Лабораторная работа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лабораторная работа по русскому языку - эффективный метод формирования навыков исследовательской деятельности.


Н.В.Аношина, Е.А. Деманова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кувакинская СОШ», с. Кувакино

Аннотация

При обучении русскому языку с методической точки зрения целесообразным является применение тех форм и методов работы, которые являются для учащихся знакомыми при изучении других предметов и направлены на формирование не только специальных, предметных, но и общеучебных умений и навыков. Одной из таких форм является лабораторная работа, основное назначение которой - формирование у школьников навыков и умений научного исследования, научного поиска и экспериментирования, которое, базируясь на материале конкретной учебной темы, приводит к более глубокому изучению, самостоятельному осознанию и обобщению материала этой проблемной темы.

Если ты учишь, старайся быть кратким, чтобы разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно. Все, что излишне, хранить понятие наше не может.

Гораций.

Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов.

Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков.

Ведущая идея: использование в педагогической практике нестандартных форм проведения уроков.

Цель: развитие интереса у учащихся к изучению русского языка.

Объект исследования: нетрадиционный урок как элемент обеспечения интереса к изучению предмета.

Предмет исследования: методика и формы проведения нетрадиционных уроков.

Ожидаемый результат:

♦ положительная динамика состояния эмоциональной сферы учащихся;

♦положительная динамика состояния мотивационной сферы деятельности учащихся;

♦положительная динамика состояния интеллектуальной сферы учащихся.

В настоящее время в концепции школьного образования основная роль отводится формированию навыков самостоятельной работы учащихся. Поэтому лабораторные работы по русскому языку наряду с практическими занятиями являются важнейшей составной частью курса «Русский язык». Специфика их заключается прежде всего в том, что они в большей мере используют формы индивидуальной работы, способствуют выработке самостоятельности в приобретении знаний, научных сведений.

Лабораторные работы направлены на формирование умений в полном объёме и в строгой последовательности анализировать явления русского языка с учётом постоянных/переменных признаков и объяснять их сущность в соответствии с современными тенденциями в русистике.

Считаем, что этот вид занятий будет способствовать организации активных форм самостоятельной работы учащихся, поможет более сознательному и прочному усвоению программного материала.

В обобщенном и систематизированном виде цели лабораторной работы могут быть представлены так:

- закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний;

- привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой (умение работать со словарями разных типов, оценивать и сопоставлять планы, тезисы, конспекты, аннотации отдельных работ, готовить обзорные выступления на основе этого материала);

- ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа;

- выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике;

- формирование способности творческого внутри- и межсистемного переноса знаний, умений и навыков.

Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности.

Интересны темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням.[1]

Тема, начатая на практическом занятии, может быть предложена в лабораторной работе, и наоборот.

Лабораторной работе может быть посвящен как весь урок, так и его часть, а также она может являться домашним заданием.

Задания при исследовательской методике могут быть различными, все зависит от того, на каком этапе изучения темы она проводится. Если лабораторная работа предшествует практическим занятиям, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос. Если же лабораторная работа следует на этапе закрепления, то она носит обобщающий характер.

Задания должны включать такие этапы исследования:

- наблюдение и изучение фактов и явлений;

- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

- выдвижение гипотезы;

- построение плана исследования;

- выяснение связей изучаемого явления с другими;

- проведение лингвистического эксперимента;

- решение лингвистических задач;

- обобщение результатов и формулировка вывода.

При проведении работы следует учитывать следующее:

- наличие учебной и справочной литературы;

- время выполнения работы;

-задания для индивидуальной и групповой работы (оптимальное количество учащихся в группе - 6 - 8 человек);

-оценочный лист (в нем будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом).[4]

Алгоритм проведения лабораторной работы

  1. Подготовительный этап

- повторение теоретических сведений;

- выполнение практических заданий;

- предварительное ознакомление учащихся с темой и литературой к ней.

