Практико-ориентированный проект «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности»

Создание и реализация практико-ориентированного   проекта «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности» обусловлены рядом проблем, с которыми сталкивается девятиклассник при подготовке к выполнению части С:несмотря на многообразие и достоинство  материалов, которые сегодня  предлагаются девятикласснику для подготовки к экзаменационному сочинению, авторский коллектив  отмечает как немаловажный недостаток отсутствие обратной связи по каждому критерию экзаменаци...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им.Г.Ф.Атякшева»





Практико-ориентированный проект


Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности





Автор проекта: коллектив 9а класса

МБОУ «Лицей им.Г.Ф.Атякшева»

Руководитель проекта: Платонова Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы










г.Югорск, 2014г.



Аннотация

Создание и реализация практико-ориентированного проекта «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности» обусловлены рядом проблем, с которыми сталкивается девятиклассник при подготовке к выполнению части С: несмотря на многообразие и достоинство материалов, которые сегодня предлагаются девятикласснику для подготовки к экзаменационному сочинению, авторский коллектив отмечает как немаловажный недостаток отсутствие обратной связи по каждому критерию экзаменационного сочинения.

Поэтому работа велась в направлении создания и апробации системы коллективной подготовки к написанию сочинения - рассуждения, направленную на устранение ключевых проблем девятиклассника на экзамене при выполнении задания С2.

Результаты работы авторского коллектива (описание опыта использования облачных технологий при подготовке к написанию экзаменационного сочинения, Лингвистический портфель девятиклассника) адресованы выпускникам IX классов, потому что помогают успешно выполнить творческое задание на экзамене по русскому языку в IX классе.


















Оглавление













Вступление: описание идеи проекта, её обоснование, цели, задачи, этапы проекта


Для общих благ мы то перед скотом имеем,

Что лучше, как они, друг друга разумеем,

И помощию слов пространна языка,

Все можем изъяснить, как мысль ни глубока.

А. П. Сумароков


Актуальность создания проекта «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности» обусловлена как рядом проблем, так и наличием ресурсов для их решения.

Основные проблемы:

  1. Анкетирование 50 обучающихся IX классов Лицея в сентябре 2013г. на предмет выявления проблемных зон в контрольно-измерительном материале по русскому языку позволило выделить часть КИМа, при выполнении которой наши сверстники испытывают самые большие затруднения, 50 учеников (100% опрошенных) ответили, что это часть С2 - написание сочинения - рассуждения на лингвистическую тему (диаграмма 1):

Диаграмма 1


  1. Результаты опроса обучающихся нашего класса позволили определить ряд проблем, которые они испытывают при написании сочинения - рассуждения на лингвистическую тему (см. диаграмму 2):

Диаграмма 2


  1. При всём многообразии и достойности материалов, которые предлагаются девятикласснику для подготовки к экзаменационному сочинению, мы отмечаем один немаловажный недостаток: в них не предусмотрена обратная связь по каждому критерию экзаменационного сочинения (С1К1, С2К2, С3К3, С4,К4), в том числе, в материалах банка заданий на сайте ФИПИ.

  2. Интернет-порталы по подготовке обучающихся к ГИА, где предусмотрена обратная связь, предоставляют, порой, неверную или неоднозначную информацию. Так, на одном известном портале читаем комментарий эксперта к сочинению по тексту С.Сергеевой (про Жульку):

Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер - прислушаться к
тому, как он говорит», - утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Действительно, в речи
отражается душа человека, все его мысли и чувства. Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности друг к другу человека и собаки. Эта женщина смогла подобрать именно те слова, идущие из глубины ее доброго сердца, которые растревожили привычный мир Марины и заставили ее совершить человечный поступок.

Бабушка не может остаться равнодушной и к судьбе собачонки, оставшейся без хозяина. И в коротком рассказе о взаимоотношениях хозяина и собачки она сумела выделить главную особенность отношения Ивана Матвеевича к своей питомице - восприятие спасенного щенка как существа, нуждающегося в заботе и ласке не меньше, чем человек: «как младенца, из бутылочки выкормил». И сама бабушка говорит о собачке как о существе, нуждающемся в заботе: чаще называет ее не привычной для маленьких собачонок кличкой: «Жулька», а ласково и уважительно: «Жуля».

