Методичекский материал Алгоритм написания сочинения по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опираясь на различные пособия по подготовке к написанию третьей части ЕГЭ по русскому языку, составили с учащимися алгоритм написания сочинения- рассуждения.

  1. Напишите вступление.

  2. Сформулируйте проблему, поставленную в тексте.

  3. Прокомментируйте эту проблему, опираясь на текст (приведите не менее двух аргументов).

  4. Сформулируйте позицию автора.

  5. Выразите свое мнение по данной проблеме: согласны вы или не согласны с точкой зрения автора.

  6. Приведите 2 аргумента, доказывающих вашу точку зрения (один из аргументов из художественной, публицистической или научной литературы).

  7. Подведите итоги, сделайте выводы.

Задание С является заданием высокого уровня сложности. В спецификации данное задание сформулировано следующим образом: «Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации».

Для учащихся довольно сложно определить проблему, но почему-то более сложным является критерий 2 - комментарий данной проблемы. Поэтому прежде всего мы говорим о проблематике текста

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Например, проблема поиска смысла жизни, проблема одиночества, проблема бедности.

Как правило, в тексте, представленном для анализа, содержится сразу несколько проблем разного плана: социальных, философских, нравственных, экологических. Тогда речь идет о проблематике текста.

Ученик должен сформулировать одну из них, проявив правильное понимание текста.

Выявляем наиболее распространенные проблемы текста.

  1. Социальные: взаимоотношение человека и общества (выбор профессии, проблема инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблема социальной незащищенности, проблема разделения общества на богатых и бедных, проблема национализма (фашизма); проблема интеллигенции, невостребованности в современном обществе интеллектуального труда; проблемы развития цивилизации; проблема «маленького человека», проблема культуры человека, коммерциализации культуры; проблемы влияния культуры и искусства на развитие личности.

  2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора; проблема внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку; проблема чести и нравственного долга, милосердия, сострадания, совести, духовности, бездуховности; проблема души, становления нравственных основ, проблема нравственного стержня человека, проблема любви к отечеству: проблема истинного и ложного патриотизма; проблема защиты отечества.

  3. Философские: проблема добра и зла, войны и мира, жизни и смерти; поиска смысла жизни, одиночества, отчужденности, утраты веры в…; проблема тоталитаризма (подчинения личности государству); проблема творчества, свободы личности.

  4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (одинокой старости); проблема заботы детей о своих родителях; проблемы детства, вязанные с со становлением личности; проблема отчего дома (малой родины), утраты прошлого, своих корней, семейных традиций, исторической памяти.

  5. Экологические (проблемы взаимоотношений человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к окружающему миру; проблема бережного отношения к природе и её богатству; проблема заботы о преумножении природных богатств; проблема ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.

  6. Информационно-коммуникативные: проблема развития русского языка, проблема языковой культуры или языкового бескультурья; проблемы аудиовизуальной культуры (телевидение, радио, музыка);проблема медиапространства, проблема массовой культуры; проблема влияния Интернета на жизнь человека.

Выясняем, что проблему можно сформулировать, используя разные приемы:

  1. В виде предложения-тезиса: Известный современный писатель С. Львов поднимает в своем тексте проблему отношения к революционному научному открытию, к талантливым ученым, опередившим свой век.

  2. В виде риторического вопроса или ряда риторических вопросов: Как совершается научное открытие? Зависит ли это от таланта конкретного ученого, от удачного стечения обстоятельств, или же происходит стремительный прорыв в науке, обусловленный общим уровнем его развития?

  3. В виде формулировки основной темы: Великое научное открытие… Сколько труда, бессонных ночей, бесконечных экспериментов для того, чтобы дать людям новые знания, новые возможности!

  4. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста: «Человек, который совершал открытие или и изобретал что-то новое, часто видел против себя не одного противника, а многих», - к такому печальному выводу приходит автор текста, размышляя над судьбой талантливых изобретений и ученых.

