Повышение эффективности урока через использование ИКТ

Повышение эффективности урока через использование ИКТ
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение эффективности урока через использование ИКТ

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда

выдающимися достижениями в том или ином деятельности.

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации ( научная, художественная, коммуникативная и др.). доминируют мотивы ( влечение, желание, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.

Выявление одаренных детей- продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно сразу выбрать одаренных детей. А процедура тестирования просто неосуществима тестированием трудно решить и выявить свойства одаренности, так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.

Второй этап- диагностический. На втором этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка.

В психологии принято различать общую и специальную одаренность.

Общая(интеллектуальная)- умственная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.

Социальная(академическая, художественная, творческая)- это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.

«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная задача в этот период смещается к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

С этой целью психологом проводятся элективные курсы : консультационный час, профориентационный час.

Следующее направление работы с одаренными учащимися- это работа с учащимися занимающимися научно-исследовательской деятельностью. Такой путь предназначен для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся с высоким интеллектуальным уровнем.

Целью организации научно-исследовательской деятельности учащихся является воспитание образованной, гармонически развитой , творческой личности, выявление и поддержка одаренных учащихся.

Особенности работы с одаренными детьми. Сохранение и развитие одаренности- это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Так в чем же смысл работы с одаренными детьми?

При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи:

  1. Способствовать развитию каждой личности

  2. Довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня

  3. Способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования ( Ж.Брюно).

Проблема сохранения и развития одаренности имеет интернациональный характер. Так считает американский ученый Харри Пассов, исследующий ее более сорока лет.

Методическое решение этой проблемы предполагает, в частности, внедрение в учебно -воспитательный процесс оптимальных образовательных технологий. Которые обеспечивают успешное выполнение школьниками разносторонней деятельности, обусловленное качественно своеобразным сочетанием их способностей.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям. Что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.

Качества, необходимые для работы с одаренными детьми.

( критерии американской программы « Аstor")

Учитель должен :

  1. быть доброжелательным и чутким;

  2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

  3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  4. иметь широкий круг интересов и умений;

  5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

  6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

  7. иметь живой и активный характер;

  8. обладать чувством юмора ( но без склонности к сарказму);

  9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное мировоззрение;

  11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

  12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения русскому языку, с нашей точки зрения, является технология проектов, или метод проектов.

Данная технология является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого является пассивность учащегося и стремление учителя « напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в достижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к неопознанному . Почему мы из разнообразия инновационных направлений выбрали метод проектов?

По нескольким причинам:

  • во-первых, в условиях классно- урочной системы наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету. Сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

  • во-вторых, данная технология является гуманистической: обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность и самореализацию.

  • В-третьих, проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, креативность, умение работать в команде.

Метод проектов обладает рядом важных характеристик:

  • концептуальность;

  • системность;

  • воспроизводимость

  • универсальность.

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении, в повседневной жизни.

Исследовательская деятельность учащихся - это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания. Она связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в отличие от практикума, служащего для наблюдения за теми или иными языковыми явлениями).

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии исследования, интеллектуальное умение, развитие логического мышления.

Отчет об итогах исследовательской деятельности может быть предоставлен в виде проекта.

Социальная, научно- теоретическая значимость этой проблемы и необходимость этой проблемы и необходимость ее решения при обучении русскому языку как неродному требует, на наш взгляд, специальной методики формирования функционально грамотной языковой личности. Функциональная грамотность определяется, как подтверждают наши наблюдения, некоторыми способностями, познавательными возможностями, задатками, природными данными одаренных детей.

Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности, организованной по методу проектов? Во - первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений. Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр. в - третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.

И все это позволяет решить проблему сохранения и развития одаренности.

Проектная технология позволяет раскрыть познавательные возможности, задатки, природные данные детей. А также включать у учеников все виды речевой деятельности ( говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов речи в процессе информационно- смысловой переработки текста.

В чем заключается результативность данной технологии ?

  1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.

  2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.

Первая - это проблемные учащиеся, учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен не блестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.

Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя»- сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов.

Но это тоже своеобразный результат их работы.

Третья группа- это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

Все это подтверждает анкетирование, проводимое в школе как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее.

На вопрос « Для чего учащиеся участвуют в проектной деятельности?» были получены следующие ответы:

« Я участвую в проектной деятельности потому, что…»

1-возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень - 35%;

2- узнать что-то новое, интересное - 33%;

3-пообщаться со сверстниками - 23%;

4-другое - 4%.

« При выполнении проекта самым трудным оказалось…»

1-распределить обязанности между участниками проекта - 27%;

2-подготовить проект к защите и презентации - 4%;

3-защитить и презентовать свой проект - 5%;

4- отобрать необходимую информацию - 12%;

5-спланировать работу над проектом - 20%;

6-проанализировать собственные действия -25%;

7-другой - 7%.