2. Проведение работы

-четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы должны быть обозначены в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;

-оснащение лабораторной работы (выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся);

-самостоятельное выполнение лабораторной работы (основная функция учителя на этом этапе - индивидуальное консультирование)

3. Подведение итогов

- ответы учащихся;

- корректировка ответов;

- выяснение уровня овладения учащимися материала

4. Оценивание. Результаты оцениваются в классе; материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверяется при проведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.

В старших классах проведение лабораторных работ помогает подготовить учащихся к сдаче экзаменов в новой форме (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс), когда от учащихся требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения- рассуждения по предложенному тексту.[5]

Правильно обучать учащихся - значит развивать в них способность понимать.

Формируя навыки исследовательской деятельности с установкой на развитие мышления учащихся все чаще используются такие методы обучения, как лабораторные работы по русскому языку. Это

- языковой анализ,

- орфографические упражнения,

- словообразовательные задачи,

- изложения, сочинения.

Данный метод может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.

Наиболее применимы здесь темы комплексного характера.

Задания при исследовательской методике могут быть различными.

В силу своей практической направленности лабораторные занятия всегда имеют исследовательский, поисковый характер, предполагают применение различных методов и приемов исследования (описательного, сопоставительного, статистического) использования научной литературы, словарей, справочников. Лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.[7]

Такое умение можно сформировать только при условии самостоятельной работы, в результате которой учащиеся знакомятся с различными видами языковых словарей, использования справочной литературы в соответствии с ее назначением.

В самом названии «урок - лабораторная работа» усматривается основная проблема - исследования языкового материала на основе текстов разных типов. Считаем, что целесообразно использовать для анализа художественные тексты разных авторов, но объединенные одной общей темой. Учитель предлагает план для анализа в ходе исследования.
Работа осуществляется или в группах, или индивидуально. С этой целью размноженный текст получает каждый ученик. Можно предположить и такой вид работы, при котором ученики записывают индивидуально текст по памяти, предварительно выучив его наизусть. Такие уроки очень эффективны, так как самореализуются знания, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, вырабатывается привычный для исследования темп работы, что дает учителю контролировать работу поэтапно. Более сильные ученики получают дополнительные задание, а остальные заканчивают выполнять ранее полученное задание. На таком уроке перед учителем и учениками возникает задача: исследовать язык художественного текста «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишать художественное произведения его поэтического очарования и целостности.
Уроки - лабораторные работы включают ребят в групповую исследовательскую работу, в которой происходит восстановление и закрепление знаний. В лабораторных работах по русскому языку обязательно используется метод наблюдения, который представляет собой простейший вид лабораторного исследования. Наблюдение может иметь самостоятельный характер, а также являться начальной ступенью более сложной деятельности.
Важнейшее условие работы - самостоятельность и целеустремленность наблюдений, в результате которых может быть сделан определенный вывод. Практика показывает, что учащиеся, к сожалению, не умеют наблюдать. Они привыкли к готовым образцам, правилам в учебниках, к подробнейшему объяснению учителя, который старается передать им свои знания. Конечно, учитель включает в свои объяснения и наблюдения учащихся, но наблюдать вмести с учителем легче, чем сделать это самому, самостоятельно.[3]

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся. Именно на таких уроках ученикам особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Лабораторные и практические работы на уроках - это учебно - исследовательская деятельность, которая определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественного произведения на основе жизненного опыта, литературных традиций. Исследовательская работа предусматривает самостоятельную работу учащихся, так как является способом проверки усвоения знаний. Сам поиск ответов на поставленные вопросы в ходе практической работы создаёт ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются. Каждая лабораторная или практическая работа даёт направление поиска, требует от ученика знания литературного текста, а также умения анализировать отобранный литературный материал и делать выводы.