Автор дает возможность высказаться персонажу всего в двух репликах, но и этого достаточно, чтобы в глазах читателя «бабулька» стала сердечной пожилой женщиной, которая высоко ценит способность любить и быть преданным, внимательно и уважительно относится и к людям, и к животным.

И о другом персонаже, проявившем участие к судьбе собачки, мы получаем представление и по поступкам, и по речи. Марина разговаривает с собачкой, как с человеком, обращается к ней, как к много пережившему собеседнику, задает ей вопросы, рассказывает о себе.

Да, очень важно уметь прислушиваться и к тому, что говорит собеседник, и к тому, как он говорит, ведь речь человека - это зеркало, в котором отражается его внутренний мир.

Комментарий эксперта: «Трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Роль речевой характеристики в понимании характера персонажей текста доказана верно с двумя отобранными для иллюстрации примерами».

Несмотря на то, что нам сочинение кажется внешне законченным, интересным, получило достойный отзыв, мы считаем, что оно не отвечает критерию С2К2: лингвистическое средство не названо ни в одном аргументе (наблюдаются примеры и их роль).

Наряду с обозначенными проблемами мы, обучающиеся 9а класса, обладаем достаточным количеством ресурсов, способных изменить описанную выше ситуацию:

  1. Временные: мероприятия, через которых планируется реализация цели, задач проекта, не будут затрагивать урочное наше время, образовательное учреждение работает в одну смену (первую).

  2. Информационные: мы умеем работать с интернет-источниками.

  3. Организационные: в нашем классе накоплен положительный опыт выполнения заданий в групповом, дистанционном режиме: во время актированных дней, мы не раз доказывали, что можем продуктивно работать в группах при выполнении домашних заданий, при создании социальных проектов.

Идея проекта: мы не можем заявлять о том, что начнем свободно рассуждать о любых лингвистических явлениях в результате процесса подготовки к написанию лингвистического сочинения-рассуждения в IX классе: лингвистика как наука безгранична в отличие от нашей памяти и времени, которым мы обладаем. Но мы, объединившись, можем организовывать процесс подготовки в режиме реального обсуждения, обратной связи, можем контролировать и регулировать процесс поиска необходимой информации.

Сегодня, когда получены первые положительные результаты, мы можем поделиться опытом создания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему как продукта коллективной мыследеятельности.

Цель проекта: создать и апробировать систему коллективной подготовки к написанию сочинения - рассуждения, направленную на устранение ключевых проблем девятиклассника на экзамене при выполнении задания С2.

Задачи проекта:

  1. провести ранжирование проблем девятиклассника при написании сочинения - рассуждения на лингвистическую тему;

  2. произвести отбор Интернет-порталов, ресурсы которых можно использовать при подготовке к экзаменационному сочинению;

  3. организовать процесс группового поиска и отбора информации по каждой выявленной проблеме;

  4. организовать ведение электронного банка данных, включая написание собственных сочинений;

  5. совместно с учителем русского языка организовать процесс внеурочного группового/коллективного обсуждения примеров по заявленной проблеме через использование возможностей информационных Интернет-сервисов (электронная почта, «В Контакте», облачные технологии на платформе Google Docs);

  6. создать сборник полезных материалов по подготовке к написанию экзаменационного сочинения, с включением собственноручно созданных материалов.

Партнеры: учитель русского языка и литературы, обучающиеся 9б класса.

Целевая аудитория: целевая группа, на которую рассчитан проект, представляет собой обучающихся IX классов.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (организационный)-сентябрь-октябрь 2013г.: проведение анкетирования на выявление круга проблем по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему; совместное с учителем планирование деятельности по их устранению.

II этап - технологический -ноябрь 2013г.-март 2014г.: отбор Интернет-порталов, ресурсы которых можно использовать при подготовке к экзаменационному сочинению;

организация процесса группового поиска и отбора информации по каждой выявленной проблеме;

ведение электронного банка данных, включая написание собственных сочинений; групповое/коллективное обсуждение примеров по заявленной проблеме через использование возможностей информационных Интернет-сервисов (электронная почта, «В Контакте», облачные технологии на платформе Google Docs).

