Рабочая программа по русскому языку. 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 11б класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 г.

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).

3. Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк на 2015-2016 учебный год.

4. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015-2016 учебный год.

5. Примерной и авторской программы основного общего образования по русскому языку Н.Г. Гольцовой. Программы. Русский язык. 10-11 классы - М.: «Русское слово», 2013.

Программа соответствует учебнику «Русский язык» для одиннадцатого класса образовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2015/ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Русский язык» для 11-го класса авторов Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. (М.: «Русское слово»).

Согласно учебному плану программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю), из них:

- работ по развитию речи - 11 часов;

- контрольных работ - 8 часов;

- административные контрольные работы - часа.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании рабочей программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне.

Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне в объеме в 11б классе - 102 часа, что соответствует учебному плану МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

1 четверть- 27 часов;

2 четверть - 25 часов;

3 четверть - 31 час;

4 четверть - 19 часов.

Требования к уровню достижений учащихся

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Учебно-тематический план

по предмету «Русский язык» для 11 класса рассчитан на 102 часа

(3 часа в неделю)



п\п



Название раздела


Разви-тие речи

Контроль

1.

Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии

10


1 входной (тест) по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10 классе»); 1 административная контрольная работа (диктант)

2.

Синтаксис и пунктуация

4



2

3.

Словосочетание

4

4.

Предложение

3


5.

Простое неосложненное предложение

10

1

1( Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием тестовых заданий

6.

Простое осложненное предложение

22

2

1 (Тест)

1 ( Диктант с заданиями)

7.

Сложное предложение

22

2

1 ( диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестовых заданий)

8.

Предложения с чужой речью

6


1 (проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестовых заданий)

9.

Употребление знаков препинания

9

2

1 (Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестовых заданий)

10.

Стилистика

10

2

1 (комплексный анализ текста)

11.

Резервные уроки

2


Итого

102

11

8


Содержание учебного курса по русскому языку для 11 класса рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)


Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10 классе»

Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Основные термины и понятия:

Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Основные термины и понятия:

Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Основные термины и понятия:

Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные.

Простое неосложненное предложение

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.

Основные термины и понятия:

Виды предложение по цели высказывания, виды предложение по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения, предложения двусоставные: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения; второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства, структурная неполнота предложения, соединительные тире, интонационное тире.

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Основные термины и понятия:

Предложение, осложненное предложение, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот, обращения, вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные словах.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Основные термины и понятия:

Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Основные термины и понятия:

Способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Основные термины и понятия:

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные, авторская пункт Культура речи

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Основные термины и понятия:

Язык и речь, культура речи, норма литературного языка, типы норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы, качества хорошей речи.

Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Основные термины и понятия:

Функциональные стили, стилистика, стиль, классификация стилей, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, жанры и признаки стиля, особенности разговорной речи, литературно-художественная речь,

Из истории русского языкознания

М.В. Ломоносов, А.В. Востоков, Ф.И, Буслаев, В.И. Даль, Я.К Грот, А.А, Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.

Основные термины и понятия:

Языкознание, филологическая наука, исследование проблем филологии, грамматика русского языка, основоположник сравнительно-исторического метода, искусствовед, палеограф, русская лексикография, «Толковый словарь русского языка», русская диалектология, языковед.







Учебно-методическое обеспечение

предмета «Русский язык» в 11 классе

Для учащихся:

1. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2015.

2. Егорова Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егорова. - М.: «Экзамен», 2013.

3. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2012.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфографии. Пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс, 2013.

5. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10 - 11 классы: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2012.

6. Дейкина А.Д. Русский язык: учебник - практикум для старших классов / А.Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2012.

7. Козловская, М. В. Русский язык: анализ текста: пособие для подготовки к Единому госу­дарственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2013.

8.Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста: рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2011.

9.Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 2 (В) - М.: «Экзамен», 2013.

Для учителя:

1. Программа Н.Г. Гольцовой. Русский язык 10-11 классы.М.: «Русское слово», 2012.

2. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2015.

3. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2015. Вступительные испытания: Учебно - методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион, 2014.

4. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 11 класс. Методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2013.

5. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2012.

6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2012.

7. Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - М.: ВАКО, 2012.

Интеренет - ресурсы:

Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» rus.1september.ru

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» gramota.ru

Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

language.edu.ru

Культура письменной речи gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений philolog.ru/dahl/

Имена.org - популярно об именах и фамилиях imena.org

Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка gimn13.tl.ru/rus/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО ruslit.ioso.ru

Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

mapryal.org

Мир слова русского rusword.org

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система ruscorpora.ru

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка stihi-rus.ru/pravila.htm

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы gramota.ru/book/ritorika/

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» ropryal.ru

Рукописные памятники Древней Руси lrc-lib.ru

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН rusgram.narod.ru

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник philol.msu.ru/rus/galya-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты character.webzone.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку svetozar.ru

Свиток - История письменности на Руси ivki.ru/svitok/

Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык vedi.aesc.msu.ru

Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой slovesnik-oka.narod.ru

Справочная служба русского языка spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку likbez.spb.ru

Центр развития русского языка ruscenter.ru

Филологический портал Philology.ru philology.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников learning-russian.gramota.ru

Материально-техническое оснащение

1. Презентации по всему курсу русского языка.

2. Таблицы по русскому языку.

3. Карточки для индивидуальной работы.

4. Дидактический раздаточный материал.

5. Портреты лингвистов.

6. Словари всех типов по русскому языку.

7. Компьютер.

8. Мультимедийный проектор.


Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса

Учащиеся должны:

  • знать теоретические сведения по синтаксису, пунктуации, нормы современного русского языка: фонетические, семантические, лексические, грамматические, синтаксические, производить лингвистический анализ текста, писать сочинения разных жанров, знать особенности текстов разных стилей и типов речи;

  • уметь производить лингвистический анализ текста, уметь строить тексты разных жанров, владеть навыками грамотного письма.

Текущий контроль знаний умений и навыков осуществляется в форме тестов по ЕГЭ, контрольных диктантов. Освоение программы заканчивается итоговой аттестацией. Оценка выставляется в аттестат о среднем (полном) образовании.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

По окончании 11-го класса учащиеся должны:

иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном - в устной и письменной формах;

выявлять подтекст;

владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;

пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа; писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

участвовать в диспуте, дискуссии;

иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям: учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме. Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Направления контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

  1. Учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

  2. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации; учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Формы контроля

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

  1. Контрольные упражнения. Важной составляющей материалов данного курса является система упражнений и заданий к теоретическим материалам учебника. Упражнения делятся на три группы: тренировочные, обобщающие, контрольные. Контрольные упражнения составляют систему проверочных заданий.

  2. Проверочные упражнения включают в себя диктанты (проверочные, объяснительные, контрольные), контрольные задания.

  3. Устные и письменные сообщения (творческие работы).

  4. Тесты.





















































Календарно-тематическое планирование


урока

Тема и тип урока

Дата

По плану

Факт.

1 четверть

Раздел I. Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии - 10 часов

1.

Основные единицы языка и их особенности

1.09

2.

Лексическое и грамматическое значение слова

2.09

3.

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки

3.09

4.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре- и при-

8.09

5.

Административная контрольная работа №1 (диктант)

10.09

6.

Правописание суффиксов имен прилагательных и причастий

09.09

7.

Правописание наречий

15.09

8-9.

Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ

16.09

17.09

10.

Контрольная работа №1 (тест)

22.09

Раздел II.Синтаксис и пунктуация - 4 часа

11.

Основные понятия синтаксиса и пунктуации

23.09

12.

Основные синтаксические единицы

24.09

13.

Основные принципы русской пунктуации

29.09

14.

Пунктуационный анализ

30.09

Раздел III. Словосочетание - 4 часа (2 часа + 2 часа развития речи)

15.

Словосочетание как синтаксическая единица

1.10

16.

Виды синтаксических связей

Классификация словосочетаний

6.10

17-18. Р.Р.

Развитие речи: Структура сочинения. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

7.10

8.10

Раздел IY. Предложение - 3 часа

19.

Предложение как синтаксическая единица

13.10

20.