Изучив методику проведения лабораторных работ и апробировав их на практике, мы пришли к выводу, что лабораторные работы дают положительные результаты. Они обеспечивают, во-первых, наиболее прочное усвоение теоретических знаний по теме; во - вторых, побуждают учащихся к творческой деятельности, а также учат наблюдать, сопоставлять, обобщать, проявлять инициативу и самостоятельность.[6]


Список использованной литературы

1. Г.А Бахвалова. Лабораторные работы в курсе «Современный русский язык». РЯШ, № 2, 1997, с. 101

2. Н.Н. Бураева. Лабораторные работы на уроках русского языка в 10 классе. РЯШ, № 1, 2005

3. С.Г. Гельдиева , Г.Г. Городилова, Я.Ю. Зайкаускене , Д.И. Изаренков и др. Лабораторные работы по современному русскому языку. Под ред. Н.М. Шанского. - Санкт-Петербург, 1992

4. Ш.А. Махмудов. О лабораторных занятиях по филологическому анализу художественного текста. РЯШ, № 1, 1993

5. О.В Машталер. Лингвистическая лаборатория на уроке. РЯШ, № 6, 1999,

с. 41

6. Н.А Шурыгин. Лабораторные работы по современному русскому языку, их место в системе подготовки учителей - словесников. РЯШ, № 5, 1997,

с. 88

7. Л.А Худякова. Лабораторные работы по русскому языку в школу. РЯШ,

№ 6, 1999, с. 25

8. Я.Н Скрипник . Лабораторные работы по современному русскому языку: учебно-методическое пособие.- Ставрополь: изд. СГПИ, 2008.-88с.

Интернет-ресурсы

9.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

10.festival.1september.ru/articles/413106/

11.festival.1september.ru/articles/100689/

12.nic-snail.ru/festival/2010/articles/vagina_sg1.html





Приложение 1

Тематика лабораторных работ в 9 классе


Лабораторная работа №1 «Фонетический анализ»

Лабораторная работа №2 «Лексикография»

Лабораторная работа №3 «Сложносочиненное предложение»

Лабораторная работа №4 « Сложноподчиненные предложения»

Лабораторная работа №5 « Бессоюзное сложное предложение»

Лабораторная работа №6 «Сложное синтаксическое целое»












Приложение 2


Лабораторная работа №1


Тема: «Фонетический анализ»

Цель: формирование умения фонетического транскрибирования и объяснения фонетического процесса.

Вопросы для самопроверки.

1.Каковы основные аспекты характеристики звука?

2.Какими признаками характеризуется каждый гласный звук?

3.Назвать основные параметры характеристики согласных звуков.

4.Что такое фонетическая транскрипция и каковы её основные принципы?

5.Что такое редукция, какой она бывает?

6.Что такое ассимиляция и диссимиляция. В чём сходство и различие?

Задания

1.Определите согласные по описанию, приведите примеры слов, в которых входят эти согласные.

2.Затранскрибируйте текст.

3.Сдлелайте полный фонетический анализ выделенных слов из задания 2.

4.Найдите ошибки в транскрибции.

1 вариант

1.Зубной, взрывной, мягкий, глухой; передненёбный, дрожащий, твёрдый, сонорный.

Передненёбный, срединный, долгий, глухой; задненёбный, взрывной, твёрдый, глухой.

Губно-губной, взрывной, твёрдый, глухой; передненёбный, дрожащий, твёрдый, сонорный; губно-губной, взрывной, твёрдый, звонкий; зубной, боковой, мягкий, сонорный; губно-губной, носовой, твёрдый, сонорный.

2.Дыханье вещее в стихах моих

Животворящего их духа,

Ты прикасаешься сердец каких,

Какого достигаешь слуха?

(Мандельштам)

3.[на з'эмл'усаван тагостныj възложьнъ]

[чутко вн'имаjю бизумным рvссказьм]

2 вариант

1. Передненёбный, срединный, твёрдый, глухой; губно-губной, взрывной, твёрдый, глухой; губно-зубной, срединный, твёрдый, звонкий, зубной, носовой, мягкий, сонорный; задненёбный, твёрдый, глухой.