III этап - заключительный - апрель 2014г.: формирование Лингвистического портфеля для самостоятельной подготовки обучающихся IX классов к написанию сочинения-рассуждения в 2014г.; его печать и тиражирование.

Основная часть: содержание проекта

Реализация проекта «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности» проходила во внеурочное время в деятельностном режиме с применением возможностей информационных Интернет-сервисов (электронная почта, Контакт, облачные технологии на платформе Google Docs).

В октябре 2013г. совместно с учителем русского языка и литературы был составлен план - график консультаций, основанный на затруднениях 9а класса при написании первого в учебном году сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.

Для управления проектом были созданы творческие группы, состав которых менялся в зависимости от выполняемых задач. Каждый раз группы получали от учителя определённое задание, защита решения которого проводилась в очном режиме в классе на консультациях. Группы представляли свое решение, которые коллективно обсуждались (выслушивались мнения за/против) одноклассников, учителя, после чего принималось одно общее решение. Таким образом происходил отбор Интернет-порталов, ресурсы которых можно использовать при подготовке к экзаменационному сочинению, заносился в электронный банк:

Интернет-ресурс

Аннотация

edu.ru

Федеральный портал «Российское образование» - крупнейший образовательный ресурс, где представлены:

1. образовательные сайты:

  • Рубрикон (энциклопедический ресурс)

  • TeachPro "Обучение через интернет"

  • 5баллов.ru (представлены примеры тестов по русскому языку и литературе, а также собраны демонстрационные варианты экзамена за прошлые годы) и др.

2. электронные библиотеки;

3. электронные периодические издания;

4. учебно-методическая библиотека.

Дополнительно:

  • Демонстрационные варианты тестов ГИА для 9 и ЕГЭ для 11 класса on-line

gramota.ru

ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех. Справочно-информационный портал содержит правила орфографии и пунктуации, тренировочные упражнения. Позволяет проверить написание и произношение слов по различным словарям.

На сайте представлена электронная библиотека древнерусской литературы,

dic.academic.ru

Словари и энциклопедии на портале «Академик»

  • Портал предлагает доступ к справочным ресурсам по русскому языку:

  • Правила русского правописания

  • Справочник по правописанию и стилистике

  • Словарь-справочник по пунктуации

  • Управление в русском языке

  • Орфографический словарь русского языка

  • Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова, Ефремовой…

  • Стилистический энциклопедический словарь русского языка и т.д.

  • Орфографический словарь-справочник

gramma.ru

Нормы современного литературного русского языка: грамматика, лексика, морфология, синтаксис, стилистика.
Правила оформления деловых бумаг. Тесты и упражнения по русскому языку и литературе.

Словари:

  • Словарь литературоведческих терминов

  • Словарь цветообозначений

  • Словарь паронимов

  • Словарь иноязычных выражений

  • Орфоэпический словарь

philology.ru

Филологический портал Philology.ru - компактное представление информации, касающейся филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий).

moirus.ru

Информация о структуре и правилах проведения экзамена, условия подачи апелляции. Демонстрационные материалы ЕГЭ по русскому языку (некоторые вопросы и ответы сопровождаются справочными материалами). Правила написания и требования к сочинению-рассуждению части С. Понятие текста; основные правила его построения; требования, предъявляемые к тексту; типы речи; особенности композиции; тема, идея, проблема текста.

russian.nsknet.ru

Морфология и орфография в таблицах, задания олимпиад по русскому языку и литературе, материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, списки литературы для основной средней школы, занимательные материалы о языке и литературе. Теория литературы: роды художественной литературы, жанры эпических произведений, жанры лирических произведений.

ege.yandex.ru/literature

Пробные варианты ЕГЭ по литературе с ответами и пояснениями. Размещенные онлайн-тесты дадут представление о том, как будут выглядеть реальные задания в 2014 году.

therules.ru

На данном сайте представлены основные правила русского языка. Удобство ресурса заключается в том, что на нем доступны приложения для электронных устройств.

uchimcauchitca.blogspot.ru/

По уши в ГИА и ЕГЭ! (образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку): большое количество образцов С2, ученических сочинений-рассуждений, но немногословный комментарий.

gia.edu.ru/

  1. ГИА 9 (официальный информационный портал государственной итоговой аттестации)

капканы - егэ. рф/

Капканы ЕГЭ и ГИА (сайт учителя Бенделевой Любови Михайловны): 140 сочинений ГИА.