Простое предложение

14.10

21.

Классификация предложений. Предложения простые и сложные

15.10

Раздел V. Простое неосложненное предложение - 10 часов (8 часов + 1 час развития речи + 1 час контрольная работа)

22.

Виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске

20.10

23.

Двусоставные и односоставные предложения

21.10

24.

Односоставные предложения

22.10

25.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

27.10

26.

Распространенные и нераспространенные предложения

Полные и неполные предложения

28.10

27. Р.Р.

Развитие речи: Сочинение-рассуждение по исходному тексту

29.10

2-я четверть


28.

Соединительное тире. Интонационное тире

5.11

29.

Синтаксический разбор простого предложения

10.11

30.

Контрольная работа №2 (диктант по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов»).

11.11

31.

Анализ контрольного диктанта.


Раздел VI. Простое осложненное предложение - 22 часа (18 часов + 2 часа развития речи+2 часа контрольная работа)

32.

Предложение с однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами

12.11

33.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

17.11

34.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

18.11

35.

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами

19.11

36.

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися и парными союзами

24.11

37.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах

25.11

37.

Контрольная работа №3 (тест)

26.11

38.

Обособленные и необособленные определения

1.12

39.

Обособленные приложения

2.12

40. Р.Р.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по исходному тексту

3.12

41.

Обособленные обстоятельства

8.12

42.

Обособленные дополнения

9.12

43.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

10.12

44.

Параллельные синтаксические конструкции

15.12

Административная контрольная работа №2


45.

Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при обращениях

17.12

46.

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

18.12

47.

Знаки препинания при вводных конструкциях

22.12

48.

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах

23.12

49.

Контрольная работа №4 (диктант с тестовыми заданиями) .

24.12

50.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту

29.12

51.

Анализ итогов изучения темы: «Простое осложненное предложение»

30.12

Раздел VII. Сложное предложение - 22 часа (19 часов + 2 часа развития речи+1 час контрольная работа)

52.

Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения.

15.01

53-54.

Типы придаточных предложений

19.01

20.01

55.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

21.01

56.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

26.01

57-58.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

27.01

28.01

59-60.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными

02.02

03.02

61-62.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

04.02

05.02

63.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

09.02

64.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

10.02

65.

Тире в бессоюзном сложном предложении

11.02

66.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

16.02

67.

Период. Знаки препинания в периоде

17.02

68-69Р.Р.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста

18.02

23.02

70.

Сложное синтаксическое целое и абзац

24.02

71.

Синонимия разных типов сложного предложения

25.02

72.

Контрольная работа №5 (диктант по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестовых заданий).

01.03

73.

Анализ итогов изучения темы: «Сложное предложение»

02.03

Раздел VIII. Предложения с чужой речью - 6 часов (4 часа + 2 часа по культуре речи)

74.

Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические

03.03

75.

Способы передачи чужой речи

08.03

76.

Знаки препинания при прямой речи

09.03

77.

Культура речи Нормы литературного языка: словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические

10.03

78.

Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах

15.03

79.

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестовых заданий

16.03

Раздел IX. Употребление знаков препинания - 9 часов (5 часов + 2 часа развития речи + 2 часа по культуре речи)

80.

81.

Культура речи. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка

17.03

22.03

82.

Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания

23.03

83.

Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания

24.03

4-я четверть


84-85 Р.р.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста

05.04

06.04

86.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация

07.04

87.

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестовых заданий

12.04

88.

Употребление знаков препинания

13.04

Раздел Х . Стилистика -10 часов ( 7 часов+2 часа развития речи+1 час контрольная работа)

89.

Функциональные стили. Научный стиль.

14.04

90.

Официально-деловой стиль.

19.04

91- 92

Публицистический стиль. Основные жанры публицистического стиля.

21.04-26.04

93.

Разговорный стиль.

27.04

94.

Художественный стиль. Особенности художественного стиля.

28.04

95-96.

Развитие речи. Анализ и создание текстов разных стилей и жанров.

03.05

04.05

97.

Контрольная работа №6 (комплексный анализ текста)

05.05

98.

