КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ чТО ТАКОЕ ТИП РЕЧИ

УУД: Коммуникативные: управлять своим пове­дением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к преодолению препятствий и само­коррекции. Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе создания текста-описания ЦЕЛЬ: Научиться созда­вать текст-описа­ние, использовать средства вырази­тельности в своем сочинении Знать: понятие тип речи, основные типы речи и их признаки. Уметь: определять тип речи и тему текста, сравнивать тексты разных типов
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

«Что такое тип речи»

1) Стадия вызова.

Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок с улыбки, потому что улыбка делает даже незнакомых людей ближе друг другу. И я надеюсь, что о сегодняшнем необычном занятии вы буде вспоминать с доброй и теплой улыбкой на устах.

Начать урок мне хочется с пословицы:

КАПЛЯ ПО КАПЛЕ - РЕКА СОБИРАЕТСЯ.

-Как вы понимаете эту пословицу? И как эту пословицу можно отнести к предмету РУССКИЙ ЯЗЫК?

Русский писатель и историк Н. Карамзин сравнивал наш язык именно с рекой, которая «течет, гордая, величественная…, шумит, гремит, - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…».

Красивое сравнение? Оно нам поможет определить тему нашего урока. Для этого подберите синоним к слову ЯЗЫК в том значении, в котором употребляет его Карамзин (речь, слово).

  • Что вы знаете о речи? Какие формы речи вы знаете?

(устная, письменная)

В какую форму мы можем облечь нашу речь? (текст)

Вы хорошо знаете этот материал? Давайте проверим. Сконструируйте текст и запишите его в свою тетрадь.

Солнце, своим, тепло, согревает, чаще, нас. Совсем, весна, долгожданный, скоро, придет.

А теперь давайте сравним ваш вариант со слайдом. И поставьте себе баллы в маршрутный лист

Солнце чаще согревает нас своим теплом. Совсем скоро придет долгожданная весна.

Проверьте. Поставьте себе 1 балл, если вы справились с этим заданием. И 0 баллов если у вас возникли затруднения.

Какие основные понятия вы должны знать о тексте? ПРОВЕРИМ.

Заполните таблицу, выбрав правильный ответ.

Что такое текст?

Что такое тема текста?

Что такое абзац?


Оцените себя по маршрутному листу. ЗА ЭТУ РАБОТУ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ 3 БАЛЛА..

А как вы думаете? Все ли тексты одинаковы?

Какие вы знаете? Для чего нужны различные тексты?

тема урока: что такое тип речи? Цели

Знать понятие тип речи, основные типы речи и их признаки.

Уметь определять тип речи и тему текста, сравнивать тексты разных типов, самостоятельно создавать тексты,

3)Изучение материала

  1. Работа с распечатанными текстами . работа в группах. Повернитесь к друг другу.

Текст 1

Облака, облака -

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные,

Ветерку послушные. ( С. Михалков)

Текст 2.

Облака, облака.

Пышные, белые.

Расскажите, облака,

Из чего вы сделаны?

Может, вас, облака,

Делали из молока?

Может быть из мела?

Может быть, из ваты?

Может быть, из белой

Из бумаги мятой?

- Никогда, никогда,-

Никогда не делали

Нас из молока,

Никогда из мела,

Никогда из ваты,

Никогда из белой

Из бумаги мятой.

Мы - дождевые,

Мы - снеговые.

Если летом мы плывём,

Мы с собой грозу несём,

Если мы плывём зимою,

Мы пургу несём с собою.

Вот какие мы! (И. Мазник)

Текст 3.

Драчуны.

Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другимоблаком.

- Эй ты, прочь с дороги! - закричало первое облако.

- Это ты убирайся! - рассердилось второе.

- Ах, ты так! Ну, погоди же! - и первое облако толкнуло второе в бок.

- Ты ещё и драться лезешь? - рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, аж искры посыпались. А вслед за искрами из глаз полились слёзы.

  • Скажите, чем объединены эти тексты? (стиль, тема)

  • А чем же различаются?

(первый - описание, второй - повествование, третий - рассуждение)

  • Попробуйте в группах поработать аналогично с другими текстами и ответить на вопросы

тип текста

Цель

вопрос к тексту

метод фотографирования

Описание

рассказать о признаках предмета

Какой

1 фотография

Повествование

рассказать о последовательности событий

что происходило

несколько фотографий

Рассуждение

размышляем, строим предположения, доказываем

почему

нельзя сфотографировать


  • Сравните свои выводы с теоретическим материалом, данным в учебнике. Сделайте выводы.

  • Что нового вы узнали из теоретического материала учебника.

(в рассуждении выделяют три части: тезис, доказательства, вывод)

  • Давайте попробуем применить данный метод.

  • перед вами фотография, как вы думаете, по данной фотографии текст какого типа речи можно создать?

  • а по нескольким фотографиям?

  • Можно ли подобрать фотографию к тексту-рассуждению?

Итак, мы знаем отличительные черты текстов разных типов, что же будем дальше делать?

(попробуем определять тип текста.)

Первичное закрепление

- О каком типе речи говорится: 1) в тексте сообщается о последовательности событий и действий, можно сделать несколько фотографий; 2) в тексте говорится о признаках предмета, можно сделать 1 фотографию; 3) в тексте доказывается, объясняется что-то, фотографию сделать нельзя?

Закрепление

  1. Тест . выполняем в тетради. Дано начало текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них? Записываем только начальную букву правильного ответа.

  1. У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотистые волосы, большие голубые глаза, курносый нос, румяные щёки…

  2. Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…

  3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…

Максимум вы можете получить за эту работу 3 баллов. Поставьте баллы маршрутный лист.

4) Составление собственных тестов

Итак, мы с вами определили отличительные черты текстов разных типов речи, проанализировали тексты, даже составили свой собстве6нный текст, теперь мне бы хотелось проконтролировать, как мы усвоили данный материал. Как же мне это сделать? Провести небольшую самостоятельную работу. Попробуйте составить текст по данной фотографии. Сначала устно. Какой тип речи у вас получается? А теперь работаем письменно. Каждый из вас составляет текст самостоятельно. Тип выберите сами.

Итог урока (рефлексия деятельности)

Итак, наш урок подходит к концу, подведем итоги.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты? Покажите свое настроение с помощью цветных карточек.

Оцените свою работу на уроке с помощью маршрутного листа. По критериям которые написаны на доске.

10 баллов- «5»

9-7 баллов -«4»

6-5 баллов- «3»

Дома упражнение 552 или творческое задание написать минисочинение на тему «Как я обычно делаю уроки»




© 2010-2022