Дискуссия-Эмоциональное благополучие семьи

Заседание «Гостиной для родителей» ДИСКУССИЯ: «Эмоциональное благополучие семьи»   Автор: Чупрова Надежда Витальевна   Цель: Привлечь внимание родителей  к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.       Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на очередном занятии  клуба, где мы обсудим проблему эмоционального благополучия семьи.   Ведущий обращает внимание родителей на выставку детских рисунков «Моя семья», отмечает, что по рисункам детей можно многое сказать об эмоциональном благополучии той или иной семьи.      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заседание «Гостиной для родителей»

ДИСКУССИЯ: «Эмоциональное благополучие семьи»


Автор: Чупрова Надежда Витальевна

Цель: Привлечь внимание родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на очередном занятии клуба, где мы обсудим проблему эмоционального благополучия семьи.

Ведущий обращает внимание родителей на выставку детских рисунков «Моя семья», отмечает, что по рисункам детей можно многое сказать об эмоциональном благополучии той или иной семьи.

«Счастлив тот, кто счастлив дома» Эти слова принадлежат Л.Н.Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту «счастливость», которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка- это то место, где он усваивает основы народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом.

Руководитель клуба доводит до сведения родителей результаты анкетирования «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка» (См. приложение № 4).

Ведущий: В каждой семье складываются своеобразный стиль семейных отношений. Что на Ваш взгляд, включает понятие «семейные отношения?»

Выберите одно из ряда определений этого понятия, постарайтесь обосновать свой выбор.

Семейные отношения - это:

  1. Характер взаимоотношений взрослых и детей в семье.

  2. Эмоциональные проявления членов семьи.

3. Принятые в семье нормы поведения членов семьи.

В современной психолого-педагогической литературе выделяют три основных стиля семейных отношений: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитаризм проявляется как жесткое одностороннее декларирование родителями требований, охватывающих всю жизнь детей. Безапелляционность суждений, бесцеремонное вмешательство в чужие дела, силовое давление, жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность - основные характеристики данного стиля. Дети в таких семьях чувствуют себя не комфортно. Они растут не- уверенными в себе, замкнутыми.

Либерализм в семье - это часто полное безразличие членов семьи друг другу, всеобщее попустительство. Жизнь семьи пущена на самотек: каждый живет своими делами, мыслям, чувствами. Зачастую родители - либералы прикрываются лозунгом полезности свободного воспитания, говорят о полезности формирования у детей самостоятельности, а фактически вообще отстраняются от их воспитания. В семье господствует обособленность и отчужденность, а дети оказываются беспризорными в полной, но в данном случае явно неполноценной семье.

Демократизм базируется на глубокой взаимной заинтересованности, взаимопомощи и поддержке. Этот стиль обеспечивает условия, при которых максимально полно могут быть удовлетворены потребности формирующейся личности. Ели при авторитаризме потребности детей подавляются, а при либерализме игнорируются, то в демократической семье развитие ребенка находится под постоянным, но ненавязчивым контролем, члены семьи не испытывают при взаимодействии ни дискомфорта, ни нервных срывов.

Таким образом, эмоциональное благополучие семьи заключается в теплых, гармоничных, доброжелательных взаимоотношениях.

Ведущий: Как Вы думаете, какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь бесконечные семейные ссоры, грубость во взаимоотношениях, агрессии, диктат, нецензурная брань, жестокость во взаимоотношениях родителей?

Можно ли их избегать?

Как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелем семейных разногласий?

После ответов родителей сделать небольшое обобщение, подчеркнув, что в эмоционально-неуравновешенном поведении взрослого только 1%- заболевание, а 99% -распущенность. Это выявил психолог И.Плотниекс, написавший для родителей книгу «Психология в семье» (М., 1991 г.)

Ведущий: Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей. Согласны ли Вы с подобным мнением?

Ведущий: Ребенок дошкольного возраста, не способен еще аналитически мыслить, он верит тому, что видит и слышит? Он не может объяснить себе нервозность родителей, нежелание их общаться с ним и т. д.

Факт родительской раздраженности воспринимается ребенком однозначно - как отношение к себе и только к себе.

Родители должны помнить, что ребенок зачастую к ним обращается не за конкретным советом, а именно за пониманием, за поддержкой и утешением.


Ведущий: Зачастую, родители свои неприятности по работе, плохое настроение вымещают на своих детях.

Например, после выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули?

Один мальчик с радостью сообщает: - «У меня было хорошее воскресенье».

-Чем же? - интересуется воспитатель.

-А у папы было очень хорошее настроение!

Согласны ли Вы с утверждением, что настроение определяет и наше поведение?

«Гармоничные» родители постоянно размышляют над тем, что и как они говорят своему ребенку. Важно использовать в речи высказывания, которые не звучат критично, обвинительно, позволяют узнать ребенку о чувствах взрослого по поводу его поступка; учат ребенка ответной искренности и открытости в общении.

Ситуация 1. Вы в который раз зовете дочь садиться за стол.

