Урок русского языка Искусство говорить по-русски. .. (11 класс)

Урок- практикум "Искусство говорить по-русски"(11 класс)посвящен особенностям разговорного стиля. Система практических заданий направлена на  ознакомление с особенностями языковых средств разговорного стиля, закрепление норм в языковом сознании обучающихся, формирование навыка работы с текстом (выявление речевых и стилистических ошибок и редактирование). Для наблюдения и анализа предлагаются художественные тексты, жизненные языковые ситуации, позволяющие совершенствовать языковые умения, навык и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка. 11 класс.

Тема: « Искусство говорить по-русски.

Разговорный стиль. Особенности языковых средств».

Цели:

- ознакомление учащихся с особенностями с языковыми средствами разговорного стиля, закрепление норм в языковом сознании учащихся;

- формирование навыков работы с текстом, редактирования;

- воспитание люби к родному языку;

Тип урока: урок- практикум

Эпиграфы

Твоя речь - твой языковой паспорт

Трудно, товарищи, говорить по-русски. (М. Зощенко)

I. Мотивация деятельности:

  1. Работа с эпиграфом. Беседа (объяснение понятия «языковой паспорт»).

Паспорт - удостоверение личности с указанием всех идентификационных признаков. Речь - языковой паспорт, т.к. представляет уровень образованности. По тому, как человек говорит, может быть установлена национальность (акцент), социальная принадлежность, профессия, даже возраст.

  1. Инсценирование (монолог героя рассказа М.Зощенко «Обезьяний язык»).

- Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси - все, обратите внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова. А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой - беда…

3. Постановка проблемного вопроса.

Почему «беда»? Почему трудно говорить по-русски? Существует ли проблема, отмеченная еще в 30е годы XX века М. Зощенко?

Определение темы урока, запись в тетрадь эпиграфов, пунктуационное обозначение проблемы: «Трудно, товарищи, говорить по-русски ! ? …»

4.Определение целей и задач урока учащимися на основе языковой самопрезентации. Кому и почему трудно говорить по-русски? Каковы «паспортные данные» героев?

( опережающие групповые задания)

Группа 1.

- видеофрагмент из художественного фильма «За двумя зайцами» по пьесе М.Старицкого (монолог Голохвостого перед родителями Прони Прокоповны). Речь человека необразованного, это суржик (смесь разговорного украинского, искаженного русского и иностранных слов, значений которых он не знает), создающий комический эффект.

Группа 2.

- диалог в магазине, описанный Т. Толстой:

Америка, год 1998,город - любой русский магазин.

Покупатель - продавцу: Мне полпаунда свис-лоу-фетного творогу.

Продавец: Тю!.. та разве ж творог - свис-лоу-фетный? То ж чиз!

Покупатель (удивляясь): Чиз?

Очередь (в нетерпении): Чиз, чиз! Не задерживайте, люди же ждут.

Покупатель (колеблясь): Ну, свесьте пол-паунда чизу.

Продавец: Вам послайсить или целым писом?

Голоса из очереди: Ну и шо? Люди ж приехали с Одессы, с Харькова, кушают молочное, учат американский язык. Шо придираться?

Т. Толстая называет речь этих людей эмигрантским волапюком, языковой плазмой, содержащей обилие иностранных слов, подчиняющихся русской грамматике: послайсить - tu slice - нарезать ломтиками, но с признаками русского инфинитива) и просторечные слова и выражения.

Лексическая работа:

Волапюк - искусственный язык (набор слов из разных языков), изобретенный в конце 19 века, который пытались использовать в качестве международного разговорного.

- Вызвана ли эта языковая плазма только эмигрантскими условиями?

Группа 3.

Диалог. Встреча на улице:

- Привет!

- Хай!

- Прикинь, физики не будет, прикольно?

- Облом, хотел лабу сдать.

- Успеешь. Вечером потусим?

- Ну, давай!

(молодежный и профессиональный сленг)

Вывод: трудно говорить по-русски людям малообразованным, плохо знающим язык, не знакомым с языковыми законами и нормами, не умеющим разграничивать языковые средства. Что нужно знать и над чем нужно работать, чтобы разговорная речь стала языковым паспортом образованного человека?