Анализ контрольной работы

10.05

99.

Из истории русского языкознания

11.05

100-102

Резервные уроки

17.05

18.05

19.05




















































КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Диктант с заданием типа ЕГЭ. 11 класс

1. Диктант

(1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное - наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения, происходящие в поведении оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(201 слово)

(По Л. Павловой)

2. Грамматическое задание.

1 вариант

Укажите номера предложений исходного текста (с 1-го по 8-е), в которых есть вводные слова.

Укажите номера предложений исходного текста (с 1-го по 8-е), в которых есть деепричастные обороты.

Укажите номер(-а) неполного(-ых) предложения(-ий) исходного текста.

Укажите номер предложения с глаголом в повелительном наклонении.

Выпишите из 1-го абзаца слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

2 вариант

Укажите номера предложений исходного текста (с 9-го по 11-е), в которых есть вводные слова.

Укажите номера предложений исходного текста (с 6-го по 11-е), в которых есть ряды однородных членов предложения.

Укажите номер(-а) предложения(-ий) исходного текста, в котором(-ых) есть причастный оборот.

Укажите номер сложного бессоюзного предложения, между частями которого ставится тире.

Выпишите из текста слово, образованное способом сложения слов.

Ответы

1 вариант

2 вариант

1

2, 3, 8

1

9, 10, 11

2

6, 7

2

10, 11

3

7

3

11

4

2

4

2

5

по-разному

5

горе-спорщики

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1…Всп..минается мне ран..яя погожая осень. 2.Август был с теплыми дождиками как будто нарочно выпадавшими для сева. 3.Помню ран..ее свежее тихое утро… 4.Помню большой, весь золотой, подсохший и пор..девший сад помню кленовые ал..еи тонкий ар..мат опавш..й листвы и - зап..х антоновских яблок зап..х меда и осен..ей свеж…сти. 5.Воздух так чист точно его совсем нет по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

6.С конца сентября все сады гумна пустели погода по обыкн..вению круто м..нялась. 7.Ветер по целым дням рвал и тр..пал деревья дожди поливали их с утра до ночи. 8.Иногда в вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет ни..кого солнца воздух делался чист и ясен а солнечный свет осл..пительно сверкал между листвою между ветвями которые ж..вою сеткою двигались и в..лновались от ветра. 9.Холодно и ярко сияло на севере над т..желыми св..нцовыми тучами жидкое голубое небо а из(за) этих туч.. медлен..о выплывали хребты сн..говых гор-обл..ков. 10.Стоиш.. у окна и дума..шь Авось бог даст распогодит..ся. 11.Но ветер (не) унимался. 12.Он волновал сад рвал (не) прерывно бегущую из трубы струю дыма и снов.. нагонял зловещие космы пепельных обл..ков. 13.Они бежали ни..ко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. 14.Погасал его блеск закрывалось окошечко в голубое небо, а в с..ду становилось пустын..о и скучно и снов.. начинал се..ть дождь сперва тихо осторожно потом все гуще и наконец пр..вращался в ливень с бурей и темнотою.15. Наступала долгая тр..вожная ночь

( По И.Бунину)

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Определите стиль и тип текста.

  4. Составьте план текста.

  5. Выпишите из предложения №5 все местоимения.

  6. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. Приведите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

  7. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:

- обособление вводных слов;

- обособление определений;

- запятая между однородными определениями.

8. Подчеркните грамматические основы сложносочиненных предложений.

9. Составьте схему предложения с прямой речью.

10. Разобрать по членам предложение №2.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Язык - самое выр..зительное чем человек обл..дает и если он перестан..т обращать вн..мание на свой язык он перестан..т думать что он овладел им уже в достаточной мере он станет отступать. 2. За своим языком - ус..ным и письмен..ым - надо следить постоян..о.

3. И если вы хотите быть (по) настоящему интел..игентным образован..ым и культурным человеком то обращайте внимание на свой язык.

4. Если вам пр..ходится ч..сто публично выступать то прежде всего следите что (бы) ваши выступления (не) были длин..ыми. 5.Следите за временем. 6. Это (не) обходимо не только из ув..жения к окружающим - это важно что (бы) вас поняли.