Зубной, боковой, твёрдый, сонорный; передненёбный, твёрдый, глухой, передненёбный, срединный, твёрдый, глухой.

Заднеязычный, средненёбный, взрывной, мягкий, глухой; зубной, взрывной, твёрдый, глухой; среднеязычный, средненёбный, срединный, сонорный; редуцированный, зубной, твёрдый, глухой.

2….Но в старом Кельне тоже есть собор,

Неоконченный и всё-таки прекрасный

И хоть один священник беспристрастный

И в дивной целости стрельчатый бор.

(Мандельштам)

3.[прvшло п'ат'лэт/здэс'всо м'эртво и - н'мъ]

[в старых чисах пр'итаилас' кукушкъ]

Схема фонетического анализа.

  1. привести фонетическую транскрипцию слова;

  2. охарактеризовать все звуки слова, указав признаки6 у согласных место и способ образования, шумность/сонорность, глухость/звонкость, твёрдость/мягкость, у гласных - ряд, подъём.

  3. Охарактеризовать все фонетические процессы.










Приложение 2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Тема: Лексикография

Цели: 1. Систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей;

2. Закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы со словарем

Задание 1 Реализация домашнего задания

Схема анализа словаря

  1. Полное название словаря

  2. Автор (составитель), редактор словаря

  3. Издание (место и год)

  4. Объем словаря (в словарных единицах)

  5. Порядок расположения материала

  6. Каково назначение словаря, кому он адресован

  7. Система условных помет

  8. Способ подачи омонимов

  9. Пример словарной статьи

10.Тип характеризуемого словаря

Задание 2 Вам предложены словарные статьи (по одному слову из различных словарей).

  1. В каждом случае определите, какой тип словаря представлен данной статьей.

  2. Назовите словарь, его автора или составителя.

  3. Назовите словари, которые не представлены в данной работе.

  4. Назовите словари, в которых данное слово не представлено, и объясните почему.

Вариант 1

  1. Лексикология (от греч. lexikos - относящийся к слову и ...логия), раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка, его лексика. С Л. тесно связаны семасиология, или семантика, учение о словообразовании, этимология и стилистика. Одной из центральных проблем Л. является проблема отдельности слова как самостоятельной единицы словарного состава языка. Современная Л., как и грамматика, опирается на понятие коррелирующих (взаимосвязанных) категорий. Таковыми коррелирующими лексикологическими и вместе с тем семасиологическими категориями являются: моносемия и полисемия, синонимия и антонимия, свободное и связанное значение слов и т. д. Исследуя лексику как систему, лексиколог имеет в виду взаимодействие между значениями слов и понятиями.

  2. Лексикология ж. наука о составе, производстве, образовании языка. Лексикография ж. составленье, обработка словарей. Лексикографический труд требует лексикологических изысканий. Лексиколог м. ученый, занимающийся сравнительными розысками состава слова или языков; лексикограф м. составитель словарей.

  3. ЛЕКСИКОЛОГИЯ, лексикологии, мн. нет, ж. (от греч. lekxikos - словарный и logos - учение) (филол.). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией.

  4. Лексикология и, мн. нет, ж. (нем. Lexikologie < греч. lexikos словесный + logos наука, учение).

Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, его лексику.

  1. Лексикология, -и

  2. ЛЕКСИКОЛО'ГИЯ, -и, ж. Раздел языкознания - наука о словарном составе языка. || прил. лексикологи'ческий, -ая, -ое.

Вариант 2

  1. ЛЕКСИКОГРА́ФИЯ, -и, жен. Теория и практика составления словарей. | прил. лексикографический, -ая, -ое.