Задачи урока:

- повторить особенности языковых средств разговорного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические);

- закрепить основные нормы, наиболее часто нарушаемые в устной русской речи;

- совершенствовать свои речевые умения, навык исправления ошибок, вызванных смешением стилей;

II. Актуализация изученного:

  1. Разговорный стиль. Общая характеристика (мини-конспект)

Функция стиля - общение (коммуникация).

Сфера применения - непринужденное общение в сферах неофициальных и неформальных.

Форма реализации - устная речь (в письменной форме используется в частных письмах, SMS-сообщениях, дневниковых записях, как элемент в художественной и публицистической литературе).

Черты разговорного стиля: эмоциональность, экспрессивность, стереотипность использования средств (языковых клише) в стандартных ситуациях; недооформленность, прерывистость реплик.

III. Работа по теме:

Слово учителя: Разговорная речь спонтанна. Спонтанность речевого общения, отсутствие предварительного обдумывания приводят к ослаблению языковых норм.

Разговорная речь не кодифицирована (ее нормы не зафиксированы в словарях, справочниках). Но отступление от литературных норм, искажение, неграмотное использование и засорение затрудняют понимание. Нужно помнить, что неоправданное употребление, как дань моде, сленговых выражений и иностранных слов, которые, как часто считают, более престижны и аттестуют говорящего в социальном плане более высоко, затрудняют понимание.

1. Выполнение упражнений. Задание: Охарактеризуйте предложения с точки зрения чистоты речи и оправданности применения языковых средств. Отредактируйте.

Вариант 1.

1. Прикид нереальный, кризануться можно (Наряд удивительный, нельзя не заметить). 2. Часиков в пять зарулю, ОК! (Приду к пяти часам, хорошо! 3. Завтра зачет, прикинь? (Завра зачет, представляешь?). 4. Что ты одела? Разве это фэшэн? (Что ты надела? Разве это модно?) 5. Комп завис. Абгрейд устарел. ( Компьютер плохо работает, его оснащение устарело). Речь засорена сленговыми выражениями.

Вариант 2.

1. Пассажиры, курящие во время полета, будут аннулированы из самолета.

( аннулированы - официально-деловой стиль).

  1. Моя приятельница - веселый, задорный и, можно сказать, ограниченный человек. (лексическая ошибка: ограниченный - слово в не свойственном ему значении «разносторонний»).

  2. Поколебавшись, он заказал себе джусовый фреш. (плеоназм: джусовый фреш - свежевыжатый сок).

  3. Мой приятель вечерами зависает в Интернете. (сленговое «зависает» - постоянно работает).

  4. Появился столик на колесах, а за ним бой - человек лет шестидесяти.

(бой - англ. «мальчик»).

Причиной засорения речи стало смешение стилей, употребление слов в несвойственных им значениях, неоправданное употребление сленговых и иностранных слов.

Учитель: Чтобы обеспечить чистоту речи в любом стиле, нужно знать особенности языковых средств.

2. Работа с таблицей:

Особенности языковых средств разговорного стиля

Лексические

эмоционально-экспрессивная лексика (значение ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, неодобрения, одобрения, иронии), слова разговорной и просторечной окраски, фразеологизмы.

Словообразовательные

суффиксы существительных -еньк, -ищ, -ак(як), -ш(а), -ан(ян); прилагательных - ущ(ющ),

глаголы на -ничать (гримасничать), на (а)нуть (толкануть);

Слова с приставкой пре (предобрый) = просторечный оттенок

Морфологические

употребление местоимений и местоименных наречий (там, оттуда, туда, тебе), частиц и междометий (ну, вот, просто, уж, ой)

Синтаксические

неполные предложения, односоставные безличные и обобщенно-личные, парцелляция

Лексическая работа

Пацелляция - членение на отрезки в целях логического или эмоционального выделения. Парцелляты - речевые отрезки.

3. Фронтальная работа с учебником «Русский язык» 10-11 классы, часть II (авт. Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) параграф 115, упражнение 550.

