Рабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) в соответствии с ФКГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № __1______

«___» августа 2015г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________

«____» августа 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

В 11 КЛАССЕ

на 2015-2016 учебный год

Составитель программы:

Количество часов в году: 102

Количество часов в неделю: 3



Оренбург

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) (Приказ МОН РФ от 05.03. 2004 №1089 с изменениями) и примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков. Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся. В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Цели обучения русскому языку на профильном уровне

Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей:

целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели;

развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план образовательного учреждения предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном (филологическом) уровне среднего (полного) общего образования в ХI классе в объеме 102 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ

Языковая система.

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.

Синтаксис.

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты). Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Система функциональных разновидностей современного русского языка.

Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Правописание: пунктуация.

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи пунктуации.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Особенности монологической речи в различных сферах общения. Текст как продукт речевой деятельности. Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов.

Редактирование собственного текста. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа.

Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во час.

Тема урока

Обязательный минимум содержания

Планируемые

результаты

Основные виды учебной деятельности

Дата

план

факт

Языковая система (27 часов + контроль из резерва часа + развитие речи часа.)

1

1

Языковая система.

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.

знать/понимать

• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц.

Конспектирование лекции

Синтаксис (19 часов +2 ч. контроль из резерва + развитие речи 2 часа)

2

1

Синтаксические единицы.

Синтаксические единицы.

уметь

• проводить анализ языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, аудирование и чтение

• извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

• создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;

создавать письменные монологические высказывания различных типов; редактировать собственный текст;

• использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Актуализация опорных знаний

3

1

Синтаксические связи, их типы и средства выражения.

Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Конспектирование лекции

4

1

Словосочетание и типы подчинительной связи в нём.

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании.

Практикум

Работа с учебником

5

1

Входная контрольная работа.

Тестирование

6

1

Сильное и слабое управление.

Сильное и слабое управление.

Конспектирование лекции

7

1

Синонимия словосочетаний.

Синонимия словосочетаний.

Практикум

8

1

Предложение как единица синтаксиса.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Актуализация опорных знаний

9

1

Предикативная (грамматическая) основа предложения.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

уметь

• проводить анализ языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления

аудирование и чтение

• извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

• создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;

• создавать письменные монологические высказывания различных типов; редактировать собственный текст;

• использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• расширения круга используемых языковых и речевых средств.

Практикум

Работа с учебником

10

1

Второстепенные члены предложения.

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Практикум

Работа с учебником

11

1

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Подготовка и написание сочинения

12

1

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту

Подготовка и написание сочинения

13

1

Типы простых и сложных предложений.

Типы простых и сложных предложений.

Практикум

14

1

Классификация сложноподчиненных предложений.

Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Практикум, работа с учебником

15

1

Прямая и косвенная речь.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Практикум

16

1

Синонимия синтаксических конструкций.

Синонимия синтаксических конструкций.

Работа с учебником, словарями

17

1

Синтаксис текста.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения.

Работа с учебником, справочной литературой

18

1

Сложное синтаксическое целое как семантико-синтаксическая единица текста.

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.

Работа с различными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, ресурсами интернета

19

1

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

Работа с учебником, справочной литературой

20

1

Разновидности сложного синтаксического целого.

Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Работа с различными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, ресурсами интернета

21

1

Изобразительные средства синтаксиса.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Анализ художественного текста

22

1

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты). Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Анализ художественного текста

23

1

Этимология как раздел лингвистики.

Этимология как раздел лингвистики.

Работа с учебником, справочной литературой

24

1

Тест по теме «Синтаксис»

Применять на практике полученные знания

Тестирование

Система функциональных разновидностей современного русского языка (15 часов+ 1 ч. контроль из резерва + развитие речи 2 часа)

25

1

Лингвистические особенности научных текстов и их основных жанров.

Лингвистические особенности научных текстов и их основных жанров.

уметь

• проводить анализ языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

говорение и письмо

• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

• расширения круга используемых языковых и речевых средств;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Конспектирование лекции

26

1

Лингвистические особенности официально-деловых текстов и их основных жанров.

