План-конспект урока русского языка Описание памятника культуры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарный план урока «Описание памятника культуры»

Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ «Большеанненковская СОШ» Фатежского района Курской области Иванова Ирина Егоровна

Тема урока

Описание памятника культуры

Тип урока

Урок развития речи

Цель урока

Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей.

Задачи урока

1.Формировать умение определять стилистические разновидности описания.

2. Формировать умение находить в текстах описание, аргументировать свой выбор.

3.Формировать умение составлять описание памятника культуры, создавать и редактировать собственные тексты с учётом требования к построению связного текста.

4. Способствовать пробуждению стойкого интереса к истории и культуре родной земли.

Планируемые результаты, в том числе формирование УУД

Личностные: уважительное отношение к родному языку, родной истории.

Метапредметные: владение навыками работы со справочной литературой, словарями, владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.

Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи, описание как тип речи, разновидности описания

Основные понятия

Описание памятника культуры

Межпредметные связи

Архитектура, зодчество

Ресурсы

Учебник, компьютер, мультимедийное устройство, компьютерная презентация по теме «Церковь Вознесения Господня в Москве»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

У нас с вами сегодня урок развития речи.

Учащиеся записывают дату урока.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Начать наш урок мне хотелось бы с блиц-опроса.

Какие типы речи вам известны?

Что такое описание?



Назовите известные вам виды описания.

Обратите внимание на экран.

(Учитель демонстрирует слайды с изображением зданий, церквей, являющихся памятниками культуры).

Что изображено на слайдах?

Эти здания являются уникальными памятниками культуры.

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

Ученики отвечают на вопросы.

Повествование, описание, рассуждение.

Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

Описание человека, животного, предмета, состояния природы, окружающей среды, интерьера.

На слайдах изображение зданий, церквей.

(Самостоятельно формулируют тему)

Тема нашего урока - «Описание памятника культуры»

3.Целеполагание

Сформулируйте цели нашего урока.

(самостоятельно формулируют цели урока)

На уроке мы должны определить, что такое "памятник культуры", познакомиться с некоторыми такими памятниками, собрать материалы к сочинению-описанию одного из архитектурных памятников культуры нашей страны.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Чтобы описать памятник культуры, нужно четко понимать, что же это такое? И тут на помощь нам приходят словари. Мы можем воспользоваться обычной бумажной версией словаря, а можем обратиться к онлайн-версии: набрать в поисковике интересующее слово и выбрать словарь.

-Раз мы говорим о памятнике культуры, посмотрим, как Ожегов определяет понятие "культура".

С каким языковым явлением мы столкнулись? (Многозначность.)
Прочитайте каждое значение слова "культура". Какое из них мы будем использовать по отношению к словосочетанию "памятник культуры"?
Слово "памятник" тоже многозначное. Прочитайте имеющиеся значения. Какое значение мы будем использовать?

-А теперь попробуйте объединить два понятия. Что же такое "памятник культуры"? Дайте определение.

Какие здания можно считать архитектурными памятниками культуры? Чем эти строения отличаются от окружающих их современных построек? Почему мы обращаем на них особое внимание, чем они выделяются?

Ученики работают с толковым словарём Ожегова, находят лексическое значение слова



Культура - это





Памятник культуры - сохранившийся предмет прошлого, отражающий производственные и духовные достижения человечества.
Это величественные здания, они символизируют превосходство духовного начала в человеке над материальным.

5.Реализация построенного проекта.

Я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие по святым местам города Москвы.

( на слайде - демонстрация церкви Вознесения Господня)

Нашим экскурсоводом сегодня будет Анненкова Ольга

(приложение № 1)

Ученики рассматривают слайды с демонстрацией храма, слушают рассказ одноклассника.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Чтобы описать храм, нужно знать некоторые специальные термины. На слайде вы видите храм Вознесения. Сколько куполов имеет церковь? Как называются такие храмы?
На что похож купол храма?
Что вы скажете о высоте храма?

Из какого материала сооружён храм?