Задание: В отрывке из сказки М.Е.Сатыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» найти черты разговорного стиля.

Лексические:

- фразеологизмы: на ус намотал; жизнь прожить - не то, что мутовку облизать; устойчивые сочетания: день-деньской (тавтологический повтор), жизни лишиться, ночей недосыпать, куска недоедать; просторечия: шабаш, принял столько страху, впору поместиться, промыслить козявку-другую, выбежит в полдни чего-то поглотать, хорониться под кору; моцион делать (варваризм), пить-есть, кой-чего похватать;

Синтаксические: Поглотает воды - и шабаш! Чисто, аккуратно - именно только одному поместиться впору.

А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет...Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться. (парцелляция)

Учитель: Употребление лексики с разговорной окраской нарушает чистоту стилей, в которых она недопустима. Но и из живой разговорной речи слова и обороты других стилей нужно исключать. Нужно находить эквиваленты.

4. Практическая групповая работа. ( Л.С. Пастухова «Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»,- Симферополь, «Таврия»,1993г., стр.62, упр.13). Выявить недочеты в разговорной речи, отредактировать, записать в исправленном виде:

Вариант 1. 1.Девушка, соленость рыбы средняя или высокая? 2. Дети, произведите за собой уборку столов. 3. Алеша. Делай глотательные движения не торопясь!. 4. Ребята. Возьмите ложки: каша жидкой консистенции. 5. Как пахнет! Думаю, у обеда сегодня вкусные вкусовые качества. 6. С народонаселением надо обращаться по-хорошему. 7. Ранения очень отрицательно сказались на здоровье моего дедули.8. В войне принимали активное участие и мужчины, и женщины.

Вариант 2. 1. Во время войны мечеть подверглась пожару. 2. На пищеприготовление мы отпустили порядка 1000 кубометров газа. 3. В эту рощу местное население ходит по грибы да по ягоды. 4. А после работы надо еще успеть произвести покупки и забрать из детского сада ребенка. 5. В киоск эту газету заказывать не буду: расходимость очень плохая. 6. В этом году в соседней столовке пустили комплексные обеды, что увеличило проходимость посетителей. 7. Не знаете, чьих рук дело разрытие на улице Пушкина? 8. Прошу дать информацию относительно содержания морской свинки.

Индивидуальные задания:

  1. Составить SMS-сообщение для одноклассников о предстоящем внеочередном дежурстве по школе.

  2. Составить внутренний монолог в ситуации, когда вы опаздываете на дежурство. Записать внутреннюю речь с учетом синтаксических особенностей (парцелляции), представить устно.

IV. Закрепление практического навыка:

Задание: Выявить ошибки, обозначить их вид, устранить разговорные слова из чуждого контекста (работа в группах).

Редактирование.

Правила дежурных по школе Правила для дежурных по школе

- Первыми приходить в школу, - Не опаздывать на организационную

а уходить последними; линейку (начало 8.00);

- На переменах присутствовать - Осуществлять дежурство с 8.00

на постах, не покидать пост; до 15.00;

- Дежурным соблюдать школьную - Находиться на постах в течение

форму; рабочего дня;

- быть вежливыми, приветливо - Соблюдать официальный стиль

улыбаться; одежды;

- иметь повязки или бейджики; - Быть корректным;

- контролировать дисциплину; - Иметь повязки или бейджи;

- В следствии какого-нибудь - Следить за сохранностью

нарушения дисциплины сооб- школьного имущества;

щить дежурному учителю; - В случае какого-либо нарушения

- оказание помощи в гардеробе; дисциплины обратиться к дежурному

- соблюдать сохранность школьного учителю;

имущества; - Оказывать помощь техническим

- иметь тесную связь с администра- работникам в гардеробе;

цией школы; - Обеспечивать порядок;

- не грубить; - По окончании рабочего дня помочь

- встречать гостей; дежурному администратору

- по окончанию рабочего дня проверить наличие журналов;

собрать журналы;

V. Домашнее задание: параграф 115, упражнение 547. Написать письмо другу (подруге) на бумаге и электронной форме, сравнить (задание выполняется в парах).


© 2010-2022