Лингвистические особенности официально-деловых текстов и их основных жанров.

Сообщения

27

1

Лингвистические особенности публицистических текстов и их основных жанров.

Лингвистические особенности публицистических текстов и их основных жанров.

Работа с различными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой

28

1

Развитие речи. Сочинение-миниатюра

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Развитие речи. Сочинение-миниатюра

29

1

Лингвистические особенности разговорных текстов.

Разговорная речь и ее особенности.

Практикум

30

1

Лингвистический анализ научных текстов.

Лингвистический анализ научных текстов.

Лингвистический анализ текста

31

1

Лингвистический анализ официально-деловых текстов.

Лингвистический анализ официально-деловых текстов.

Лингвистический анализ текста

32

1

Лингвистический анализ публицистических текстов.

Лингвистический анализ публицистических текстов.

Лингвистический анализ текста

33

1

Лингвистический анализ разговорных текстов.

Лингвистический анализ разговорных текстов.

Лингвистический анализ текста

34

1

Язык художественной литературы и литературный язык

Язык художественной литературы и литературный язык

Конспектирование лекции

35

1

Развитие речи. Сочинение-миниатюра

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Развитие речи. Сочинение-миниатюра

36

1

Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

Сообщение

37

1

Средства словесной образности.

Средства словесной образности.

Работа с различными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, ресурсами интернета

38

1

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

39

1

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

Семинар-практикум

40

1

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Практикум

41

1

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Практикум

42

1

Диктант / Лингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста

Правописание: пунктуация (8 часов + 2 ч. контроль из резерва + развитие речи 2 часа)

43

1

Принципы современной русской пунктуации.

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них.

уметь

• проводить анализ языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,

аудирование и чтение

• извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

• создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения

создавать письменные монологические высказывания различных типов; редактировать собственный текст.

Конспектирование лекции

44

1

Знаки препинания в конце предложений.

Знаки препинания в конце предложений.

Практикум

Работа с учебником

45

1

Знаки препинания внутри простого предложения.

Знаки препинания внутри простого предложения.

Практикум

Работа с учебником

46

1

Знаки препинания между частями сложного предложения.

Знаки препинания между частями сложного предложения.

Практикум

Работа с учебником

47

1

Знаки препинания при передаче чужой речи.

Знаки препинания при передаче чужой речи.

Практикум

48

1

Знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в связном тексте.

Практикум

49

1

Контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ

Тестирование

50

1

Контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ

Тестирование

51

1

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания.

уметь

•проводить анализ языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

Практикум

Работа с учебником

52

1

Авторское использование знаков препинания.

Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи пунктуации.

Практикум

Работа с учебником

53

1

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

Подготовка и написание сочинения

54

1

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Подготовка и написание сочинения

Речевое общение (40 часов+ 3 ч. контроль из резерва + развитие речи 5 часов)

55

1

Речевое общение.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

знать/понимать

• основные условия эффективности речевого общения;

• основные аспекты культуры речи;

• требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

аудирование и чтение:

• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

• приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• совершенствования коммуникативных способностей;

• развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;

• расширения круга используемых языковых и речевых средств;

• совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью.

Конспектирование лекции

56

1

Виды речевого общения.

Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное.

Практикум

Работа с учебником

57

1

Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальные и невербальные средства общения.

Работа с различными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой

58

1

Речевая ситуация и ее компоненты.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства).

Практикум

59

1

Официальные и неофициальные ситуации общения.

Официальные и неофициальные ситуации общения.

Работа с учебником, справочной литературой

60

1

Правила успешного речевого общения.

Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Конспектирование лекции

61

1

Причины коммуникативных неудач.

Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Работа с учебником, справочной литературой

62

1

Развитие речи.

Изложение с творческим заданием.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Подготовка и написание изложения

63

1

Развитие речи.

Изложение с творческим заданием.

Подготовка и написание изложения

64

1

Диалогическая речь.

Особенности диалогической речи.

Работа с учебником

65

1

Диалог и его разновидности.

Диалог в различных сферах общения и его разновидности.

Практикум

66

1

Дискуссионная речь.

Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.

Семинар-практикум

67

1

Монологическая речь.

Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Практикум

68

1

Текст как продукт речевой деятельности.

Текст как продукт речевой деятельности.

Анализ текста

69

1

Приёмы совершенствования и редактирования текста.

Овладение приёмами совершенствования и редактирования текстов.

Анализ текста

70

1

Виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Работа с учебником, практикум

71

1

Развитие речи. Сочинение-миниатюра

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Сочинение-миниатюра

72

1

Тезисы.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Практикум

73

1

Конспект.

Конспектирование

74

1

Аннотация.

Практикум

75

1

Реферат.

Работа с различными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, ресурсами интернета

76

1

Культура речи и ее основные аспекты.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Конспектирование лекции

77

1

Понятие о коммуникативных качествах речи.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Работа со словарями

78

1

Культура учебно-научного общения.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы).

Практикум

79

1

Научный стиль.

Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

знать/понимать

• основные условия эффективности речевого общения;

• основные аспекты культуры речи;

• требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Конспектирование лекции

80

1

Основные жанры научного стиля.

Работа с различными источниками: справочной литературой, ресурсами интернета

81

1

Официально-деловой стиль.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Практика устного речевого

общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Работа с различными источниками: справочной литературой, ресурсами интернета

82

1

Основные жанры официально-делового стиля.

Работа с учебником

83

Форма и структура делового документа.

Практикум

84

Жанры деловых документов.

Работа с учебником

85

1

Контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ

применять на практике полученные знания

тестирование

86

1

Контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ

применять на практике полученные знания

тестирование

87

1

Культура официально-делового общения.

Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы).

аудирование и чтение:

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.

Практикум

88

1

Публичная речь.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы,

определение цели, поиск материала.

Композиция публичного выступления.

Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Работа с учебником

89

1

Основные жанры публичной речи.

Практикум

90

1

Композиция публичного выступления.

Семинар-практикум

91

1

Культура публичной речи.

Анализ текстов

92

1

Виды аргументации.

Практикум

93

Развитие речи. Сочинение-миниатюра

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин)

Сочинение-миниатюра

94

1

Разговорная речь.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

знать/понимать

• основные условия эффективности речевого общения;

• основные аспекты культуры речи;

• требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

аудирование и чтение:

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

Конспектирование

95

1

Основные жанры разговорной речи.

Работа с учебником

96

1

Культура разговорной речи.

Анализ текстов

97

1

Развитие речи. Лингвистический анализ поэтического текста.

Лингвистический анализ текста.

Лингвистический анализ текста

98

1

Диктант / Лингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста

применять на практике полученные знания

Лингвистический анализ текста

99

1

Урок коррекции знаний

применять на практике полученные знания

Диктант

100

1

Обобщение и повторение по теме «Речевое общение».

применять на практике полученные знания

Письменная работа

101

1

Резервный урок. Итоговое повторение.

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

применять на практике полученные знания

Практикум

102

1

Резервный урок. Итоговое повторение.

применять на практике полученные знания

Практикум

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы.

Учебно-методический комплект по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А.:

Русский язык в таблицах. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. М.: «Русское слово», 2009.

Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. М.: «Русское слово», 2009.

Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Учебник. 2008-2013 гг.

Русский язык. 10-11 классы. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Пособие для учащихся. М.: «Русское слово», 2005.

Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень. / Гольцова Н.Г., Мищерина М.А.

Русский язык. 10-11 классы. Программа курса. / Гольцова Н.Г. М.: «Русское слово», 2008.

Русский язык. Единый государственный экзамен. Пособие для учащихся. / Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.

Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. Пособие для учащихся. / Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.

