Имя существительное. Неинтересных людей в мире нет

Конспект урока по русскому языку в 10 кл. казахской школы. Тема: Имя существительное. Неинтересных людей в мире нет. Цель: помочь осознанному усвоению тем. Образовательная: повторить части речи, повторить, углубить и систематизировать знания об имени существительном: значение, род, число, склонение, правописание, научить составлять тематические тексты на лексическую тему. Развивающая: развивать речь учащихся, творческое воображение, формировать умения работать с таблицами, навыки морфологическог...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила: учитель русского языка и литературы Наукеева Алия Дисенбаевна

Опубликовано на сайте Видеоуроки в Интернет.

Ссылка videouroki.net/filecom.php?fileid=98679556


Урок № ____

Дата:

Класс:

Тема: Имя существительное. Неинтересных людей в мире нет.

Цель: помочь осознанному усвоению тем.

Образовательная: повторить части речи, повторить, углубить и систематизировать знания об имени существительном: значение, род, число, склонение, правописание, научить составлять тематические тексты на лексическую тему.

Развивающая: развивать речь учащихся, творческое воображение, формировать умения работать с таблицами, навыки морфологического разбора имени существительного, умения работать в команде.

Воспитательная: на основе лексической темы воспитывать нравственные качества: толерантность, гуманность, взаимовыручки, воспитывать любовь к родине, к истории своей страны, пробудить желание изучать русский язык.

Тип: комбинированный урок.

Методы и приемы: наглядный, объяснительный, индуктивный, творческий.

Межпредметная связь: русская литература, история Казахстана, изобразительное искусство, информатика.

Наглядность и ТСО: портреты, таблица «Имя существительное», слайдовая презентация, видеопроектор.

План урока:


  1. Орг. момент. (1 мин.)

  2. Словарная работа (5 мин.)

  3. Работа с эпиграфом. (3 мин.)

  4. Опрос домашнего задания: игра «Крестики-нолики». (6 мин.)

  5. Объяснение новой темы: работа по таблицам. (12 мин.)

  6. Закрепление нового материала. (13 мин.)

А) Творческая работа с текстом.

Б) Морфологический разбор.

  1. Вывод, оценивание. (3 мин.)

  2. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока:


  1. Орг. момент. (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок у нас необычный. Мы проведем его с элементами игры. Тема нашего урока «Неинтересных людей в мире нет. Имя существительное». Цель урока: повторить, углубить и систематизировать знания об имени существительном, написать творческую работу об известных людях Казахстана.


  1. Словарная работа:

- Как вы понимаете выражение интересный человек?

- Подберите синонимы к данному выражению.

- Какая орфограмма встречается в слове интересный?

- Как проверить эту орфограмму?


  1. Работа с эпиграфом. (3 мин.)

- Послушайте эпиграф. Ответьте на вопросы.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Евгений Евтушенко.

  • О каких людях говорится в эпиграфе?

  • С чем они сравниваются и почему?

  • Найдите ключевое слово в этом стихотворении.


  1. Актуализация знаний:

- Наш урок мы посвящаем интересным великим людям. И прежде чем говорить о них, мы проверим домашнее задание. Проведем игру «Крестики-нолики». Ваша задача: за правильные ответы ставить «крестик», за неправильные ответы - «нолик». Нарисуйте такую таблицу, и пронумеруйте квадратики.

1Х

2О

3Х

4

5

6

7

8

9


  1. Опрос домашнего задания:

А) Игра «Крестики-нолики»

Вопросы:

  1. Части речи бывают самостоятельные и служебные.

  2. Прилагательные в предложении бывают определениями.

  3. Быстрее, выше, смелее - это существительные.

  4. Пятёрка - это числительное.

  5. Наречия отвечают на вопросы какой? чей?

  6. Глаголы обозначают действия предметов.

  7. В, на, за, около - это союзы, а и, или, зато - это предлоги.

  8. Наречия отвечают на вопросы где? когда? почему? зачем?

  9. Я, ты, он, она - это местоимения.

Ответы:

1. х

2. х

3. о

4. о

5. о

6. х

7. о

8. х

9. х


  1. Объяснение новой темы: с использованием таблиц:


Заполнение кластера:


- Что вспоминаете вы, когда речь идет об имени существительном?


Заполнение таблицы:

  1. Что обозначает имя существительное?