Она отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами.

Вы начали сердиться. Ваши слова:

  1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

  2. Я начинаю сердиться, когда нужно повторить одно и то же.

  3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с коллегой по работе. Ребенок то и дело его прерывает.

Ваши слова:

1.Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

2.Не мешай разговаривать.

3.Ты не можешь заняться чем- нибудь, пока я разговариваю?


Ситуация 3. Если бы ваш ребенок задал вам подобный вопрос, как бы вы ответили?

« Почему ты можешь говорить плохие слова, а меня ругаешь за это?»

Ситуация 4. Если бы ваш ребенок задал вам подобный вопрос, как бы вы ответили?

«Если ты меня любишь, почему не разрешаешь делать все, что я хочу?»


Ситуация 5. Вы идете в магазин вместе с ребенком. В магазине ребенок бегает, прячется от вас, хныкает, требует, чтобы ему купили игрушку или лакомство.

Варианты родительского поведения:

  • строго напомню ребенку, как следует вести себя в общественных местах;

  • не буду обещать ребенку купить сладости или игрушки, а если пообещаю, то выполню свое обещание;

  • в магазине постараюсь занять ребенка, например: предложу ему везти тележку, нести пакеты, помочь выбрать товар и т. п.


Ситуация 6. Семья обедает. Во время обеда ребенок постоянно встает из-за стола, хватает еду руками с общего блюда, отказывается есть, «потому что мама невкусно готовит». Что делать?

Варианты родительского поведения:

  • отчитаю ребенка и выставлю из-за стола;

  • буду приучать ребенка хорошим манерам с помощью игры;

  • накажу ребенка - лишу лакомства, посажу за отдельный стол;

  • буду систематически давать ребенку поручения: накрыть на стол, помочь в мытье посуды и т.д.

Ведущий: Очень важно любить и понимать своего ребенка, уделять ему больше внимания, знать его интересы, его внутренний мир, слушать собственные обращения к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями.

Родителям, считающим, что без всяких усилий с их стороны ребенок будет уверен в их искренней любви, полезно запомнить ответ одного дошкольника. На вопрос психологов: «Как ты думаешь, мама тебя любит?»- он ответил: «Не знаю, она мне об этом не говорила».

Несомненно, родительская любовь, осознаваемая ребенком, движет его развитием. Только тогда становление личности идет благополучно, когда ребенок может уверенно сказать себе в любой ситуации: « Я хороший, и, даже если я иногда шалю и проказничаю, мама все равно меня любит». Неуверенность детей в родительской любви отрицательно сказывается на их характере и отношениях с окружающими.

Любовь к ребенку - это постоянная забота о сохранении его достоинства. Такие благородные человеческие качества, как гордость, честь, самоуважение не могут сформироваться, если ребенка унижают в собственной семье.

Ведущий: Важным компонентом эмоционального благополучия семьи является культура родителей. Дефекты общения, низкая культура взаимодействия, неумение общаться ведут к утрате психотерапевтической функции семьи, усугубляя внешние травмы

Правила оптимального общения:


  1. Если вы не довольны поведением или поступком другого человека, никогда не «пилите» его.

  2. Ни в коем случае не выясняйте отношения в присутствии посторонних.

  3. В своих бедах никогда не вините окружающих.

  4. Контролируйте свою эмоциональность, не позволяйте эмоциям властвовать над разумом.

  5. Будьте мягче и терпеливее к близким, уважайте их индивидуальность.

  6. Относитесь к вашему ребенку всерьез, старайтесь проникнуть в его внутренний мир, понять его мироощущение, а не навязывать свою - взрослую - логику как единственно верную.

  7. Больше разговаривайте со своими детьми, близкими, не прячьтесь дома в броню молчания.

  8. Не забывайте устраивать в жизни семьи праздники.

Вручаются памятки родителям «Создание благоприятной семейной атмосферы»

(См. приложение № 3).

Приложение № 3

Памятка

«Создание благоприятной семейной атмосферы.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально.

Показатель один: ребенок должен высыпаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее.

Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задавать нейтральные вопросы» «Что было интересного в дошкольном учреждении?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключать из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Приложение № 4

Анкета

«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»

Подчеркните свои ответы на вопросы анкеты:

  1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?

-Да

-Нет


  1. Считаете ли Вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?

-Да, я часто так делаю.

-Нет, я не вижу в этом необходимости.

-Нет, но хотелось бы знать мнение других.

3.Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из дошкольного учреждения?

- Чем вас сегодня кормили?

  • Что интересного было в дошкольном учреждении?

  • Что ты сегодня натворил?

4.Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в дошкольном учреждении?

-Я много об этом читал, знаю многое.

-Я мало, что знаю об этом.

-Не знаю ничего.

5. Знаете ли Вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка.

-Да, знаю.

-Знаю, но хотелось бы знать больше.

-Не знаю ничего.

6. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

-Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

-Да, но я избегаю этого.

-Нет, это неверно.

Спасибо!


© 2010-2022