Разработка мастер-класса Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Изобразительно-выразительные средства языка (задание №3)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка.

Мастер - класс по русскому языку.

(Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.)

Изобразительно-выразительные средства языка (задание №3). (Слайд 1)

Дата проведения:25.02.2015 г.

Автор: Панчёхина Инна Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ№3, сл. Большая Орловка.


Данный мастер-класс будет полезен для учащихся старших классов при подготовке к различным самостоятельным, олимпиадным и экзаменационным работам по русскому языку, литературе.

Цель:

-Показать последовательность работы при выполнении задания №3, охватив основные средства языковой выразительности.

-Создать условия для:

  • повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка;

  • совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики - тропы;

  • подготовки к сдаче ОГЭ.

Ход занятия:

1. Вступительное слово.

-Приветствую вас, мои коллеги! В любом деле начинающему всегда сложно. Поэтому свой мастер-класс я начну шутливым стихотворением собственного сочинения, чтобы поднять себе дух, а вам настроение:

Я в строгом платьице иду,
В такт каблучком своим стучу,
Стараюсь скрыть волненье,
Стесненье, смущенье и смятенье.

Подбадривайте же меня,
Жду очень одобренья,
И мастер-класс представлю я
Вам всем на обозренье.

Буду, буду я стараться, ИКТ здесь применять. И нельзя мне расслабляться,
Так как первой выступать.

- Приободрившись, можно и начать. Эпиграфом к мастер-классу я взяла слова К.Г.Паустовского (Слайд 2):

«С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

-Коллеги, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?

(Изобразительно - выразительные средства)(Слайды 3-20)

Тема моего мастер-класса: «Изобразительно-выразительные средства языка».

- Мы с вами, коллеги, познакомимся с основными тропами, затем найдем их в предложениях и определим вид, т.е. проделаем такую работу, которую выполняют 9-классники, готовясь к экзамену.

- Как вы думаете, почему этот вид работы включён в ОГЭ?

(Очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)

2.Основная теоретическая часть.

-Итак, сегодня мы будем работать с изобразительно-выразительными средствами, которые наиболее часто встречаются в экзаменационных тестах в задании №3. Это такие средства, как: сравнение, олицетворение, метафора и фразеологизм. Давайте вспомним, что это за понятия. Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах, а можете воспользоваться информацией на слайде. (Слайд 21)

МетАфора -употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

(Крыло птицы - крыло самолёта; золотая осень - золотая цепь; нос человека - нос корабля.)

ОлицетворЕние - перенос признака или действия с живого предмета на неживой.

(Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…)

СравнЕние -сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

(И деревья, как всадники, съехались в нашем саду.)

ФразеологИзмы - устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

(Как рыба в воде, бить баклуши, вешать лапшу на уши, семь пятниц на неделе)

-Как называются лексические средства выразительности? (Тропы)

-С какими тропами вы познакомились? (Метафора, олицетворение, сравнение)

-А как называется фразеологическое средство выразительности?(Фразеологизм)

3.Практическая часть.

-Вы правильно перечислили выразительные средства. Давайте проверим, насколько точно вы их уяснили. Перед вами тестовые задания, отметьте кружком правильные варианты ответов.

(Проверка заданий на экране.)

3 33

1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» - этo лишь вещь, украшение, а не человек.

2) Лицо учительницы было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.

4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) А в глубине класса стоял учитель, и сердце его сдавливала боль.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) Ученики очень любили своего классного руководителя и часто говорили, что с её приходом в классе даже парты, стулья и учебники начинали от радости петь и танцевать.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» -рассуждала бабушка.

4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

2) - Какая диковинная память, а! - радостно говорит он.

3) Ученики учителя в классе ждут, не дождутся и, когда, наконец, дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

4) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

(Ответы: 1.2, 2.4, 3.1, 4.3) (Слайд 22)

4. Заключительная часть.

- Итак, мы проверили знания теории, закрепив их на примерах. Скажите, пожалуйста, где чаще всего мы встречаемся с изобразительно-выразительными средствами?

(В художественной литературе)

-В моём стихотворении можно также отметить некоторые средства выразительности.

- Вы отлично, коллеги, справились с заданиями. Спасибо за работу! Желаю всем творческих успехов! (Слайд 23) И пусть ваше сердце никогда не сдавливает боль, пусть при виде вас поют и танцуют от радости не только ученики, но и парты, стулья и учебники, и чтобы вам от любви детей никогда не хотелось сбежать на край света из стен нашей родной школы!

Вывод: написание синквейна

( например,

Изобразительные средства рисуют, звучат, чувствуют…

Язык - всем знаниям и всей природе ключ…

Как я люблю русский язык!)





© 2010-2022