« Чему научились в проектной деятельности?»

1-презентовать результаты своей работы - 35%;

2-формулировать и достигать цели - 23%;

3-выбирать проблему для исследования -12%;

4-работать в команде-12%;

5-самостоятельно выполнять проект-8%;

6-другое-10%.

Таким образом, как показывает практика, проектная технология, или учебно- проектная деятельность реально способствует:

1.Повышению личной уверенности каждого учащегося- участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии:

а/ через проживание « ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б/ через осознание себя , своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развитию у учащихся осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества;

3. Развитию исследовательских умений( анализировать проблемную ситуацию, фиксировать результаты наблюдений, строить гипотезы, обобщать, делать выводы)

Участие школьников в проектной деятельности повышает их уровень активности и качество знаний в предметных областях. Такие одарённые учащиеся в дальнейшем показывают хорошие результаты в различных конкурсах и олимпиадах.

Достаточно интенсивно в процессе обучения русскому языку стали внедряться информационные технологии, основанные на использовании мультимедийных средств обучения, что, несомненно, позволяет оптимизировать образовательный процесс.

Компьютерная поддержка уроков русского языка создает более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, снимающие барьеры, устраняющая погрешности устного обучения, усиливающая активную роль учащегося в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, создает предпосылки для повышения качества образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.

Учитывая существенное влияние на психологические и мировоззренческие качества школьников новых информационных технологий, например компьютерных игр, ученые полагают, что применение мультимедийных обучающих программ позволит заинтересовать учащихся образовательной деятельностью и даст им возможность получить индивидуальный результат обучения.

С помощью информационных технологий процесс обучения можно сделать адекватным индивидуальным особенностям и психологическому состоянию каждого ученика.

К примеру , представим , что ученик работает с интерактивной программой, скажем, отвечает на вопросы, которые появляются на экране монитора. Каждый следующий вопрос предъявляется только после того, как ученик ответит на предыдущий и программа «оценит» его ответ. Таким образом, ребенок учится в своем индивидуальном темпе и сам управляет информационным потоком в процессе обучения.

Подобный тип образовательного процесса можно назвать автоученическим, но дело не в названии. Главное, что в результате мы получаем высокий рост продуктивности обучения и снижение психофизической нагрузки на ученика, так и на учителя. На уроке русского языка в 9 классе ученик за 15-20 минут выполняет около 10-15 упражнений и тесты в одно действие. Интенсивность работы достигается за счет того, что ученик освобожден от необходимости переписывать задания в свою тетрадь из учебника или карточки. При этом исключаются и возможные ошибки при переписывании. Ученику не надо ждать оценки учителя. Оценка « выставляется» компьютером сразу же после того, как школьник введет ответ. Педагог освобождается от необходимости формулировать очередное индивидуальное задание для каждого ученика и немедленно оценивать выполнение задания. Все это за учителя делает обучающая программа. Педагог в это время легко контролирует работу всех школьников на мониторах. У него есть время и возможность увидеть отстающих и оказать им помощь. Приятно слышать в конце задания, например, такие сообщения : «23 правильно и 2 ошибки», а бывает, что и ошибок нет. И по мере проведения таких занятий скорость и правильность устного счета растут. Все это позволяет учителю и ученику с помощью компьютера. решить традиционные дидактические задачи .

Одним из самых эффективных поддерживающих средств в обучении является использование электронного учебника. Современным детям он доступен. Ребята с уверенностью в своих силах приступают к работе. Именно эта уверенность в своих силах есть качество, которое в значительной степени способствует усвоению языка, помогает вводу обучаемых в языковую среду. Таким образом, для более успешного усвоения грамматики русского языка учащимися- казахами именно работа с электронным учебником усиливает познавательную активность школьников.

Преимущества использования электронного учебника в следующем:

  1. Материал показан разнообразно / видеофрагменты, диаграммы, аудиотекст/

  2. В полной мере показан принцип наглядности

  3. Даны тестовые вопросы по окончанию раздела

Все это активизирует мыслительные процессы и память учащихся, развивает критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания.

Цель личностно-ориентированного обучения - создание условий для позитивного развития индивидуальных способностей учащихся, его самореализации, выявление одаренных детей, развитие их интеллекта. Использование электронного учебника привлекает внимание учащихся к предмету, сохраняет устойчивый интерес, повышает качество успеваемости, создает атмосферу успешности.



















Использованная литература:



  1. С.И.Львова « Настольная книга учителя русского языка»Москва Эксмо 2007г.

  2. С.Г.Щербакова « Организация проектной деятельности в образовательном учреждении» Издательско - торговый дом « Корифей» Волгоград 2007г.

  3. журнал « Русский язык и литература в казахской школе» № 1 2002 г.

  4. журнал « Білімдегі жаңалықтар» № 3 2010 ж.

5. журнал « Русский язык» № 2 2010 г.

© 2010-2022