- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по произведению Бесприданница
Урок по произведению Бесприданница
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Никулина С.Н. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Я любви искала и не нашла…
(изучение произведения А.Н. Островского «Бесприданница»)
Составила и провела учитель литературы Никулина С.Н.
Конспект урока литературы
Класс:101
Тип урока: урок комментирования художественного текста, этап осмысления (рефлексии).
Ключевые цели :
1.Углубить представления учащихся о главных героях произведения, обозначить их жизненную философию, проанализировать высказывания и поступки героев, дать им оценку; определить идейную направленность произведения, авторскую позицию; понять причины, подтолкнувшие героиню к трагическому концу, выявить проблему, поднятую драматургом в произведении, осмыслить ее.
2.Формировать умения логично и правильно излагать свои мысли, строить монолог, развивать умения выражать собственное мнение о героях, их судьбах, основываясь на текст.
3.Продолжать работу по формированию нравственных ценностей на материале произведения Островского «Бесприданница».
Методы и приемы:
фронтальная работа, проблемный диалог, проблематизация, частично-поиковый метод, техника SWOT, схематизация, диалог с текстом, Мозговая атака.
Оборудование: диск с записью Ave Maria Шуберта (в современной обработке), презентация, кинофильм Э.Рязанова «Жестокий романс», произведение «Бесприданница», записи учащихся.
Основное содержание урока.
1 этап-ВЫЗОВ. Дорогие ребята! Прежде чем озвучить тему сегодняшнего разговора, я предлагаю вам послушать великое, на мой взгляд, музыкальное произведение и попытаться понять его идею, какие чувства переданы в нем , а также поведайте ваши ощущения и впечатления.(звучит Ave Maria).
Да, многое слышится в этом произведении: и проблемы смысла жизни, поиски этого смысла, и предназначение человека на земле, и нравственный кодекс, который есть у каждого из нас, и тернистый путь, который надо пройти, сохранив себя, не запятнав души…
Проблемный вопрос: о чем мечтают люди? к чему стремятся?
(звучат варианты)
Посмотрим 1 слайд презентации и соотнесем наши ответы с вариантами на презентации. Что из этого списка выделили вы?
Что для вас самое главное?(звучат слова семья, дружба, самоуважение, уважение, любовь.
2слайд. А.Твардовский называл уроки литературы уроками нравственного прозрения .
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему так выразился писатель и что обозначает слово прозрение? Что мы должны сегодня увидеть, разглядеть?
Мы живем в трудное беспокойное время. Время, когда обесценились нравственные понятия, на слуху у всех слова деньги, власть, предметы роскоши, особняки , лимузины. От нас, учителей, общество требует воспитать конкурентоспособную личность, способную действовать в условиях рынка… И тут вспоминаются слова удивительного человека и педагога Льва Айзермана, который определил задачу учителя не только и не столько в том, чтобы научить работать в условиях рынка, а помочь жить в этих условиях, нравственно выстоять.
И поможет нам в этом литература: она позволяет пережить чужой опыт как собственный, чтобы научиться в реальной жизни, столкнувшись с подобной ситуацией, нравственно выстоять, сделать правильный нравственный выбор.
2этап. Осмысление художественного произведения.
Итак, урок мы посвятим необыкновенному произведению- «Бесприданнице» А.Н. Островского.
Проблемные вопросы:
-
В чем тайна этого произведения?
-
О чем заставляет задуматься?
-
Почему сегодняшний разговор посвящен именно «Бесприданнице»?(5 слайд)
-
Узнаем героев по их ключевым словам ,прокомментируем их,
дадим характеристику главным героям.
-
Обратим внимание, кого из героев драматург ни разу не называет по фамилии. Почему? В чем авторская задумка?
а)Дорогой бриллиант дорогой оправы требует.(Кнуров-кнур-кабан( см. презентацию чем он чаще занимается?)
б)У меня ничего заветного нет…Найду выгоду, все продам, что угодно…
?Конечно, это жизненная философия Сергея Сергеевича Паратова. Что он продает ? А себя он продает? За что? Как связана продажа «Ласточки» с судьбой Ларисы?
Что можно обнаружить в фамилии Паратова?
ПАРАД ПИРАТ
Докажите, что в его фамилии оба слова присутствуют. Какие поступки это доказывают?
