- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме: Обобщение знаний об имени прилагательном
Урок русского языка по теме: Обобщение знаний об имени прилагательном
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыганцова А.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка.
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Цель: Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
Развивающие:
- развивать умения распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных;
- формировать УУД, учиться управлять совместной познавательной деятельностью
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах (коммуникативные умения), отстаивать своё мнение, уважительно относиться к ответам других детей;
- интерес и бережное отношение к природе
Планируемые результаты:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к предмету;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ценностное отношение понимать друг друга и самому быть понятым;
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать свою работу и оценивать правильность выполнения действия;
- осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
познавательные универсальные учебные действия:
- слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
- формулировать выводы на основе выделения существенных признаков;
- проводить сравнение;
- строить объяснение в устной форме;
- строить логическую цепь рассуждений.
коммуникативные универсальные учебные действия:
- учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, формулировать и доказывать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с одноклассниками
Предметные:
- определять, находить и образовывать имена прилагательные;
- распознавать признаки имени прилагательного;
- ставить вопросы от существительных к прилагательным;
- устанавливать связь между прилагательным и существительным;
- определять число, род и падеж имён прилагательных;
- подбирать к именам существительным подходящие по лексическому значению имена прилагательные;
- правильно писать имена прилагательные и выделять их на письме.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-
Проверка д\з.
-
Подготовительная работа к письму.
-
Минутка чистописания.
-
Словарная работа.
-
Упражнение в нахождении «лишнего» слова, определение числа и рода имен прилагательных
-
Физминутка для глаз.
-
Работа с текстами (в парах)
-
Физминутка «Веселая зарядка».
-
Запись предложения с комментированием. Разбор предложения по членам. Определение падежа имен прилагательных.
-
Дифференцированная работа. Индивидуальные карточки
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-
Домашнее творческое задание.
1. Организационный момент. (Читает ученица)
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Определите тему нашего урока по стихотворению.
(Читает ученица)
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)
-Что же такое имя прилагательное? (часть речи, обозначающее признаки предметов)
- Как изменяются прилагательные в единственном числе? (по родам, по числам, по падежам)
- Как определить род, число, падеж имени прилагательного? (определяется по имени существительного)
- Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу и цели урока.
Цели:
- Правильно, сегодня на уроке мы повторим, обобщим и закрепим всё, что знаем об имени прилагательном.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
3. Проверка Д\З.
- Какой заголовок записали?
- Какой по величине пеликан?
- Какое у него оперение?
- Назовите с каким именем существительным связано по смыслу имя прилагательное? ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ на полях ВЗАИМОПРОВЕРКА (поменяйтесь с соседом по парте) (обратите внимание на каллиграфию, грамотное выполнение задания)
4. Подготовительная работа к письму
- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.
«Ухо - нос», «Рыбка», «Змейка», «Летит оса».
5. Минутка чистописания.
На доске. ая яя ий ый ой ое ее ые ие
- Прочитайте хором строчку чистописания.
- Что она напоминает? (окончания имен прилагательных)
- Запишите ее, правильно соединяя буквы.
- Какие это окончания? (Родовые - ая, яя - ж.р., ий, ый, ой - м.р., ое, ее - ср.р., ые, ие - мн.ч.)
Подчеркните окончания лучшие на ваш взгляд.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.
6. Словарная работа.
- Выпишите из словаря имена прилагательные.
Желтый, интересный, Красная (площадь), русский, черный.
-Какое слово вы не назвали? Сегодня по классу 2 ряд?
ДЕЖУРНЫЙ - прилагательное, существительное.
НАПРИМЕР: Дежурные (сущ.) чисто убрались в классе.
Дежурный (прил.) класс следит за порядком в школе.
- Определите род имен прилагательных. ПРОВЕРКА.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ. Кто хочет сказать о своей работе.
7. Упражнение в нахождении «лишнего» слова, определение числа и рода имен прилагательных.
Найдите «лишнее» слово в каждой строчке:
Краснеть, белеть, зеленый, чернеть.
Солнце, море, солёное, облако.
Высоко, далеко, вкусно, хорошая.
Легкие, летний, мягкий, добрый.
