Рабочая программа по литературе 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Область: филология

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 - 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 - 11 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.)

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 6-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Цели.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

5-6 классы

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

7-8 классы

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор,прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь

Учащиеся должны уметь:

  • Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними

  • Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике

  • Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

  • Сопоставлять героев и сюжет разных произведений

  • Выделять общие свойства произведений

  • Осмысливать роль художественной детали

  • Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения

  • Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения

  • Выявлять конфликт и этапы его развития

  • Сравнивать авторские позиции

  • Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе в объёме 68 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 34 учебных недель.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5 - 9 и 10 - 11 классы).

Внутри первого концентра три возрастные группы ( 5 - 6, 7 - 8 и 9 класс).

Вторая группа ( 7 - 8 классы) владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому на уроках больше внимания уделяется активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Главной идеей Программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жесткость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой и жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. В 8 классе - взаимосвязь литературы и истории.

Основные виды устных и письменных работ.

Устно:

  • правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

  • устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
    отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

  • подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста ( сказки. частушки, рассказа, сценки и т.д. );

  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );

  • использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.

Письменно:

  • письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;

  • создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );

  • создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
    создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );

  • создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );

  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.

Произведения для заучивания наизусть.


  • Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);

  • А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);

  • М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);

  • Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);

  • Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);

  • А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);

  • О Родине и родной природе ( 2 - 3 стихотворения на выбор).

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

р/р

Вн/чт

Русская литература и история

1



Устное народное творчество

2



Из древнерусской литературы

3


1

Из литературы 18 века

2

1


Из литературы 19 века

24

3

5

Из литературы 20 века

14

3

2

Из зарубежной литературы

4


2

Выявление уровня литературного развития учащихся

1



ИТОГО:

51

7

10



Содержание тем учебного курса


Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.














Национально-региональный компонент.

Содержание НРК по литературе в 8 классе определяется конкретными задачами повышения коммуникативной и языковой компетенции. В качестве дидактического материала используется хрестоматия «Литература России. Южный Урал». Хрестоматия. 5-9 классы / Составители Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В. - Челябинск: ООО Издательский цент «Взгляд». 2002 г.


п/п

урока

Тема урока

НРК

1

14

А. С. Пушкин. "История Пугачева" ( отрывки). "Капитанская дочка". История создания произведения.

Р/К А.С.Пушкин на Урале.

2

38

Внеклассное чтение № 6

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина. М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

Р/К Образ России (В.А.Богданов «Русь»)

3

54

"Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа".

Р/К Какой ценой? (Г.Иванов «Разрушение дома»)

4

56

Р. Р. № 6. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Р/К «Опаленные войной»

5

59

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Р/К Тема патриотизма в лирике южно-уральских поэтов (В.А.Богданов «на Бородинском поле»



Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс

68 часов ( 2 часа в неделю )

Кол-во часов

тема урока




требования к уроку

теория литературы, словарная работа

Наглядные пособия, технические средства

дата

План.

Факт.



1-ая четверть 18 часов



Введение - 1 час


1

1

Введение. Русская литература и история.

Показать учащимся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником-хрестоматией по ред. В.Я.Коровиной


Устное народное творчество - 2 часа

2

1

Устное народное творчество Русские народные песни.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях; раскрыть особенности художественной формы произведений УНТ.


3

1

Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком".

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий

Предание

Из древнерусской литературы

( 3 + 1 вн.чт.)

4

1

Житийная литература как особый жанр. Житие Александра Невского.

Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра; раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского"

Житие.

Личность, образ, мудрый праведник, духовность.

5

1

Внеклассное чтение №1.

"Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века.

Дать понятие о демократической литературе; помочь понять идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни.

Убогий, истец, челобитная исковая, бить челом.

Из литературы 18 века



Д. И. Фонвизин ( 2 + 1 р.р.)