М.: «Русское слово», 2006.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается также использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих тестов);

- 1С: Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;

- Единый государственный экзамен. Русский язык: 2009-2013: электронное учебное пособие (CD);

- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2013 (CD)

Используемые образовательные ресурсы

Справочные, научные материалы:

ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

etymolog.ruslang.ru/- Этимология и история русского языка

mapryal.org/ - МАПРЯЛ - международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

philology.ru/default.htm - Русский филологический портал

russkiyjazik.ru - Энциклопедия «Языкознание»

rus.1september.ru/ - Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

festival.1september.ru/subjects/8 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

Федеральный портал «Российское образование»:

edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ - Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:

window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ - Ресурсы по русскому языку

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ - Русский язык

uchportal.ru/ - Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

Ucheba.com/ - Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (uroki.ru), «Методики» (metodiki.ru), «Пособия» (posobie.ru)

pedved.ucoz.ru/ - Образовательный сайт «PedVeD» - помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ - Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе

Дополнительные ЦОРы:

gramma.ru/ - Проект в помощь изучению русского языка и литературы (авторы: преподаватель гимназии № 405 Санкт-Петербурга, преподаватель СПбГУ и др.)

gvozdikova.ucoz.ru - Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Гвоздиковой Е.И. (Ижевск). Методические разработки, тесты

saharina.ru - Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е. А. Уроки русского языка и литературы. Тесты. Подготовка к ЕГЭ

t-razumova.ru - Сайт учителя русского языка и литературы Разумовой Т.Н. Методические разработки, презентации, тесты

Олимпиады, конкурсы:

rsr-olymp.ru/ - «Мир олимпиад» - всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. (test.rsr-olymp.ru/olympiads)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Нормы оценок по русскому языку:

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) В написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений. Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ И РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

темы

диктанты

тесты

сочинения

изложения

Синтаксис

№5, 24

№11-12

Система функциональных разновидностей русского языка

№42

№28, 35

Пунктуация

№49-50

№53-54

Речевое общение

№98

№85-86

№71, 93

№62-63

итого

2

4

6

1

Тесты №5, №49-50 и №85-86 - по текстам Управления образования (внешний мониторинг)

Сочинения (№11-12,28, 35, 53-54, 71, 93) по материалам упражнений учебника (Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А.)

Изложение с творческим заданием (№62-63).

А что такое доблесть? Доблесть - это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть - это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там - доблесть. А победа - дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.

А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством - безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве - тщеславие, показуха, а в доблести - подлинная сила духа.

Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространство исторической Руси.

Задание.

Напишите сжатое изложение по тексту.

Согласны ли вы с автором? Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. Приведите не менее 2-х аргументов.


Диктант


Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своем ребенке - это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное - чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя - отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей - труд и пот старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное - надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребенок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей - это самое сложное.

(По Г. Сухомлинскому.)

Радость


Была неизъяснимая радость, непонятная разве заядлому городскому жителю, просыпаться ребёнком в своей уютной спаленке в легонькой камышовой кровати на утренней заре от пастушьего рожка. Первый луч солнца через притворенные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен. Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю, над ним буйно цветет сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.

По деревянным ступенькам балкончика, также прогнившим от времени и качающимся под ногами, спускаешься купаться к расположенной близ дома речке. Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав неширокий, но глубокий затон. В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки, а на старом полуразвалившемся бочонке, у которого не хватает нескольких досок, сидит огромная зелёная лягушка, следя за солнечными зайчиками, играющими на пепельно-серых дощатых стенках купальни - излюбленного места лягушечьей пары.

Задевая ветку густого орешника, садится на верхушку сине-зеленой молоденькой ёлочки болтливая сорока. О чём она только не трещит! Навстречу ей несется звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет сад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта.

(По Д. Розенталю.)

Тест по теме «Синтаксис»

1.По цели высказывания предложения бывают:

А) вопросительные, восклицательные, повествовательные Б) побудительные, повествовательные, вопросительные

В) восклицательные, невосклицательные, вопросительные Г) повествовательные, неповествовательные, восклицательные

Д) вопросительные, невопросительные, восклицательные

2.По интонации предложения бывают:

А) вопросительные и невопросительные Б) вопросительные и восклицательные

В) повествовательные и восклицательные Г) восклицательные и невосклицательные

Д) повествовательные и вопросительные

3.Двусоставными называются предложения,

А) состоящие из двух частей Б) состоящие из двух слов В) имеющие два главных члена

Г) имеющие главные и второстепенные члены Д) имеющие сказуемые, состоящие из двух слов

4.Односоставными называются предложения,

А) состоящие из одной части Б) имеющие только один главный член В) имеющие только подлежащее Г) состоящие из одного слова Д) имеющие только сказуемое

5.Какой частью речи не может быть выражено подлежащее?