7.Что (бы) выступление было интерес..ным все что вы говорите должно быть интерес..ным для вас. 8.Если выступающий с интересом для себя рас..сказывает или читает и аудитория это чу..ствует то и слушателям будет интерес..но.

9. Пост..райтесь так что (бы) в вашем выступлени.. (не) было просто цепи разных мыслей а что (бы) была одна, главная мысль которой должны быть подчинены все остальные. 10.Тогда вас будет ле..че слушать в вашем выступлении.. окаж..тся тема слушатели будут догадыват..ся к чему вы ведете в чем вы их хотите убедить и будут с интересом слушать и ждать как вы сформулиру..те в конце вашу основную мысль.

11. А уметь хорошо писать нужно (не) только писателю и ученому. 12.Да (же) хорошо свободно и с извес..ной долей юмора написан..ое письмо другу характеризу..т вас (не) меньше чем ваша ус..ная речь.13. Через письмо дайте почу..ствовать себя свое распол..жение духа свою раскованность в обращении.. к симпатичному вам человеку. (Д.С. Лихачев.)

1. Расставьте недостающие знаки препинания.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Озаглавьте текст.

4. Определите стиль и тип текста.

5. Составьте план текста.

6. Выпишите из текста ряд однокоренных слов к нижеследующим словам :

выступление

интерес

7. Выпишите из первого абзаца слова-антонимы.

8. Произведите морфологический разбор слова (за) временем.

9. Разберите по членам предложение №4.

ДИКТАНТ

Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним проезжали возы или всадники. На Яузе и на Неглинной вертелись десятками мельничные колеса, одно подле другого. Эти рощи, поля и мельницы среди самого города придавали тогдашней Москве много живописного. Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми кучами цветных и золоченых голов, казались отдельными городами.

Надо всею этой путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо вздымались кремлевские церкви и недавно отделанный храм Покрова Богородицы, который Иоанн заложил несколько лет тому назад в память взятия Казани и который мы знаем ныне под именем Василия Блаженного. Велика была радость москвитян, когда упали наконец леса, закрывавшие эту церковь, и предстала она во всем своем причудливом блеске, сверкая золотом и красками и удивляя взор разнообразием украшений. Долго не переставал народ дивиться искусному зодчему, даровавшему православным зрелище, дотоле не виданное. Хороши были и прочие церкви московские. Не щадили москвитяне ни рублей, ни трудов на благолепие домов Божиих. Везде видны были дорогие цвета, позолота и большие наружные иконы во весь рост человеческий.

Любили православные украшать дома Божии, но зато мало заботились о наружности своих домов. Жилища их почти все были выстроены прочно и просто, из сосновых или дубовых брусьев, не обшитых даже тесом, по старинной русской пословице: не красна изба углами, а красна пирогами. (По А.К. Толстому.)

(246слов. Правописание безударных гласных и согласных в корне слова. Употребление частиц не и ни. Употребление прописных букв. Правописание суффиксов причастий. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.Пунктуация в сложноподчиненном предложении.)


ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Вдруг пронеслись издали какие-то странные, мерные звуки. То был не человеческий, не рожок, не гусли, а что-то похожее на шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть, как стекло или струны.

Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то, подобные шуму колеблемого леса, вдруг замолкли, как будто в порыве степного ветра.

Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные, грустно-приятные переливы и через несколько времени кончился отрывисто, подобно конскому фырканью. Но тут раздались новые звуки, гораздо звонче. Казалось, множество колокольцев звенели безостановочно. Грустные, заунывные звуки сменялись веселыми, но то была не русская грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной, первобытной родине.

(По А.К.Толстому.)

(125 слов. Пунктуация при однородных членах предложения. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях имен прилагательных. Правописание непроизносимой согласной в корне слова. Правописание сочетаний чк, чн, нч.)

  1. Построить схему предложения с однородными членами.

  2. Найти сложное предложение, обозначить грамматическую основу.

  3. Разобрать по составу прилагательное грустные, указать способ образования слова.

  4. Из первого абзаца выписать слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.