  2. ЛЕКСИКОГРА́ФИЯ, лексикографии, мн. нет, жен. (от греч. lexikos - словарный и grapho - пишу) (филол.). Собирание слов какого-нибудь языка, приведение их в систему и издание в виде лексикона, словаря. Труды по лексикографии. Совокупность печатных трудов словарного типа, словарная литература. Русская лексикография.

  3. Лексикография, -и

  4. Лексикография, и, мн. нет, ж. (нем. Lexikographie < греч. lexikos словесный + graphō пишу).

Теория и практика составления словарей.

Лексикограф - специалист по лексикографии.

Лексикографический - относящийся к лексикографии.

  1. Лексикография (от греч. lexikos - относящийся к слову и ...графия), раздел языкознания, занимающийся практикой и теорией составления словарей. В развитии форм практической Л. у разных народов выделяются 3 сходных периода: 1) дословарный период. Основная функция - объяснение малопонятных слов: глоссы (в Шумере, 25 в. до н. э., в Китае, 20 в. до н. э., в Западной Европе, 8 в. н. э., в России, 13 в.), глоссарии (сборники глосс к отдельным произведениям или авторам, например к Ведам, 1-е тыс. до н. э., к Гомеру, с 5 в. до н. э.), вокабуларии (сборники слов для учебных и др. целей, например трёхъязычные шумеро-аккадо-хеттские таблички, 14-13 вв. до н. э., списки слов по тематическим группам в Египте, 1750 до н. э., и др.). 2) Ранний словарный период. Основная функция - изучение литературного языка, отличного у многих народов от разговорной речи: например, одноязычные лексиконы санскрита, 6-8 вв., древнегреческие, 10 в.; позднее - переводные словари пассивного типа, где лексика чужого языка толкуется с помощью слов народного языка (арабско-персидский, 11 в., латино-английский, 15 в., церковно-славяно-русский, 16 в., и др.), затем переводные словари активного типа, где исходным является народный язык (французско-латинский, англо-латинский, 16 в., русско-латинско-греческий, 18 в.), а также двуязычные словари живых языков. Первые словари типа толковых создаются в странах с иероглифической письменностью (Китай, 3 в. до н. э., Япония, 8 в.). 3) Период развитой Л., связанный с развитием национальных литературных языков. Основная функция - описание и нормализация словарного состава языка, повышение языковой культуры общества: толковые словари, многие из которых составляются государственными академическими и филологическими обществами (итальянский словарь Академии Круска, 1612, словарь Российской Академии, 1789-94, и др.), появляются также синонимические, фразеологические, диалектные, терминологические, орфографические, грамматические и др. словари. На развитие Л. влияли философские концепции эпохи. Например, академические словари 17-18 вв. создавались под влиянием философии науки Бэкона и Декарта. Словарь французского языка Литтре (1863-72) и др. словари 19 в. испытали воздействие позитивизма. Эволюционистские теории 19 в. укрепили исторический аспект в толковых словарях.

В 18-19 вв. утверждается, а в 20 в. развивается 4-я функция Л. - сбор и обработка данных для лингвистических исследований в области лексикологии, словообразования, стилистики, истории языков (словари этимологические, исторические, частотные, обратные, родственных языков, языков писателей и др.). Современная Л. приобретает индустриальный характер (создание лексикографических центров и институтов, механизация работ, с 1950, и т. д.).

6. Лексикография, - сущ., кол-во синонимов: (2)

• словарная литература

• словарное дело

Задание 3 Произведите сравнительный анализ построения словарных статей на одном из указанных ниже слов в разных типах толковых словарей: в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.

При этом необходимо выяснить следующее:

1. Каковы способы толкования значений слова?

2. Какое количество значений выделено?

3. Какая грамматическая информация представлена в словарях (указание на категории рода, вида и др.; приведение форм словоизменения; указание на лексическую и синтаксическую сочетаемость слов)?

4. Как иллюстрируются значения слов (наличие или отсутствие примеров; примеры составителей словаря или из литературы, количество примеров)?