Но для многих учащихся, это задание так и остается непонятным, а следовательно, и не выполненным. И дело даже не с том, что им сложно сформулировать проблему, прокомментировать её, определить позицию автора и доказать своё мнение, а в том, что при написании сочинения-рассуждения такие учащиеся не могут четко выдержать форму сочинения-рассуждения, теряясь в обилии терминов, информации и тех требований, которые предъявляются к выполнении задания части С. Поэтому мы разработали насколько разных шаблонов сочинений-рассуждений, или, как говорят ученики, «матрицу». В ней предусмотрено использование различных речевых клише, варианты начала сочинения и комментария проблемы, вариативность заключительной части. На наш взгляд, именно это помогло нынешним выпускникам справиться с заданием части С. Все 25 учащихся сдали ЕГЭ по русскому языку в первой волне. Ниже предлагается один из вариантов шаблона сочинения-рассуждения.

Варианты формулировки проблемы:

  1. Чтение… Что дает оно человеку, как влияет на ребенка? Именно над этой проблемой размышляет автор.

  2. В данном тексте автор поднимает проблему_____________________________________________

Комментарии:

Действительно, такая проблема существует. Автор (Полностью Ф.И.О. автора, его характеристика) например: Аксаков Сергей Тимофеевич, выдающийся русский писатель, рассказывает (повествует, говорит, сообщает и др. глаголы) о том, что

  • 1 аргумент из текста. Его иллюстрация. Например, аргумент … в детстве он любил читать настолько, что забывал обо всем. Иллюстрация: Книги, подаренные ему старым богатым холостяком С.И.Аничковым стали для его настоящим сокровищем.

  • 2 аргумент. Его иллюстрация. Например, аргумент: Автор вспоминает, что он читал свои книжки с восторгом. Иллюстрация: Перед ним открылся новый мир, так как мальчик узнал о многих предметах и явлениях природы, которые получили для него смысл и значение и стали ещё любопытнее.

Позиция автора:

По мнению автора, (позиция автора может быть как открытой,- особенно в текстах публицистического стиля - так и скрытой - чаше всего в текстах художественного стиля)

Личная позиция и аргументация:

Я полностью согласен с мнением автора. Говоря о данной проблеме (прописать эту проблему полностью, например: говоря о проблеме силы чтения в детском возрасте…) , хочется (можно, необходимо) отметить, что в русской (зарубежной или в русской и зарубежной классической, или в современной русской) литературе она поднималась (ставилась, раскрывалась) давно. Взять (вспомним) хотя бы___________ 1 аргумент из художественной литературы. Его иллюстрация. Например, аргумент: Вспомним хотя бы об Алексее Максимовиче Горьком. Иллюстрация: Именно его любовь к чтению открыла для него мир и помогла стать великим писателем. Об этом читаем мы в его повести «Детство».

2 аргумент из художественной литературы. Его иллюстрация. Например:______

Другой знаменитый писатель Александр Грин в рассказе «Зеленая лампа» тоже подчеркивает величайшую роль чтения в жизни человека. Именно чтение книг помогает сидящему в комнате герою стать впоследствии хорошим врачом.___________

ВАРИАНТЫ:

По сообщению (по мнению)газеты (журнала) «Название?», проблема_____________
в обществе стоит очень (довольно, достаточно) остро. Привести аргумент с иллюстрацией.
Обращая внимание на решение данной проблемы в современном обществе, хочу (могу) рассказать (сказать, отметить), что проблема____________(аргумент и иллюстрация из собственного жизненного опыта)___________________________

Зключение

Проблема ___________________________________________________________ всегда волновала и будет волновать людей (общество, человечество, народ нашей страны и др.)

Подводя итоги, хочется отметить, что данная проблема будет существовать на протяжении всего времени, пока живет человечество, потому что является «вечной» проблемой, затрагивающей все поколения.

ВАРИАНТЫ:

Проблема___________________действительно волнует как молодых, так и пожилых людей страны (Земли), так как относится к разряду проблем влияющих на_____________ Проблема___________________, волнующая как лучшие умы человечества, так и простых смертных, не относится к разряду неразрешимых. Решить её можно только сообща, только всем миром.


© 2010-2022