А) существительным Б) инфинитивом В) числительным Г) предлогом

6.Какое предложение является номинативным (назывным)?

А) Он обвёл взглядом зимовье. Б) Чудеса! В) До вершины рукой подать. Г) Надо как-то устраиваться. Д) Верочки не было дома.

7.Чем осложнено данное предложение?

Её лицо, сильно прокаленное на солнце, было добрым и родным.

А) однородными членами Б) обособленными членами В) второстепенными членами Г) вводными словами

Д) обращением

8.Чем осложнено данное предложение?

В хате он застал смуглую, с грустными глазами, девочку.

А) однородными членами Б) обособленными членами В) второстепенными членами Г) вводными словами

Д) обращением

9.Чем осложнено данное предложение?

День и ночь он мотался по району, почернел, похудел, но был весел.

А) однородными членами Б) обособленными членами В) второстепенными членами Г) вводными словами

Д) обращением

10.Чем осложнено данное предложение?

На наше счастье, буран не разыгрался.

А) однородными членами Б) обособленными членами

В) второстепенными членами Г) вводными словами Д) обращением

11.Чем осложнено данное предложение?

Ветры, ветры, о снежные ветры, заметите мою прошлую жизнь.

А) однородными членами Б) обособленными членами В) второстепенными членами Г) вводными словами

Д) обращением

12.Чем осложнено данное предложение?

Крылов, приняв штаб, повёл дело умело.

А) однородными членами Б) обособленными членами В) второстепенными членами Г) вводными словами

Д) обращением

13.Определите, сколько частей в предложении

Я забежал за ёлку - никого за стволом не было.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

14.Определите, сколько предикативных частей в предложении

Сбиваясь и умолкая, словно бы нехотя, Чуткин рассказывал, что преследовали их группу.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

15.Определите, сколько предикативных частей в предложении

И вдруг, видимо почуяв человека, выдра всполошилась, поднялась, хотела броситься назад, но тут её настигла пуля. а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

16.Определите, сколько предикативных частей в предложении

Деду всё время хотелось размахивать руками, да было слишком тесно, и от этого он пуще злился.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

17.Определите, сколько предикативных частей в предложении

Заберёшься, бывало, в яблочный сад, в самую середину высокой, заросшей, густой малины.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

18.Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Скользящим движением как кошка он не то прополз не то проскочил не то пролетел через езженую дорогу.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

19.Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

На берегу на промысле горели два костра а в море никого не было.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

20.Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Заботясь о его благополучии она решительно преодолевала все трудности каких было немало в послевоенное время. а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

21.Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Но вот когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение начинает приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

22.Сколько запятых необходимо расставить в предложении?

Оленей было немного и они тоже исхудалые видимо прошли большой путь.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

Методические материалы (описание педтехнологий)

Используемые технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы позволяет мне разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Особенно актуально применение ИКТ в процессе подготовки к экзаменам в тестовой форме: даю учащимся задания выполнить тесты на определённых сайтах, сама использую тематические тесты, накопленные на сайтах ФИПИ, «Сеть творческих учителей», «Решу ЕГЭ» и др.

  • проблемно-диалогическое обучение

Особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Основополагающим является проблемный вопрос или ситуация. Учитель лишь направляет поиск истины и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Особенно актуально применение данной технологии на уроках литературы.

  • технология проектной и исследовательской деятельности

Применение мною метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она личностно ориентирована;

характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

  • технология дебатов

Считаю, что урок русского языка и, в особенности, урок литературы представляет собой широкое поле для проведения подобных занятий. С целью подготовки к дебатам ребята проводят самостоятельное исследование: изучают СМИ, художественную литературу, проводят соцопросы.

Таким образом, технология дебатов позволяет учащимся заниматься исследовательской деятельностью в полной мере, а также развивает основные ключевые компетенции (информационную, коммуникативную, решение проблем).

  • здоровьесберегающие технологии

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, постоянно слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах.



© 2010-2022