За ведение единого банка данных по нашей теме отвечали 2 человека (ученик- учитель).

Все задания: написание сочинений - рассуждений, создание лингвистических аргументов на материале одного предложения - выполнялись в электронном формате. После написания работа проводилась по редактированию в группах: под руководством учителя наши сочинения отправлялись на экспертизу, получали заключение, проверялись учителем и возвращались владельцу на доработку.

Практико-ориентированный проект «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности» Обсуждение проводилось в группах с использованием возможностей информационных Интернет-сервисов «В Контакте», облачные технологии на платформе Google Docs.

Облачные технологии - это новый сервис, который позволяет удаленное использование средств обработки и хранения данных. Мы при реализации проекта использовали облачные технологии на базе Google Docs. Суть работы сводился к следующему: на сервере для каждого пользователя, создавшего аккаунт, выделяется отдельное пространство для хранения файлов. Но кроме простого файлового хранилища облачные сервисы дают возможность пользователю работать с различными приложениями удаленно, не загружая их на свой компьютер. С файлами, размещенными в облачном сервисе возможны следующие операции: хранение, удаление, перемещение, предоставление совместного доступа. Суть облачных технологий состоит в следующем:

Можно не иметь никаких программ на своём компьютере, гаджете, а иметь только выход в Интернет и совершать все необходимые операции. Изменения, внесенные в файл в Интернете, на компьютере или мобильном телефоне, отражаются на всех устройствах, на которых установлен Диск Google.

Когда нам требовалось отправить файл с заданием в сообщениях электронной почты, мы использовали удобную технологию совместного доступа.

Если мы работали над редактированием сочинения, таблицами и презентациями Google совместно (группой), то Google Диск позволял создавать, просматривать и совместно редактировать файлы без копирования и пересылки документов.

Пример того, как могла организовываться работа. В группе учитель выкладывал таблицу с сочинением-рассуждением одного из нас и обшим заданием: произвести анализ ошибок в каждой из частей сочинения.

Первоначальный вариант сочинения

Анализ ошибок

Исправленный вариант сочинения

А. И. Горшков утверждал: «Выразительность - это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Действительно, трудно не согласиться, что для правильного и грамотного выражения своих мыслей человек прибегает к выразительности: благодаря выразительности всего текста автор может воздействовать на читателя, передавать эмоции.


Так, в эпизоде прощания рассказчика с Соколовым, автор использует односоставное предложение: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…», которое объясняет читателю, как два разных человека, которые оказались в похожей ситуации, стали друг другу родными. Усиливает эффект того, что они являются родными в чужом ненавистным им мире, который отнял у них семьи.


А вот приложение «капитан Соколов» в разговоре командира и Андрея Соколова о смерти сына подчеркивает гордость командира за то, что такой хороший человек служил своей Родине. Ему тяжело говорить отцу о смерти единственного сына, особенно в тот день, когда война закончилась.


Выразительность является важным компонентом устной и письменной речи человека. Ведь, она может, как привлекать внимание, так и воздействовать на него.

Документ с заданиями мы выполняли на своей странице и скидывают в группу «ссылку», изменяя формат «доступно всем пользователям». В группе выкладывался список участников, и мы производили анализ ошибок дома.

Результат работы проверялся учителем, в случае согласия - сочинение возвращалось автору на доработку, несогласия - на доработку группе.

Таким же образом мы готовили лингвистический анализ художественных текстов.

За время работы в проекте каждым из нас было создано 12 сочинений-рассуждений с последующим анализом и созданием в новой редакции.

Необходимо отметить, что подготовка к написанию экзаменационного сочинение проводилась и на уроках литературы: лингвистическому анализу подвергались тексты повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», рассказа М.Шолохова «Судьба человека», А.И.Солженицына «Матрёнин двор», стихотворения русских поэтов XIX века.

На материале текстов произведений мы коллективно отрабатывали проблемы при создании собственного текста-рассуждения. Особенный интерес представляла работа по созданию двух лингвистических аргументов на материале одного предложения, которая помогала отрабатывать критерий С4К4 (смысловая цельность).

