Статья Система блоков и опорных карточек

Курс русского языка, изучаемый учащимися в школе, рассчитан на традиционные формы работы на уроке. Соответствуют  ему и учебники, состоящие из отдельных параграфов с довольно большим и трудным для запоминания текстовым материалом. Материал в учебниках даётся частями, одна тема перебивается другими и растягивается на продолжительное время.   Тема «Правописание приставок» начинает изучаться уже в начальных классах(приставки надо отделять от предлогов). В 5-ом классе изучаются приставки на з, в 6-...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Система блоков и опорных карточекСтатья Система блоков и опорных карточекСтатья Система блоков и опорных карточекСтатья Система блоков и опорных карточекСтатья Система блоков и опорных карточекСтатья Система блоков и опорных карточекСистема блоков и опорных карточек.

Курс русского языка, изучаемый учащимися в школе, рассчитан на традиционные формы работы на уроке. Соответствуют ему и учебники, состоящие из отдельных параграфов с довольно большим и трудным для запоминания текстовым материалом. Материал в учебниках даётся частями, одна тема перебивается другими и растягивается на продолжительное время.

Тема «Правописание приставок» начинает изучаться уже в начальных классах(приставки надо отделять от предлогов). В 5-ом классе изучаются приставки на з, в 6-ом классе они снова возвращаются к приставкам (приставки при-, пре-). Целесообразно ввести в 5-ом классе опорную карточку по материалу «Правописание гласных и согласных в приставка», включив туда и приставки ра-, роз-, рас-, рос-.Дав блок по правописанию приставок, можно использовать для закрепления правил.

Опорная карточка выглядит так:

Правописание приставок

1.Приставка - часть слова (рядом схема слова с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием) пиши слитно.

2.Неизменяемые приставки

С-,о-,от-,об-,по-,про-,на-,над-,пред- - пиши только так

3. Раз-, без-, из-,воз-,через-, перед гласными и звонкими согласными;

Рас-, бес-, ис-, вос-, через- пред глухими согласными.

4.раз-, роз- - на о

рас-,рос- - на о

5. пре- - 1) равно «очень»

2) в значении «пере-»

При- 1) приближение к чему-либо

2) «около»

3) «чуть-чуть»

Для карточек должны быть специальные тетради, но можно каждую карточку написать на плотной бумаге.

На первых порах можно пользоваться опорной карточкой даже у доски; постепенно ребята отказываются от них, но в их памяти она останется единым блокнотом.

Точно также вводится ещё один блок - «Правописание гласных и согласных в корне слова; систематизировав материал о гласных безударных, чередующихся, о-е после шипящих.

Работая с блоками правил, можно, концентрируя внимание учащихся на одной те, системно дать материал, разбросанный по 2-3 годам обучения, в результате чего получается дополнительное время для тренировочных работ; учащиеся же имеют приложение-справочник, где они в любое время найдут забытое правило.

Методика использования опорных карточек такова. Они вводятся как новый материал, рисуя на доске, объединяя сущность правил. Иногда можно сначала объяснить на примерах ученикам - записать правило графическим и сделать вывод.

Труднейшими сегодняшнего дня остаются усвоение нового, воспитание и поддержание интереса к предмету, развитие творческих возможностей школьников, особенно в старших классах.

Система блоков и опорных карточек приучает ребят мыслить, они кодируют огромный текстовой материал, понимая его, придумывают в меру своих способностей способы наилучшего запоминания. Учение перестаёт быть мучением, т.к. не надо ничего зубрить, выучивать наизусть огромные параграфы, а потом на диктанте списывать у более грамотного соседа.

Работа с опорными карточками.

Первое, на что хочется обратить внимание, это то , что опорные карточки - это одна из форм работы на уроке.

Второе. Каждый учитель через опорную карточку может найти и дать собственное видение учебного материала, найти тот способ общения с детьми, который облегчит ему преподавание с высокими результатами, а ученики - запоминание с наименьшими затратами. Структура опорной карточки, её содержание и объём информации зависит от цели урока, подготовленности класса. И главная заповедь: карточка должна помогать и быть нужной. И ещё. Чтобы достичь высокого уровня обучения, нужно. Чтобы работа с карточками была постоянной и регулярной. В результате уменьшаются затраты времени на изучение нового, а на закрепление и тренировочные работы можно тратить его больше.

Опорные карточки можно составлять по новому материалу при объяснении, при закреплении и систематизации, при сопутствующем и итоговом повторении, в процессе подготовки к экзаменам, при опросе включать их в д/з. Их можно использовать для всего класса, в индивидуальной работе.

Правописание Ь (мягкого знака) после шипящих

Пиши ь нет ь

Пиши ь нет ь

1.Имя существительное

Ж.р.,ед.ч. м.р.,ед.ч.

Ночь нож

2.Имя прилагательное

-крат.форма,м.р.

-пахуч.жгуч

3.Глаголы

Неопр.ф.

лечь

2-е л., ед.ч.

читаешь

Повелит.накл.

разрежь

4.Наречие

С основой на шипящий, кроме уж замуж невтерпёж

Навзничь, настежь, уж замуж невтерпёж

наотмашь

Примером того, как карточка помогает кодировать и систематизировать материал, служит опорная карточка.

«Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных»

  1. В суффиксах (графическое обозначение) и окончаниях (граф.обозн.) в существительных и прилагательных. После шипящих и ц - о-е.

2. Сучок - овражек

свинцовый- ситцевый,

шалашом - полотенцем

большого - хорошего

Карточка, по которой уч-ся должны сами сделать вывод.

Синонимы, омонимы и антонимы.

1.Синонимы 2.Омонимы 3.Антонимы

Значение

Звучание

Дети запомнили порядок, условный знак, а на последующих уроках закрепили данный материал в практической работе.

«Связь слов в словосочетании»

  1. Согласование

Им.сущ. (какой? И т.д.) + прилаг. (род, число, падеж)

Причастие (род,число, падеж.)

Поряд.числ. (род, число, падеж)

Местоим. (род.число,падеж)

  1. Управление

Глагол (вопрос косв. Пад.) + сущест. или сущест.

сущест. с предл. ( сущест. с предл.)

Местоим. (местоим.)

(исключение: сущ. + сущ. - для несогласованного определения.

3.Примыкание.

Глагол + наречие

+ деепричастие

+ неопред. форма

Примечание: способы связи можно записать разными цветами: красным - зелёным,

синим - управление, примыкание - красным .

Таким образом, мы видим, что опорные карточки очень удобны и эффективны в работе учителя русского языка.





© 2010-2022