Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Порогская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ШМО зам. директора по УВР директором школы

Руков. ШМО __________ «__ » __________ 2015 г приказ № от «__ » ________ 2015 г

«__» _______ 2015 г



Рабочая программа

по русскому языку

для 10 класса

на 2015 - 2016 год




Разработчик программы

учитель Титоренко Е.И..

первая квалификационная категория

Педстаж 36 лет








2015 г



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку (образовательная область «Филология») для 10-11 классов составлена на основе авторской программы А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Н.А. Николиной Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы - М.: Просвещение, 2011.

Количество часов в неделю в 10 классе - 1

Количество часов в год - 35 часов

Количество часов в неделю в 11 классе - 1

Количество часов в год - 34 часа

Основная цель предмета на третьей ступени:

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях ; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Задачи предмета:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Основное содержание предмета

10 КЛАСС

Общие сведения о языке (5 ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Русский язык как система средств разных уровней 2ч.

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.

Фонетика и графика. Орфоэпия, орфография (4 ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста. Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (5 ч)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.


  1. КЛАСС

Официально-деловой стиль речи (4 ч.)

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Синтаксис и пунктуация (6 ч)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический стиль речи (6 ч)

Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк, эссе. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Разговорная речь (4ч.)

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально- деловой, научной и публицистической сфере общения.

Язык художественной литературы. (6 ч)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Общие сведения о языке (4 ч)

Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты.

Повторение (4 ч)

Требования к уровню подготовки выпускников третьей ступени.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудиро­вания:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

Создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах об­щения;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Система оценки достижения обучающихся

Критерии выставления отметок за устный опрос

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности, понимания изученного;

  • речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

  • обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик

  • дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

  • излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала,

  • допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,

  • беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1»ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Положительная отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

Критерии выставления отметок за диктант:

Отметка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Отметка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении отметки: за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом является для отметки "4" 2 орфографические ошибки, для отметки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для отметки «2» - 8 орфографических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две отметки отдельно за каждый, вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.

Отметка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее 2/3 заданий.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задании.

Сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Критерии выставления отметок за сочинения и изложения:

При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:

Отметка «5»:

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по стилистике).

5. Достигнуто стилевое единство

Допускается:

1 орфографи­ческая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4»:

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет .

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.

4.. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительность.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Отметка «3»

1. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

2. Работа достоверна, в главном, но в ней последовательности изложения.

3. . В работе допущены существенные отклонения от темы.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2»

1. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

2. Работа не соответствует теме.

3. Допущено много фактических неточностей.

4. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

5. Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

6. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до б недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пункту­ационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Учебники и учебно-методические пособия:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.- М.: Просвещение,2009.

  2. Золотарёва В.И., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

  3. Золотарёва В.И., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. - М.: ВАКО,2004.

  4. Сиденко Н.В.Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс. - Волгоград, 2002.

  5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Николина Н. А. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы М.: Просвещение, 2011.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

урока п/п


Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Дата проведения

планируемая

фактическая

Общие сведения о языке (5ч.)

1 /1

Язык и общество.

Язык и культура

1

Связь происхождения языка с возникновением человеческого общества, взаимосвязь языка и культуры, отражение культуры в языке

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план

Сообщение.

2/2

Язык и история народа

1

Дать понятие о взаимосвязи языка и истории народа, трех периодах в истории русского языка.

Знать о взаимосвязи языка и истории народа.

Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе.

Доклад.

3/ 3

Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении.

1

"Мировой язык", русский язык как родной и государственный

Знать понятие "мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и государственном.

Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.

Сообщение.

4/ 4

Активные процессы в современном русском языке

1

Процессы, происходящие в современном русском языке

Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.

Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора.

сообщение

5/5

Изложение лингвистического текста

1

Изложение лингвистического текста

Знать приёмы информационной переработки текста.

Уметь писать изложение по лингвистическому тексту

изложение

Русский язык как система средств разных уровней 2ч.

6/1

Взаимосвязь языка разных уровней

1

Словари русского языка

Знать виды словарей русского языка.

Уметь пользоваться словарями.

Практическая работа

7/2

Разделы науки о языке

1

Уровни языковой системы

Знать разделы науки о русском языке и языковые единицы, составляющие разделы.

Уметь производить разные виды разбора.

Фонетический, мор-фемный, морфологический, синтаксический разборы

Фонетика, орфоэпия, орфография (4 часа)

8/ 1

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

1

Повторить понятия "фонема", "открытый и закрытый слоги", "логическое ударение", познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.

Знать понятия "фонема", "открытый и закрытый слоги", "логическое ударение", познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.

Уметь производить анализ орфографических трудностей.

