- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Система блоков и опорных карточек
Статья Система блоков и опорных карточек
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мурадян Н.З. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Система блоков и опорных карточек.
Курс русского языка, изучаемый учащимися в школе, рассчитан на традиционные формы работы на уроке. Соответствуют ему и учебники, состоящие из отдельных параграфов с довольно большим и трудным для запоминания текстовым материалом. Материал в учебниках даётся частями, одна тема перебивается другими и растягивается на продолжительное время.
Тема «Правописание приставок» начинает изучаться уже в начальных классах(приставки надо отделять от предлогов). В 5-ом классе изучаются приставки на з, в 6-ом классе они снова возвращаются к приставкам (приставки при-, пре-). Целесообразно ввести в 5-ом классе опорную карточку по материалу «Правописание гласных и согласных в приставка», включив туда и приставки ра-, роз-, рас-, рос-.Дав блок по правописанию приставок, можно использовать для закрепления правил.
Опорная карточка выглядит так:
Правописание приставок
1.Приставка - часть слова (рядом схема слова с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием) пиши слитно.
2.Неизменяемые приставки
С-,о-,от-,об-,по-,про-,на-,над-,пред- - пиши только так
3. Раз-, без-, из-,воз-,через-, перед гласными и звонкими согласными;
Рас-, бес-, ис-, вос-, через- пред глухими согласными.
4.раз-, роз- - на о
рас-,рос- - на о
5. пре- - 1) равно «очень»
2) в значении «пере-»
При- 1) приближение к чему-либо
2) «около»
3) «чуть-чуть»
Для карточек должны быть специальные тетради, но можно каждую карточку написать на плотной бумаге.
На первых порах можно пользоваться опорной карточкой даже у доски; постепенно ребята отказываются от них, но в их памяти она останется единым блокнотом.
Точно также вводится ещё один блок - «Правописание гласных и согласных в корне слова; систематизировав материал о гласных безударных, чередующихся, о-е после шипящих.
Работая с блоками правил, можно, концентрируя внимание учащихся на одной те, системно дать материал, разбросанный по 2-3 годам обучения, в результате чего получается дополнительное время для тренировочных работ; учащиеся же имеют приложение-справочник, где они в любое время найдут забытое правило.
Методика использования опорных карточек такова. Они вводятся как новый материал, рисуя на доске, объединяя сущность правил. Иногда можно сначала объяснить на примерах ученикам - записать правило графическим и сделать вывод.
Труднейшими сегодняшнего дня остаются усвоение нового, воспитание и поддержание интереса к предмету, развитие творческих возможностей школьников, особенно в старших классах.
Система блоков и опорных карточек приучает ребят мыслить, они кодируют огромный текстовой материал, понимая его, придумывают в меру своих способностей способы наилучшего запоминания. Учение перестаёт быть мучением, т.к. не надо ничего зубрить, выучивать наизусть огромные параграфы, а потом на диктанте списывать у более грамотного соседа.
Работа с опорными карточками.
Первое, на что хочется обратить внимание, это то , что опорные карточки - это одна из форм работы на уроке.
Второе. Каждый учитель через опорную карточку может найти и дать собственное видение учебного материала, найти тот способ общения с детьми, который облегчит ему преподавание с высокими результатами, а ученики - запоминание с наименьшими затратами. Структура опорной карточки, её содержание и объём информации зависит от цели урока, подготовленности класса. И главная заповедь: карточка должна помогать и быть нужной. И ещё. Чтобы достичь высокого уровня обучения, нужно. Чтобы работа с карточками была постоянной и регулярной. В результате уменьшаются затраты времени на изучение нового, а на закрепление и тренировочные работы можно тратить его больше.
Опорные карточки можно составлять по новому материалу при объяснении, при закреплении и систематизации, при сопутствующем и итоговом повторении, в процессе подготовки к экзаменам, при опросе включать их в д/з. Их можно использовать для всего класса, в индивидуальной работе.
Правописание Ь (мягкого знака) после шипящих
Пиши ь нет ь
Пиши ь нет ь
1.Имя существительное
Ж.р.,ед.ч. м.р.,ед.ч.
Ночь нож
2.Имя прилагательное
-крат.форма,м.р.
-пахуч.жгуч
3.Глаголы
Неопр.ф.
лечь
2-е л., ед.ч.
читаешь
Повелит.накл.
разрежь
4.Наречие
С основой на шипящий, кроме уж замуж невтерпёж
Навзничь, настежь, уж замуж невтерпёж
наотмашь
Примером того, как карточка помогает кодировать и систематизировать материал, служит опорная карточка.
«Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных»
-
В суффиксах (графическое обозначение) и окончаниях (граф.обозн.) в существительных и прилагательных. После шипящих и ц - о-е.
2. Сучок - овражек
свинцовый- ситцевый,
шалашом - полотенцем
большого - хорошего
Карточка, по которой уч-ся должны сами сделать вывод.
Синонимы, омонимы и антонимы.
1.Синонимы 2.Омонимы 3.Антонимы
Значение
Звучание
Дети запомнили порядок, условный знак, а на последующих уроках закрепили данный материал в практической работе.
«Связь слов в словосочетании»
-
Согласование
Им.сущ. (какой? И т.д.) + прилаг. (род, число, падеж)
Причастие (род,число, падеж.)
Поряд.числ. (род, число, падеж)
Местоим. (род.число,падеж)
-
Управление
Глагол (вопрос косв. Пад.) + сущест. или сущест.
сущест. с предл. ( сущест. с предл.)
Местоим. (местоим.)
(исключение: сущ. + сущ. - для несогласованного определения.
3.Примыкание.
Глагол + наречие
+ деепричастие
+ неопред. форма
Примечание: способы связи можно записать разными цветами: красным - зелёным,
синим - управление, примыкание - красным .
Таким образом, мы видим, что опорные карточки очень удобны и эффективны в работе учителя русского языка.