в)Именно его Лариса просит помочь, а он говорит, что не может: дал честное купеческое слово…(Вожеватов).
Г) У него есть одно качество: главное- он меня любит…(Карандышев) Что он собой представляет? Почему мы не доверяем искренности его чувств? Любит ли он Ларису?
д) Без хитрости на свете не проживешь. Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом жить по-человечески.(Харита Игнатьевна).
-Чем живет мать Ларисы? Как она устроила судьбу двух своих дочерей?
Согласны ли вы с Харитой Игнатьевной? Может, она права?
ж) За первого пойду, кто посватается, богат ли , беден ли- разбирать не буду.(Лариса)
Как живется Ларисе, если она готова связать свою судьбу с первым встречным? Толька Ларису Островский намеренно ни разу не называет по фамилии, чтобы подчеркнуть ее особенность, показать, что она другая. Докажите.
Мир, в котором живет эта одаренная от природы девушка, жесток, полон фальши, предательства, и,конечно, она, ищущая не драгоценностей и богатства, а сильных и настоящих чувств, хочет бежать куда-нибудь. Если дома жить нельзя, если заставляют улыбаться, когда хочется плакать, навязывают женихов, на которых без отвращения смотреть нельзя, если в доме скандалы, если надо бежать…
Обращаю ваше внимание, что первая фраза, которую произносит Лариса в произведении-«До свидания…» Не странное ли знакомство читателя с главной героиней? Почему она произносит именно эту фразу?
Да, Лариса на распутье: уже год от Паратова ни единой весточки, что делать? Тут как тут Карандышев, достоин ли он ее, Кнуров с Вожеватовым- постоянные посетители дома, тоже искушают, а надо замуж, но сердце продолжает любить Паратова. Как быть? Что делать? И вдруг приезжает Паратов. И снова искушает ее, вытягивает признание в любви, чтобы разбить ее сердце…
Проблематизация. (6 слайд)
Доверительный разговор с Паратовым о любви. «Кабы любовь была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. Бывает это когда-нибудь?» -спрашивает Лариса.(Прокомментируйте диалог)
Мозговая атака. Как Ларису называют на протяжении всего произведения и как переводится ее имя? Почему ее так назвал писатель, что вложил в ее имя?(7 слайд)
С какими определениями согласилась Лариса? (Забава, вещь) Почему?
3.Просмотр отрывка из кинофильма «Жестокий романс».Что дала Ларисе любовь к Паратову? Есть ли будущее у этой любви? Можно ли однозначно сказать, что Паратов -отрицательный герой? Кого из литературных героев он напоминает?(Печорина). Можно ли увидеть две маски Паратова? Для кого первая маска? С кем он эту маску снимает? Почему?
Лариса мечтает о настоящей любви, потому что любовь для нее все, но эта любовь никому не нужна.
Техника SWOT Любовь к Паратову(Слайд 9) Кого из литературных героев напоминает Лариса? (Бедную Лизу)
4.Выводы урока. «Бесприданница» -трагедия одинокой души. Словно, птица с подбитым крылом, мечется она по жизни, полной предательства, жестокости, одиночества. «На меня смотрели и смотрят как на забаву…никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова… А ведь так жить холодно…
Еще великий Гоголь определил истину, которая рушит гармонию Мира: «Если Бога нет, все можно»… Можно человеческую душу продавать и покупать, можно распоряжаться ею как вещью, можно воспользоваться и бросить… Вспомним Печорина: сорвать цветок, вдохнуть весь его аромат и бесчувственно бросить, авось кто-то и поднимет. Нет, так жить нельзя. Нельзя жить без Бога в душе.
Диалог с текстом. В «Бесприданнице» очень много философских мыслей. Какие вам запомнились? Какие задели за живое?
В чем трагедия Ларисы? (схематизация)
Карандышев Кнуров
Мать Лариса
Вожеватов Паратов
Все они разрывают ее душу на части, и она не выдерживает этого испытания.
Хочется закончить урок словами Б. Шоу: «Сегодня, когда мы научились летать ,как птицы , и выше птиц, погружаться глубоко, как рыбы, и глубже рыб, осталось научиться одному: ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ КАК ЛЮДИ…» Спасибо за урок! Оценки вам, ребята, поставит жизнь.