Фронтальный опрос.

9/ 2

Основные нормы современного литературного произношения

и ударения в русском языке.

1

Закреплять навыки литературного произношения и ударения в русском языке, преодолевать нарушения орфоэпической нормы

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.

Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их.

Сообщение.

10/ 3

Написания, подчиняю-щиеся морфологическому, фонетическо-му, традиционному принципам русской орфографии.

1

Дать понятие о морфологическом, фонетическом, традиционном принципах русской орфографии

Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.

Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания.

тест

11/ 4

Фонетический разбор.

1

Производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей

Знать порядок фонетического разбора.

Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.

Контрольная работа.

Лексика и фразеология (6 ч.)

12/ 1

Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.

1

Углубить понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности лексики

Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи.

Фронтальный опрос.

13/2

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

1

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи.

Работа со словарем.

14/ 3

Активный и пассивный словарный запас, использование в художественной речи.

1

архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи

Знать активный и пассивный словарный запас.

Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием данных групп лексики, готовить сообщения о значении, происхождении, употреблении конкретных слов.

Работа со словарем.

15/ 4

Русская фразеология.

1

Углубить понятие о фразеологизме, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.

Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.

Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы

Работа со словарем.

16/ 5

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологи-ческий анализ текста.

1

Лексические и фразеологические словари, совершенствовать навыки лексико-фразеологического разбора

Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора.

Уметь пользоваться словарями, создавать тексты художественного стиля с использованием фразеологизмов.

Работа со словарем.

Сочинение-миниатюра

17/ 6

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология»

1

Выполнение тестовых заданий

Знать теоретический материал по теме.

Уметь применять знания на практике

Тест.

Морфемика и словообразование (4 часа)

18/ 1

Обобщающее повторение ранее изученного

1

Закрепление понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.

Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем.

Уметь выполнять задания по теме.

Словарная работа.

19/ 2

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.

1

Совершенствовать навыки словообразовательного анализа.

Знать основные способы словообразования.

Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки.

Разбор слова по составу.

20/ 3

Выразительные словообразовательные средства

1

Совершенствовать навыки художественно -сти-листического анализа изобразительно-вырази-тельных свойств морфем

Знать выразительные словообразовательные средства.

Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем

Практикум.

21/4

Словообразовательный разбор

1

Словообразовательный разбор

Знать порядок словообразовательного разбора.

Уметь производить словообразовательный разбор.

Практическая работа

Морфология и орфография (6 ч)

22/ 1

Обобщающее повторение частей речи.

1

Части речи, их грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции

Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Уметь производить морфологический разбор частей речи

Практикум.

23/ 2

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

1

Закрепить навык морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи

Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи

Морфологический разбор.

24/3

Нормативное употребление форм слов

1

Нормативное употребление форм слов

Знать нормы употребления форм слов. Уметь соблюдать орфографические нормы в собственной речи.

Тест.

25/ 4

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

1

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания на практике.

Практикум.

26/ 5

Обобщающее повторение орфографических норм

1

Орфографические нормы и их группировка на осно-ве принципов правописания

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания на практике.

Практикум.

27/ 6

Выполнение тестовых заданий чисти А (ЕГЭ)

1

Контрольная работа


Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания на практике.

Тест.

Речь, функциональные стили речи (3 ч.)

28/ 1

Язык и речь. Основные требования к речи.

1

Основных требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Знать об основных требованиях к речи: правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств.

Уметь применять их в собственной речи.

Сообщение.

29/ 2

Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация

1

Дать представление об основных видах преобразования текста

Знать об основных видах преобразования текста.

Уметь преобразовывать текст

Сообщение.

30/3

Функциональные стили речи.

1

Общая характеристика функциональных стилей речи

Знать о функциональных стилях речи, назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях.

Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ

Фронтальный опрос, работа с текстом

Научный стиль речи (4 часа)

31/ 1

Назначение научного стиля, его признаки и разновидности

1

Основные пласты научного стиля

Знать разновидности лексики научного стиля.

Уметь анализировать научные тексты.

Сообщение.

32/ 2

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

1

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Знать морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии.

Работа с текстом

33/3

Изложение с элементами комплексного анализа текста.

1

Изложение с элементами комплексного анализа текста.

Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.

изложение.

34/ 4

Итоговая контрольная работа

1

Выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками

Знать орфографические и пунктуационные правила.

Уметь применять орфографические, пунктуационные, лексико-грамматические навыки

Тест.

35/5

Анализ итоговой работы

1

Анализ итоговой работы

Уметь применять орфографические, пунктуационные, лексико-грамматические навыки

Работа над ошибками



© 2010-2022