После того, как был накоплен материал, получены первые результаты, показывающие положительную динамику в умении создавать тексты на лингвистическую тему, мы приступили к формированию Лингвистического портфеля девятиклассника для самостоятельной подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 2014г.

Коллективно было принято решение по поводу того, что содержание сборника должно быть наполнено теми материалами, которые, с нашей точки зрения, помогали решать проблемы:

  1. Теоретические основы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в IX классе в 2014г.: инструкции, схемы.

  2. Практико-ориентированный проект «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности»Словарь лингвистических понятий, в котором бы разводились лексические и грамматические единицы языка и художественно-изобразительные средства языка.

  3. Подробный пример лингвистического анализа художественного текста.

  4. Примеры высказываний писателей, учёных-лингвистов о русском языке с последующим комментарием.

  5. Примеры собственного творчества: первоначальный и последующий (после анализа ошибок в группе) варианты сочинений, опыт создания безглагольных стихотворений (происходило превращение лингвистических единиц в художественные средства выразительности).

Заключение: результаты проекта

Результативность практико-ориентированного проекта можно оценивать, во-первых, с позиции достижения планируемого результата: цель проекта достигнута через ряд последовательных, взаимосвязанных задач.

Результаты проекта диагностируются как результаты-продукты, так и результаты-эффекты.

Результатом-продуктом реализации проекта «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности» выступают:

  1. Описанная в проекте система коллективной подготовки к написанию сочинения - рассуждения, направленную на устранение ключевых проблем девятиклассника на экзамене при выполнении задания С2, которую можно использовать при подготовки к ГИА в IX классе в любой образовательной организации г.Югорска. Схематично система выглядит следующим образом:

Практико-ориентированный проект «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности»

  1. Лингвистический портфель девятиклассника для самостоятельной подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 2014г. (см. приложение) как продукт коллективной мыследеятельности учеников нашего класса.

Результаты-эффекты можно рассматривать через положительную динамику уровня выполнения учениками нашего класса контрольных сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, которые проводились и оценивались учителем русского языка и литературы в сентябре 2013г. и в апреле 2014г. (на школьном репетиционном экзамене по русскому языку 17 марта 2014г.): из диаграмм 3,4 видно, что количество учеников нашего класса, допускающих ошибки по каждому из критериев оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему снизилось в разы.

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Кроме того, в качестве результатов-эффектов может выступать продуктивный опыт работы с новыми интернет-сервисами, который можно использовать для организации процесса получения коллективного продукта в других предметных областях.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Во-первых, в силу того что проект носит практико-ориентированный характер, его результаты могут быть использованы другими девятиклассниками для подготовки к написанию экзаменационного сочинения на лингвистическую тему;

Во-вторых, дальнейшее развитие проекта видится в создании Лингвистического электронного портфеля, в которой задания будут оснащены гиперссылками на алгоритмы рассуждения по поводу определённого лингвистического явления, что, на наш взгляд, существенно сэкономит время при выполнении выпускником IX, XI класса части В экзаменационном КИМе (ЕГЭ, ГИА) по русскому языку.


Список использованной литературы


  1. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА - 2014: учебно-методическое пособие/Под. Ред. Н.А.Сениной.-Ростов н/Д: Издательство «Легион», 2013. - 374с. - (ГИА - 9.)

  2. Сочинение - рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 классы/ Т.И.Павлова, Н.А. Раннева. - Изд. 5-е, дополн. - Ростов н/Д: Издательство «Легион», 2013. - 256с. - (ГИА - 9.)

  3. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С/ Г.Т. Егораева .- М :Издательство «Экзамен», 2014г.-110с.-(Серия «ГИА. Полный курс А,В,С»)

  4. Информационные ресурсы порталов:

    1. edu.ru

    2. gramota.ru,

    3. therules.ru,

    4. uchimcauchitca.blogspot.ru/

    5. gia.edu.ru/

    6. fipi.ru/‎






Приложение: Лингвистический портфель девятиклассника для самостоятельной подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 2014г.

Практико-ориентированный проект «Лингвистическое сочинение в IX классе как продукт коллективной мыследеятельности»



© 2010-2022