Правило проверки безударных гласных в корне слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

по теме «Правило проверки безударных гласных в корне слова»

2 класс

Цель: 1) Создать условия для развития умения проверять написание безударных гласных в корне; овладеть способами проверки; отработать алгоритм проверки безударной гласной в корне слова;

2) способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления, памяти;

3) создать условия для культурного общения, интересам к урокам русского языка.

Оборудование: разно-уровневые карточки, таблица правописания безударных гласных, сигнальные карточки, сказочный герой (Незнайка), словарь Ожегова, словарное слово РЕЗИНКА, рисунок дятла, учебник «Русского языка», рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».


  1. Сообщение темы урока.

а) Запись даты и классной работы.

-С каким настроением мы начнём урок?

(весёлым, солнечным, радостным, весенним)

-Какое сейчас время года?

Назовите характерные признаки этого времени года?

( 1-я гроза, небо голубое высокое, облака белые лёгкие, солнце выше, чем зимой, дни стали длиннее, потепление, ледоход, оттаивание почвы, набухание почек, половодье и т.д.)

-Назовите, каких перелётных птиц вы знаете?

( грач, жаворонок, скворец, соловей, ласточка)

-Перечислите, какие вы знаете первые цветы?

(подснежник, ландыши, фиалка, мать-и-мачеха)

-Какие звери просыпаются после долгого сна?

(медведи, барсуки, ежи)

-Какое сегодня число?

-Поставьте ударение в слове АПРЕЛЯ и назовите безударную гласную?

-Какие орфограммы в КЛАССНАЯ РАБОТА?

б) На доске появляется НЕЗНАЙКА

Нас сегодня на уроке гость - сказочный герой. Он явился сюда, чтобы к концу урока найти себе в классе друзей. Никто не хочет оказаться в одной компании с НЕЗНАЙКОЙ. Почтальон принёс нам телеграммы.

-Что в телеграммах? Что сегодня интересует НЕЗНАЙКУ?

Т-1 Составьте правильно предложение.

лежит снег. Кругом пушистый

Т-2. Выделить корень в слове КОРМУШКА, подобрать к нему родственные слова.

КОРМУШКА - корм-кормить-кормовой.

КОРМУШКА- 3 слога, 8 букв, 8 звуков.

Т-3. Вставьте в слова попущенные буквы, подбери проверочные слова:

Дремучие л…са -

Хитрая л…са-

Трудные сл…ва -

Новые д…ма -


  1. Каллиграфическая минутка.

Шаловливый наш сынишка,

Непослушный шалунишка,

Лучше маме помогай,

Свои шалости бросай!

- Спиши с доски:

Шш Шш Шш

Скороговорка: В шалаше шесть шалунов (3 раза)

Пословица: Шила в мешке не утаишь.

- Объясни смысл. Спишите.


  1. Закрепление.

Вспомните, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне?

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно.

А в письме, какая буква

Здесь поможет нам наука.

Гласный ставь под ударенье

Чтоб развеять все сомненья!

-Прочитайте предложение.

В л..су на кр..ю оз..ра остан….вились на отдых жур..вли.

Задание: Вам нужно списать предложение, вставляя пропущенные буквы.

(Дети выходят по одному к доске и комментируют)

Проверка работы у доски по телеграммам.


  1. Словарная работа.

- Молодцы!

Следующее задание такое…


18

6

9

10

15

12

1

Р

Е

З

И

Н

К

А

-Ученик читает по словарю значение слова РЕЗИНКА.

(кусочек резины для стирания написанного)

-Запишите в словарики.

-Устно составьте предложения со словом резинка.

(Мне мама купила новую резинку.

Марина подарила мне резинку. и др.)

а) ЗАГАДКИ

-А сейчас НЕЗНАЙКА просит выполнить задание, используя изученное правило. Я загадаю вам загадки, а вы через запятую запишите отгадки:

1) Буква Е и буква Ё

Все вы знаете её

Белый ствол её примета

Назовите слово это? (берёза)

2) Для вас открыта А и Я.

А слово назовите сами.

Сидит здесь маленький зверёк

Трусливый, с длинными ушами. (заяц)

3) Здесь две А и буква У

Назвать вам слово помогу.

Я скажу, что много хруста,

Издаёт всегда …. (капуста)

4) Две буквы И и Ц одна,

Очень любит кур она.

Что за слово таится

Угадали вы … (лисица)

5) Спрятались две птицы здесь.

Как же нам слова прочесть?

Она трещётка - белобока

И называется …. (сорока)

-Какие слова записали?

(Берёза, заяц, капуста, лисица (лис), сорока)

(На доске вывешиваются словарные слова, дети проверяют их написание)

-Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные в корне.

- Какое здесь слово лишнее? Почему?

- Что нужно сделать с остальными? ( запомнить)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наш Незнайка потянулся

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - согнулся,

Руки в стороны развёл,

Знаний видно не нашёл.

Чтобы знания получить -

Надо правило учить.


  1. Работа с учебником

Стр.94 упр.192

- Читаем задание. Взяли простые карандаши и вместе разбираем.

Лера объясняет, а вы проверяете.

- Определите жанр произведения? (стихотворение)

-Почему вы так решили? (есть рифма, например, у тропинки-травинки, бежит-лежит)

-Что вы знаете об оформлении стихотворения?

(Каждое предложение пишется с новой строчки и с большой буквы)

Самостоятельная работа


  1. Решение проблемной ситуации.

Хоть я не молоток,

По дереву стучу,

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел. Появляется картинка дятла)

- И вот воевода дятел объявил всем вредным личинкам и насекомым войну.

Он стал собирать войско, поставил условие: в первую очередь пример тех птиц, в названии которых есть безударные гласные, проверяемые ударением. Давайте поможем дятлу. Надо назвать этих птиц, правильно написать эти слова, подобрать проверочные слова.

-Ну а теперь за дело!

Ученики называют слова:

(Снегирь-снег, сова-совы, скворец-скворушка, грачи-грач, дрозды-дрозд, поползень-ползать)

-Посмотрите, ребята, загрустил наш Незнайка. Обидно ему, что вы так много знаете и умеете, а он…

-Давайте откроем ему секрет

ХОРОМ: Надо дружить с грамматикой,

Учить правила и, если не лениться.

Можно всему-всему научиться.


  1. Работа в гркппах

-Для следующего задания вам надо объединиться в две группы.

Л…нивый- ч…стюдя-

Х…трить- хр…брец-

С…лач- гр…знуля-

-Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова: кого так называют? И сразу проверочное слово?

Вывод: Как же мы проверяем безударный гласный в корне?


  1. Работа с сигнальными карточками.

Игра «Чей ряд лучше?»

-Ребята, взгляните на Незнайку, он ехидно улыбается. Он сомневается, что вы правильно ответите на вопросы. Давайте докажем, что мы многое знаем и умеем.

(У каждого ученика сигнальные карточки с гласными буквами А,О,Е,И,Я,)

Роса, лиса, дома, речной, стекло, трясти, тонуть, чернеть, дожди, мирить.)


  1. Игра «Различай на слух».

-Найди слова, которые одинаково произносятся. Объясни их значение.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочку кошка поласкала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

К старости наш дедушка

Очень поседел.

Он в саду на брёвнышко

Сел и посидел.


  1. Итог урока

-Наш урок подошёл к концу. Все ребята хорошо работали. Да и Незнайка многому научился.

- Как проверить безударный гласный в корне?


  1. Домашняя работа.

Стр. 87 правило, учить словарные слова.



© 2010-2022