательную активность учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

Исследовательско-поисковый метод.

Ориентирован на активное применение ресурсов школьных медиатек и Интернет ресурсов.

При проведении исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы. Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта. Исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, способствует формированию критического мышления, а также усиливает практическую направленность в обучении.

Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Для проверки усвоения учебного материала используется несколько типов заданий. Так, например, в электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. Мультимедийные курсы подготовки к ЕГЭ содержат:

а) справочные сведения;

б) интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзаменов;

в) набор тематических и итоговых тестов.

Данный метод дает возможность выявить пробелы в знаниях у учащихся и скорректировать работу учителя по их ликвидации.

Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.


  1. Методические приемы при работе

на уроке с интерактивной доской

  1. Словесные.

  2. Наглядные. Используются компьютерные приложения, экранные средства, Интернет-ресурсы. Данные ресурсы содержат доступный, интересный и иллюстративный материал.

  3. Практические. К ним относится выполнение заданий на основе словесного или визуального представления информации. Данный приём позволяет учащимся познакомиться с учебным материалом, изложенном на диске и выполнение по этому материалу учебных заданий, анализ предложенного материала.

7 Формы работы на различных этапах урока

  1. Демонстрация ЦОР любого типа с использованием мультимедийного комплекса (проектор, компьютер, интерактивная доска) с пассивной ролью ученика для: изучения нового материала и последующей систематизации.

  2. Обучающий пример - предъявление не только конкретных знаний и алгоритма, но умений и навыков.

  3. Показ выполнения упражнений, в том числе с визуализацией происходящего процесса посредством интерактивной виртуальной модели для углубления понимания.

  4. Поддержки активности учащихся путём: диалога - беседы с объяснением явлений, созданием проблемных ситуаций и вопросами учащимся на понимание для уточнение знаний, дискуссии - эвристической беседы с целью организации самостоятельной работы после обсуждения процесса в группе, задач поиска и исследования, в том числе, посредством компьютерного моделирования, мозгового штурма, игры и т.п., докладов учеников с цифровыми ресурсами, фронтального опроса, рефлексии

8 Из опыта работы с интерактивной доской

Интерактивная доска - одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Возможность использования клеточного поля и построения на нем прямых и точек избавила учителя от утомительной меловой работы, которая всегда присутствует на обычной доске при изучении этих тем, позволила заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач.

Возможность работы с текстом как с отдельными блоками помогает учителям русского и иностранного языков при его разборе или анализе. Меняя порядок слов в предложении можно добиться максимальной наглядности при построении, например, вопросительного предложения или конструировании нового. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию. Учителя-словесники успешно используют электронные заготовки текстов для выполнения большого количества упражнений по расстановке знаков препинаний.

9 Факторы эффективного использования интерактивной доски

  • Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта.

  • Использование доски не только преподавателями, но и учащимися.

  • Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию.

  • Обмен идеями и ресурсами между преподавателями.

  • Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской.

  • Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы .

10 Рекомендации по использованию интерактивных досок в образовательном процессе

Компьютерный класс. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера.

На базе кабинета можно проводить различные совещания, педсоветы, семинары, конференции, мастер-классы. В этом кабинете могут проходить по графику занятия по разным дисциплинам, что позволит всем учителям школы создавать интересные мультимедийные уроки с использованием современных интерактивных технологий.

Предметный класс. Интерактивную доску можно установить в кабинет физики, химии, географии, истории, английского языка или других предметов (фрагменты уроков), где сложный учебный материал требует большей наглядности или для которых уже имеется большое количество доступных интерактивных обучающих ресурсов.

Мобильная доска. Установив доску на мобильной стойке, Вы сможете использовать ее в разных классах.

Следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения. Таким образом, использование интерактивной доски открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.

Источник - «resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB_%D0%BF%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC%2C_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D1%81_%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC_%D0%B2_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8»

11 Что же дает мне интерактивная доска

Что же дает мне интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном? В комплексе интерактивной доски объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии. С отображёнными материалами работаю во время урока.

Как я училась использовать мультимедийные средства обучения интерактивной доски? Всё происходило в несколько этапов:

1. Иллюстративный. Сначала я освоила рисование (разные цвета и виды линий, функция «умного» пера, готовые геометрические фигуры).

2. Схематичный. На этом этапе происходило конструирование опорных конспектов и структурно-логических схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами.

3. Интерактивный. Достижение заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, электронных учебников, отрывков из разнообразных источников. Самое сложное на этом этапе - техническая обработка материала.

Мне нравится то, что использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией учителя. Возможности доски позволяют увеличить время работы на уроке, интенсифицировать ее даже при очень разном уровне готовности учащихся. Каждый может видеть, слышать, анализировать. То есть индивидуализация обучения значительно возрастает.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использование интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды. С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя - это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде. Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся.

Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой - в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.

При всех достоинствах информационно - коммуникативных технологий важным является желание педагога расширить свой кругозор и фантазию. Нужно бороться со стереотипами, никогда не позволять себе привыкнуть к чему-либо. В конечном счете, лучший способ обучения, будь то математика, история или география, - это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета.

Школьный урок - это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря профессиональному мастерству учителя, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности для школьников и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.


Литература

  1. Корчажкина О.М. Задания для интерактивной доски. ЦОР свободного доступа на сайте «Открытый класс»: openclass.ru/dig-resource/50115 .

  2. Мартынова М.С. Интерактивные обучающие программы для SMART устройств. Тезисы доклада / XVI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании - 2006» (ИТО-2006): Сборник трудов участников конференции. Часть IV. - М.: «БИТ про», 2006. - 142 с. - С. 124-125.

  3. Умныеуроки SMART.Методическое пособие компании «SMART Technologies». - М.: «SMART Technologies», 2008. - 184 c.: ил.

  4. Штода В.А. Особенности применения ЦОР и интерактивной доски на уроках. / ИКТ в образовании, № 12 (48), 23 июня 2009 г. - 32 с. - С. 14-15.

  5. Источник: smartboard.ru

  6. Источник: ito.edu.ru/2006/Moscow/III/3/III-3-6291.html

  7. Источник: ito.itdrom.com/files/ito_zip/27_3.doc


© 2010-2022