Актер, бисер, вечер, вид, вольный, горе, горло, дно, забирать, забываться, заводить, заводной, злой, искать, корень, кулак, лечь, малый, налетать, ничто, образ, острый, преследовать, пробиваться, рассеиваться, сдавать, сердечный, старушка, страховать, строить.

Примечание. Одно слово дается учителем. Второе ученик подбирает по своему усмотрению. Эти два слова должны отличаться принадлежностью к частям речи.

Д/З: Назовите словари, которые есть в вашей домашней библиотеке. Запишите их названия, сгруппировав по типам. Назовите словари, которые, на ваш взгляд, должны быть представлены в библиотеке девятиклассника.














Приложение 3

Лабораторная работа по русскому языку в 8 классе.

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки обучающихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста; развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их на собственное творчество.

Оборудование: раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля, ученические "Тетради-справочники", учебник "Русский язык. 8 класс" (М.М.Разумовская), занимательный материал "Заморочки из бочки".

Тип урока: урок освоения нового материала.

Девиз урока: "От творчества учителя - к творчеству ученика".

Ход урока:

I. Оргмомент.

Сообщается тема, цель урока, делается запись темы лабораторной работы в "Тетради-справочнике".

II. Проведение инструктажа.

(Знакомство с алгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по теме урока).

Карточка-инструкция:

  • Прочитай стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии).

Я не учёный.
Я поэт.
Поэзия - моя судьба
и сила.
Поэма, ода и сонет -
Вот лирики могучие светила.
Светить - задача мудреца.
Понятно всем, как
Дважды два - четыре.
Слагать стихи - нести свой крест Творца.
Поэт не Бог.
Он - светофор.
Регулировщик -
Лира…

  • Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения).

  • Определи, какими частями речи выражены главные члены.

  • Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащими и сказуемыми, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире ставится

Примеры

Тире не ставится

Примеры

1.

1.

2.

2.

3.

3*

4.

5*

Примечание:

Примечание:

1.

1.

*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует.

Примечание: слабые ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу.

III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем.

В ходе работы учащиеся заполняют в "Тетради - справочнике" таблицу.

Проверочная карточка (выполняется на доске или проектируется на экран):

Тире ставится

Примеры

Тире не ставится

Примеры

1.сущ.-сущ.

Поэзия - судьба.

1.П.- личн.мест.

Я поэт.

2.инф.-сущ.; сущ-инф.

Светить - задача мудреца.

2. П. не +Ск.

Я не учёный.

3.числит-числит.

Дважды два - четыре.

3*П. ср..союз+Ск.

4.инф - инф.

Слагать стихи - нести свой крест Творца.

5*сущ-числ; числ-сущ.

Примечание:

Примечание:

1.П. - это (вот, значит) Ск.

Поэма, ода и сонет - вот лирики светила.

К п.1:если на личн.мест.падает логич.ударение, то тире может ставиться

Он - светофор.

IV. Закрепление нового материала. Диктант "Проверяю себя".

Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас - величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он - поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны - вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. (К.Г.Паустовский)

Работа над деформированными предложениями.

Пунктограмма "Тире между подлежащим и сказуемым" часто встречается в произведениях устного народного творчества (в пословицах и поговорках).

Задание: Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания.

  1. Бедность не поро...

  2. М..лчать потворств..вать злому делу.

  3. Учен..е свет а неучен..е тьма.

  4. Знания в юности это мудр..сть в старост...

  5. Ж..знь как страшный сон.

  6. Ж..знь прож..ть не лапти сплести. (Обратить внимание на последнюю пословицу: тире здесь ставится, так как не относится к дополнению "лапти", а не к сказуемому "сплести").

V. Развитие речи.

(Творческая работа выполняется учащимися дома).

Вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему любой из указанных пословиц.

- Какой тип речи вы будете использовать в своём сочинении? (рассуждение).

- Какова композиция текста-рассуждения? (тезис- доказательства - вывод).