Какого он цвета?

В рассказе экскурсовода при описании церкви встретились слова: пилястры, барабан.

Каково лексическое значение слова пилястры?

В чём их назначение

Прочитайте, что такое "барабан" церкви? Почему эта деталь так названа? В чём его назначение как элемента декора?

Как украшена верхняя часть сооружения?

Давайте поработаем над составлением плана описания памятника культуры.







Устно опишите церковь Вознесения Господня .

Ученики отвечают на вопросы.

Одноглавые.

Купол храма похож на шатёр.





Ученики составляют план описания памятника культуры.

1. Вступление

2. Основная часть:

а) история создания;

б) происхождение названия;

в) декор церкви.

3. Заключение


Устное выступление-описание церкви Вознесения

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вашему вниманию предлагается следующее задание: творческое списывание. Записать текст. Вставить на месте пропусков имена прилагательные, наречия.(приложение 2).

(текст из упражнения 88, в котором пропущены имена прилагательные и наречия)

Ученики выполняют задания, записывают текст, вставляя слова на месте пропусков.

Самопроверка по эталону упражнение 88

8.Включение в систему знаний и повторение.

Для того чтобы придать тексту большую выразительность, измените порядок слов в предложениях. Прочитайте получившийся текст.

Ученики работают с текстом, изменяют в нём порядок слов в предложениях.

Чтение получившихся вариантов текста.

9. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Я научился….

На уроке мне было…

Ученики анализируют свою деятельность на уроке, продолжив начатые предложения.

10. Домашнее задание

Используя составленный план описания памятника культуры, написать сочинение - описания храма Богоявления Господня в селе Большое Анненково.

11. Оценки

Большое спасибо за урок. Оценки получают Анненкова О.- «4», Анненков Иван -«4», Анненкова Юлия - «4»

Приложение 1

Храм Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году.

Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Высота шатра Вознесенской церкви - 28 м, а высота всей церкви - 62 м. Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремленность вверх. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.План-конспект урока русского языка Описание памятника культуры

Здание было построено из большемерного кирпича, Композиция храма - центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

У церкви Вознесения была и еще одна важная функция: ее высокий шатер служил наблюдательным пунктом. Специально для наблюдателя прямо под главой церкви Вознесения, в барабане купола, устроено небольшое помещение. В него можно попасть по лестнице, проложенной в толще стен к основанию шатра, а оттуда наверх вела металлическая лестница-стремянка, спускающаяся от креста.

Устремляющийся ввысь шатер производит впечатление уходящей в небо лестницы. Внутри церкви преобладает белый цвет. В ходе реставрационных работ установлено, что этот цвет присутствовал в храме изначально. Пол церкви был выложен красными и черными треугольными керамическими плитками, уложенными «конвертом», а в XIX веке он был покрыт квадратными каменными плитами.

Иконостас храма не сохранился. В настоящее время в нем можно видеть восстановленный иконостас XVII века. За почти пятьсот лет своего существования храм неоднократно подвергался ремонту, обновлению и реставрации. Но основной его облик сохранился без существенных изменений.

Несмотря на тщательные исследования, до сих пор, к сожалению, не удалось найти имя гениального зодчего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем не содержится.

Может быть, когда-нибудь загадка храма Вознесения в Коломенском будет разгадана, и мир узнает имя гениального архитектора, построившего это удивительное сооружение. А пока белокаменный храм молчаливо хранит свою тайну.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.План-конспект урока русского языка Описание памятника культуры

Приложение 2

Задание: восстановите текст, вставьте на месте пропусков имена прилагательные, наречия.

__ _марши его лестниц раскинулись, словно каменные корни. Его одетый в __ сетку гигантский шатёр, подобно стреле, __ рвётся ввысь. Его __ , почти незаметная, увенчанная крестом главка растворяется в воздухе и где-то __ в небе тает. Непревзойдённая по__ красоте и изяществу форм церковь Вознесения стоит в первом ряду __ памятников мировой архитектуры.

© 2010-2022