  2. На какие вопросы отвечают одушевленные существительные?

  3. На какие вопросы отвечают неодушевленные существительные?

  4. Чем отличаются данные слова: город Астана, писатель Абай, спортсмен Илья Ильин?

  5. Какого рода бывают существительные?

  6. Какого числа бывают существительные?

  7. Расскажите о склонении существительных.

  8. Чем в предложении является имя существительные?


Имя существительное

1

Значение:

?

2

Вопросы:

одушевленные?

3

неодушевленные?

4

?

город Астана, писатель Абай, спортсмен Серик Сапиев.

5

Род:

?

6

Число:

?

7

Склонение:

?

8

Синтаксическая роль:

?

Ответы:

Имя существительное

значение:

обозначает предмет, явление: снег, зима, мир, дружба

вопросы:

одушевленные: кто? кого? кому? кем? о ком?

неодушевленные: что? чего? чему? чем? о чём?

нарицательные:

собственные:

город, писатель, спортсмен, пёс, газета.

Астана, Абай, Серик Сапиев, Барбос, «Приуралье».

род:

мужской

женский

средний

число:

единственное

множественное

склонение:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

синтаксическая роль:

подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое, определение.

(Дальше объяснение по слайдам.)

План морфологического разбора ИС.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное;

б) одушевленное или неодушевленное;

в) вещественное, отвлеченное, собирательное;

г) род;

д) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж;

б) число.

III. Синтаксическая роль.


Образец письменного разбора

Человека3 украшает не одежда, а знания.

Образец: Человека - сущ.

I. (Кого?) человека. Н.ф. - человек.

II. Пост. - нариц., одуш., муж. р., 2-го скл.

Непост. - Р. п., ед. ч.;

III. Украшает кого? человека.


  1. Закрепление нового материала: творческая работа.

- Класс делится на 4 микрогруппы. Каждой подгруппе предоставляется право выбора одного известного человека, фото которого спрятано за этими цифрами. Капитаны команд выбирайте цифру.

После выбора цифр открываются портреты и угадываются их имена.

- Назовите, кто изображен на данной фотографии?

- Что вы о нем знаете? Как он прославил своё имя?

1

2

3

4

Имя существительное. Неинтересных людей в мире нет.

Имя существительное. Неинтересных людей в мире нет.

Имя существительное. Неинтересных людей в мире нет.

Имя существительное. Неинтересных людей в мире нет.

  • Назарбаев, Нурсултан Абишевич - 1-й президент Казахстана (с 1990).

Аубакиров, Токтар Онгарбаевич - первый казахский космонавт, Герой Советского Союза, звание «Халык Каhарманы».

  • Сулейменов, Олжас Омарович - поэт, писатель-литературовед, постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО.

  • Кастеев, Абылхан - живописец.


Работа с текстом.

- По данному началу напишите об известных людях Казахстана, представленных в иллюстрациях.


Каждый человек интересен по-своему. От тех людей, с кем мы общаемся, дружим, узнаём что-то новое. От каждого человека мы набираемся знаний3. Один человек умеет хорошо рассказывать истории3, другой - много читает книжки, много изучает и т. д. Если одному человеку3 другой человек не интересен, это не значит, что он не интересен другим.

Есть очень много замечательных, выдающихся людей3. Некоторые из них известны во всём мире. Один из замечательных людей - _____ФИО______, известный во всём мире профессия. О нём я и хочу рассказать…

(На место пропусков учащие подставляют ФИО того человека, который им выпал в презентации и опишут его жизнедеятельность, показывая его заслуги перед отечеством, народом и его жизненном подвиге.)

Вопросы и задания:


  1. В написанном тексте укажите имена собственные. Объясните их правописание.

  2. Выполните морфологический разбор выделенных слов. (Каждой команде по одному слову.)


  1. Вывод, оценивание. (3 мин.)


  1. Домашнее задание. (2 мин.)

А) Подготовьте сообщение об известных людях Казахстана:

1 группа - ученом Каныше Сатпаеве,

2 группа - спортмене Серике Сапиеве,

3 группа - скрипачке и дирижере Гаухар Мурзабековой,

4 группа - актёре, сценаристе и режиссёре Асанали Ашимове.

Б) Выполните морфологический разбор 1 существительного.

© 2010-2022