Запишите «лишние» слова. Назовите орфограмму. Что их объединяет? (прил.)
Что нам поможет определить число и род? (окончание, вопрос)
ПРОВЕРКА. Какие слова записали. Почему? Назовите число, род.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ.
8. Физминутка для глаз.
А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто - часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка.
Круговые движения глазами: налево - вверх - направо -вниз - вправо - вверх - влево - вниз. Зажмурьте глаза, потом поморгайте 10 раз. Посмотрите на яблоко, грушу, грушу, яблоко. Молодцы!
Отгадайте загадку.
Загадка: Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
- Правильно, это весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
-Какие изменения произошли в природе с приходом весны?
(Тает снег, ярче светит солнце, звенит капель, потекли ручьи, дни стали длиннее и т. д. прилетели птицы)
-Какую пользу лесу приносят птицы?
-Как мы можем подготовиться к встрече пернатых друзей?
9. Работа с текстами (в парах) КАРТОЧКА.
Прочитайте текст:
Наступила весна. Пригрело солнце. Растаял снег. Побежали ручейки. Появилась травка. Прилетели птицы.
- Докажите, что это текст (предложения объединены темой, можно озаглавить)
- Что вы можете сказать об этом тексте? (состоит из нераспространенных предложений)
Давайте дополним (распространим) каждое предложение, используя как можно больше подходящих по смыслу имен прилагательных. Работать будем в парах.
- Проверим, что у нас получилось. У ДОСКИ 3 ПАРЫ. ОЦЕНИТЕ РЕБЯТ. Оцените себя.
- Как изменился текст?
- Сделаем вывод, какую же роль в нашей речи играют прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные очень нужны в речи, они делают её более полной, точной, яркой, красочной и описывают предмет всесторонне.
10. Физминутка «Веселая зарядка»
11. Запись предложения с комментированием. Разбор предложения по членам. Определение падежа имен прилагательных.
Запишем с комментированием предложение под диктовку у доски.
По лесной тропинке побежали веселые ручьи.
Разбор по членам предложения. Подчеркните прилагательные, определите падеж. ОЦЕНИТЕ РАБОТУ У ДОСКИ. ОЦЕНИ СЕБЯ.
Отчего же зависит род, число и падеж прилагательных?
Стихотворение читает ученик. ЧИТАЕТ УЧЕНИК
Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
12. Дифференцированная работа. Индивидуальные карточки.
1 группа.
- Выдели окончания прилагательных. Укажи род, число прилагательных.
Робкий луч, белая кора, темная ночь, синее небо, морские берега.
2 группа.
Вставь окончания имен прилагательных. Укажи род, число прилагательных.
Робк… луч, бел… кора, темн… ночь, син… небо, морск… берега.
3 группа.
Стр.89 Упр.4. Придумайте слова по схеме. К какой части речи соответствует каждая схема? К каждому слову подберите подходящее сущ. или прил. Определите род прил.
ПРОВЕРКА. 1 и 2 группа задания похожие. Давайте проверим. 1 ученик 1 группы, второй ученик 2 группы. 3 группа оцените работу 1 и 2 группы. Оцените себя сами.
ПРОВЕРИМ 3 группу. Какие слова записали? Какой частью речи являются? Какие слова подобрали, назовите род. ОЦЕНИТЕ РАБОТУ 3 ГРУППЫ. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.
13. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Подведем итог:
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока (повторить всё о прилагательном), проанализируйте свою работу и продолжите фразу:
Я научился…(определять род и число прил., правильно писать окончание)
Я понял, что…(прил.всегда стоит в том же роде, ч.и падеже, что и сущ.)
Хочу похвалить (нас…, себя….кого)
Скажите для чего мы изучаем прилагательные? Как сможем применить в жизни? (Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Поэтому прилагательные о себе говорят так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
-Какое у вас настроение в конце урока? Нарисуйте смайлик. Улыбнитесь мне, гостям, товарищу. Я очень довольна Вами, в подарок Вам дарю свое настроение.
14. Домашнее творческое задание:
Придумайте и запишите загадку, используя имена прилагательные.
-
Встаньте. Урок окончен. Спасибо!.