VI. Рефлексия.

Оценивается уровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить на вопросы "Заморочки из бочки":

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены одной и той же частью речи, а запятая не поставлена. Почему? (есть частица НЕ или сравнительный союз).

  2. Подлежащее - личное местоимение, сказуемое - существительное, но тире между ними стоит. Почему? (логическое ударение падает на местоимение).

Подведение итога работы, запись Д/З: правило по учебнику, конспект по "Тетради- справочнику", сочинение - миниатюра.

Примечание: оцениваются все конспекты учащихся (таблицы), выставляется отметка за лабораторную работу каждому ученику, за сочинения-миниатюры выставляются только отличные и хорошие отметки.



Приложение 4

Лабораторная работа по русскому языку в 10 классе.

Тема: Трудные вопросы правописания - н-, -нн- в суффиксах прилагательных.

Цели: 1. Систематизировать знания о правописании - н-, -нн- в суффиксах прилагательных; выявить трудные вопросы правописания -н-, -нн- в суффиксах прилагательных.

2. Продолжить работу над умениями наблюдать, сопоставлять, обобщать, развивать свои творческие возможности.

3. Учиться рационально работать с учебником, справочными материалами, решая определённую лингвистическую задачу.

Ход выполнения лабораторной работы

Индивидуальная карта учащегося

Задание

Виды деятельности

  1. Теория:

  1. Изучите теоретический материал

а) Русский язык. Теория. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, параграф 40, стр.147

в) Справочные материалы.

  1. Подведите итог своим наблюдениям, ответив на вопросы:

а) Какие случаи правописания -н-, -нн- в суффиксах прилагательных названы в учебном пособии Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина

б) Какие случаи правописания -н-, -нн- в суффиксах прилагательных не названы (см. уч. пособие Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина; справочные материалы).

II. Практика.

  1. Этап овладения алгоритмом орфографических действий.


  1. Обучающий тест.



  1. Контрольный тест.

(Задания из Кимов)


III . Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

  1. Применяя метод анализа, исследуя данный теоретический материал, обработать свои наблюдения.

  2. Свои выводы зафиксируйте в таблице: «-н-, -нн- в суффиксах прилагательных».

-н-

-нн-

Работа выполняется в тетрадях для подготовки к ЕГЭ

в течение 30 минут.

Ответы на вопросы обсуждаются в группах. От группы выступает один учащийся с развёрнутым монологом, остальные учащиеся слушают и вносят дополнения.

1 группа: Задание А;

2 группа: Задание Б.

Проанализировать слова по образцу, пользуясь алгоритмом применения правила.


  1. Правописание слов с пропущенной орфограммой с последующей проверкой их по ключу.

  2. Объяснение алгоритма орфографических действий, если допущена ошибка.

Выбор номера правильного ответа, т.е. собственно орфографические действия дополняются действиями сопоставления и дифференциации с последующим выбором нужного ответа в зависимости от характера задания.

1. Теоретический вопрос «-Н-, -НН- в суффиксах прилагательных».

2.Упр. №234 (+ задание по анализу текста).

В ходе выполнения лабораторной работы, исследуя теоретический материал, опорные схемы, справочные материалы ребята выявили трудные случаи правописания -н-, -нн- в суффиксах прилагательных. Заинтересовали и вызвали затруднения некоторые правила правописания -нн-:

1. Прилагательные, образованные от приставочных глаголов: поношенное пальто, ускоренный темп;

2.Отглагольные прилагательные, которые нужно запомнить: негаданный, нечаянный, нежданный и другие.

Вызвало спор правило правописания -н- в притяжательных прилагательных на -ий. Например: Баран-ий, свин-ой. Ребята к этим словам применяли правило -нн: суффикс -н- присоединяется к основе слова, которая оканчивается на -н-. Например: туманный (туман + н -ый).

Выявив все сложные вопросы, ребята апробировали их на практике.


© 2010-2022