  5. Из первого предложения выписать глагол, произвести морфологический разбор.

  6. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной в корне слова.

ТЕСТ

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1.форзАц 2.тОждество 3.некрОлог 4.пуловЕр.

А2. В каком предложении вместо слова КАМПАНИЯ нужно употребить КОМПАНИЯ?

  1. Фролов считался фаворитом нынешней избирательной КАМПАНИИ.

  2. В селе теперь горячая пора: уборочная КАМПАНИЯ началась.

  3. Несмотря на отсутствие видимых результатов, для наших войск КАМПАНИЯ оказалась весьма успешной: потери малые, солдаты сыты и обуты.

  4. Дома перед отъездом его долго инструктировали, чтобы на новом месте не попал в дурную КАМПАНИЮ.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова.

  1. килограмм помидоров

  2. пара ботинок

  3. многие профессора

  4. условия более предпочтительнее

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Увидев на полке прекрасно изданный альбом с репродукциями Куинджи.

  1. взгляд уже ни на чем больше не останавливался.

  2. мой выбор был одобрен продавцом секции «Искусствоведение».

  3. Петя попросил подарить ему именно эту книгу.

  4. мне захотелось тут же купить его.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.

  2. По приезду в город мы первым делом отправились в гостиницу.

  3. На картине Сурикова «Боярыня Морозова» отражен один из сюжетов истории раскола.

  4. Библиотеку переселили в более плохое помещение.

Прочитайте предложения и выполните задания А6-А10.

  1. Текст для читающего - это определенная последовательность знаков, то есть букв, составляющих слова и предложения. 2)…3)Благодаря этому становятся понятны слова, составляющие текст. 4)…это еще не всегда означает, что понятно его содержание, смысл. 5)Для правильного и полного понимания текста нужно иметь запас соответствующих знаний, живых представлений и впечатлений, которые как бы проецируются читающим на текст, как на экран. 6)В сознании читателя происходит творческое воспроизведение действительности, изображаемой в художественном произведении.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно стоять на месте пропущенного второго 2 предложения в данном тексте?

1) Чего нет в опыте читателя, того и нет для него и в тексте.

2) Поэтическое слово побуждает нас к сотворчеству с писателем.

3) Эти внешние знаки ассоциируются с их психическими образами - внутренними знаками, которые тесно связаны с соответствующими значениями.

4) Не совсем понятный текст становится благодаря приобретенным знаниям со временем вполне понятным.

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвертом предложении текста.

  1. Исключительно

  2. Значит

  3. Прежде всего

  4. Однако.

А8. Укажите верную характеристику первого 1 предложения текста.

1)простое осложненное 2)сложное бессоюзное 3)сложносочиненное 4)сложноподчиненное.

А9) Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИЗОБРАЖАЕМОЙ из шестого 6 предложения текста.

1)действительное причастие 2)страдательное причастие 3)деепричастие 4)прилагательное.

Прочитайте текст и выполните задание В1 - В4.

Чему же учатся люди?

1) Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. 2) И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа - учителей и учеников, - здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе. 3) Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве: одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. 4) Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остались на низшей ступени образования. 5) И отношение преподавателей к вам будет иное. 6) Это будет отношение коллеги к младшему коллеге.

7) Но это означает не то, что станет легче, а то, что станет труднее. 8) И вообще, ничего легкого в хорошем деле быть не может . 9) Это будет трудное дело, потому что нет контролера строже, чем сам человек (если нет такого внутреннего контролера, то нет высшего образования). 10) Правда, не существует такой линии, которая отрезала бы от нас детство, отрезала потом юность… 11) И элементы средней школы, и детство часто вторгаются в университет: не будем делать секрета из того, что некоторые студенты подсказывают друг другу и даже видят некоторый спорт в том, чтобы поменьше выучить и получше получить. 12) Это школьный подход. 13) Но школьный подход нормален лишь в свое время.

Ответы к заданиям В1 - В2 запишите словами.

В1. Укажите способ образования слова ПОДХОД (предложение 12).

В2. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданию В3 укажите цифру.

В3. Среди предложений 7 - 13 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.


© 2010-2022