6

1

Д. И. Фонвизин. "Недоросль" (сцены). Рассказ о писателе. Сатирическая направленность комедии. Герои и сюжет комедии как произведения классицизма.

Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии. Подвести учащихся к мысли, что комедии не только высмеивает невежество, но и указывает на основное зло тогдашней жизни: крепостничество и произвол властей.

Сатира, ирония, подтекст

7

1

Практикум. Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" в единстве формы и содержания

Развитие у школьников умений обосновывать свое мнение о произведении и его героях.

Воспитание, образование, добродетель, благонравие.

8

1

Р. Р. № 1. Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17 в.

Развитие устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Дом. соч. № 1

Из литературы 19 века

И. А. Крылов ( 1 + 1 вн.чт.)

9

1

Из литературы 19 века. И. А. Крылов, слово о баснописце. Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз" и их историческая основа.

Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.

Аллегория, басня, мораль, иносказание, эзопов язык.

10

1

Внеклассное чтение №2. И. А. Крылов - поэт и мудрец.

Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.


К. Ф. Рылеев - 1час

11

1

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева.

Познакомить с личностью К. Ф. Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с русской историей; вызвать желание учащихся изучать историю Отечества.

Дума

А. С. Пушкин ( 8 +1р.р. + 1 вн.чт.)

12

1

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?


13

1

Семинар. А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?


14

1

А. С. Пушкин. "История Пугачева" ( отрывки). "Капитанская дочка". История создания произведения.

Р/К А.С.Пушкин на Урале.

Познакомить с творческой историей написания "Капитанской дочки".

Повесть, роман, семейные записи, хроника.

Прототип, прообраз, мятеж, восстание.


1

Гринев: жизненный путь героя.

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева

Мемуары, жанр, сюжет.

Долг, честь, достоинство, ирония

15

1

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

Систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой; выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает; систематизировать

Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа.

16

1

Изображение народной войны и ее вождя.

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.

Благородство, великодушие, безразличие.

17

1

Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Обобщение и систематизация материала, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева.

Обреченность, противоречивость, непредсказуемость.

18

1

Внеклассное чтение № 3.

А. С. Пушкин "Пиковая дама"

Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.


М. Ю. Лермонтов ( 3 + 1 р.р.)


19

1

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба ( семинар ).

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; проанализировать стихотворение "Кавказ".

Лирическое произведение, рефрен, амфибрахий

20

1

"Мцыри". История создания , тема и идея произведения.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

Поэма, тема, идея, сюжет, композиция.

21

1

Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме.

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Образ в литературе, романтизм, романтический герой, ямб.

Антагонизм, пассивный, патетика, пафос.

22

1

Р. Р. № 3. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"

Подготовка к домашнему сочинению, обучение работе над композицией сочинения, развитие умения мотивировать свой ответ.

Дом. соч. № 2

Н. В. Гоголь ( 6 + 2 вн. чт.)

23

1

Н. В. Гоголь. Слово о писателе, его отношение к истории, исторической теме в творчестве.

Повторить известные сведения о Н. В. Гоголе; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.

Драматическое произведение. комедия.

Афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки.

24

1

Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".

25

1

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор".

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к роковой ошибке.

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Страх, инкогнито, произвол, казнокрадство,

26

1

Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

знать основы сценического поведения; содержание комедии.

27

1

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

Получить представление о характере Хлестакова; понять, что такое Хлестаковщина.


28

1

Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы; систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии.


29

1

Практическая работа по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор".

Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение; подготовка к домашнему сочинению.


30

1

Внеклассное чтение № 4.

Н. В. Гоголь "Шинель". Образ маленького человека в литературе.

Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.


31

1

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.


М. Е. Салтыков-Щедрин ( 1 + 1 р.р.)

32

1

М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок).

В доступной форме познакомить с отрывком из главы "О корени происхождения глуповцев".

Аллегория, гипербола, фантастика, гротеск.

33

1

Р. Р. № 4. Обучение анализу эпизода из романа "История одного города".

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Н. С. Лесков - 1 час


34

1

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений".

Познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.

Рассказ, художественная деталь

Л. Н. Толстой ( 2 + 1 вн. чт.)


35

1

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа "После бала".

Литератор, жанр рассказа.

Миросозерцание, проблемы бытия, нравственное обновление, мораль.

36

1

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее.

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни.

Антитеза, портрет, пейзаж.

Дом. соч. № 3

37

1

Внеклассное чтение № 5.

Л. Н. Толстой. "Отрочество".

Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.


38

1

Внеклассное чтение № 6

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина. М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

Р/К Образ России (В.А.Богданов «Русь»)

Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.


А. П. Чехов - 1 часа

39

1

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье

Познакомить учащихся с личностью А. П. Чехова, подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения.

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на разные жизненные ситуации; обучение аналитическому пересказу.

Философия, психологизм

Из литературы 20 века


И. А. Бунин - 1 час


40

1

И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Тема любви в рассказе.

Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности; разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви.

Беллетристика, новелла

А. И. Куприн ( 1 + 1 р.р.)


41

1

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа "Куст сирени"

Сюжет, фабула

Нравственность

42

1

Р. Р. № 5. Классное сочинение "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна).

Клас. соч. № 1

А. А. Блок ( 1 + 1 вн. чт.)


43

1

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.

Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы


44

1

Внеклассное чтение № 7.

А. А. Блок. "На поле Куликовом"

Раскрыть вопрос о соотношении в цикле "исторического" и "современного", об ответственности каждого перед родной страной


С. А. Есенин - 2 часа


45

1

С. .А. Есенин. Слово о поэте. "Пугачев" - поэма на историческую тему.

Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы "Пугачев", выявить, каким Пугачев предстает у Есенина и А. С. Пушкина в "Капитанской дочке"

Драматическая поэма

46

1

Урок - конференция "Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина".

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.


И. С. Шмелев - 1 час

47

1

И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству.

Познакомить с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения

Писатели улыбаются - 3 часа

48

1

Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.

Познакомить учащихся с произведениями Тэффи, Аверченко; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

Юмор, сатира, гипербола, гротеск

49

1

Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни".

Помочь понять, как создается юмористическое произведение, и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении.

50

1

М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне".

Познакомить учеников с жизнью М. А. Осоргина, вызвать интерес к его творчеству; выявить своеобразие рассказа "Пенсне"

Метафора, олицетворение

51

1

Урок контроля по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.


А. Т. Твардовский ( 3 + 1 вн. чт.)


52

1

А. Т. Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин".

Познакомить учащихся с фактами биографии

А. Т. Твардовского, с творческим замыслом "Василия Теркина"

Публицистика

53

1

Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина.

Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся.

Героика, юмор

54

1

"Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа".

Р/К Какой ценой? (Г.Иванов «Разрушение дома»)

Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.

Героическое, рефрен

55

1

Внеклассное чтение № 8.

А. П. Платонов "Возвращение"

Познакомить учащихся с биографией А. Платонова; выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения.


56

1

Р. Р. № 6. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Р/К «Опаленные войной»

Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души людей; совершенствование навыков выразительного чтения


В.П.Астафьев


57

1

В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет".

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя.

Герой-повествователь

58

1

Р. Р. № 7. Классное сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века"

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Клас. соч. № 2

Русские поэты о Родине, родной природе - 1 час


59

1

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Р/К Тема патриотизма в лирике южно-уральских поэтов (В.А.Богданов «на Бородинском поле»

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное


Из зарубежной литературы ( 4 + 2 вн. чт.)


60

1

У. Шекспир. Писатель и его время.

Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе.

Сонет, трагедия.

Гуманность, условность

61

1

Трагедия "Ромео и Джульетта". Конфликт живого чувства и семейной вражды.

Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

Белый стих, ямб, метафора.

Конфликт, трагический герой, ненависть, вражда, любовь.

62

1

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа.

Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе.

интрига

63

1

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа.

Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе.


64

1

Внеклассное чтение № 8

Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера"

Расширение круга чтения, развитие навыков групповой работы.


65

1

Внеклассное чтение № 9.

В. Скотт. "Айвенго".

Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел.


66

1

Литература и история (урок-зачет).

Проверить знания учеников, развитие внимания, интереса к литературе.


67

1

Рекомендации по чтению летом.


68

1

Резервный урок




Приложение

Александр Сергеевич Пушкин. Контрольный тест.

1.Выбрать признаки, характеризующие романтизм.

А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, вступление против религиозно-эстетической схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»

Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность повествования, лиричность, герой - человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в «мир небесных идеалов»

В. изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, «религия сердца», искание идеального образа жизни «вне цивилизаций». Стремление к естественности в поведении человека, таинственному и ужасному, идеализация средневековья

2. Соотнести определения с соответствующими понятиями.

А. Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя

Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение

Лирика:________________________________________________________________

Лирические отступления:__________________________________________________________

Лирическая оценка:______________________________________________________


  1. Определить название стихотворения.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

А. «К Чаадаеву»

Б. «Вольность»

В. «Деревня»

4.Выбрать произведение А.С.Пушкина, которое не относится к циклу «Повести Белкина»

А. «Выстрел»

Б. «Станционный смотритель»

В. «Метель»

Г. «Гробовщик»

Д. «Дубровский»


  • Соотнести названия литературных произведений А.С.Пушкина и главных героев этих произведений.

Троекуров «Капитанская дочка»

Герман «Дубровский»

Петр Гринев «Пиковая дама»

6. Определить, кому из героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» соответствуют приведенные характеристики и описания.

«Молодой повеса», «он умен и очень мил»,

«не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить» Татьяна

«Дака, печальна, молчалива», «ей рано нравились

романы» Дмитрий Ларин

«Крагла, красна лицом она» Онегин

«Его перо любовью дышит» Ленский

«Он был простой и добрый барин» Ольга


  1. Определить героев романа по кругу их чтения.

А. «При свечке Шиллера открыл», «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал»

Б. «Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита»

В. «Она любила Ричердсона,

Не потому, чтобы прочла,

Не потому, что Гардисона

Она Лавласу предпочла...»

Г. « В книгах не видал вреда,

Но, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой...»

Д. «Теперь... кумир или задумчивый Вампир

Или Мельмот, или Корсар, или таинственный Сбогар»

Онегин:________________________________________________________________

Д.Ларин:________________________________________________________________

Татьяна:_______________________________________________________________

Ленский:_______________________________________________________________

Мать Ольги и Татьяны:_________________________________________________


  • По речевой характеристике определить героев романа.

А. Обилие иностранных слов

Б. Национально-народная, задумчиво-непосредственная речь близка к фольклорно-просторечной, используются поэтические обороты

В. Перифразическая речь, возвышенно-торжественная, усложненная афористическими изъяснениями

Ленский:_______________________________________________________________

Онегин:________________________________________________________________

Татьяна:_______________________________________________________________


  1. Какой из приведенных фрагментов можно назвать лирическим отступлением?

А. Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы...

Б. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман...

В. Он весел был. Чрез две недели

Назначен был счастливый срок.

И тайна брачная постели

И сладостной любви венок

Его восторгов ожидали.

10. Подчеркнуть сравнения одной чертой, а эпитеты - пунктирной линией.

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца, как луна

В пустынях неба безмятежных,

Богиня тайн и вздохов нежных.

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туманну даль,

И романтические озы;

Он пел те дальные страны,

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

11. В.Г.Белинский назвал роман «Евгений Онегин» - «энциклопедией русской жизни». Жизнь каких слоев общества показана в романе?

А. Глухая помещичья провинция

Б. Крепостная деревня

В. Барская Москва

Г. Высший Петербургский свет

Д. Губернские города

Е. Все перечисленное

Критерии оценки

Задание№1 - 3 балла «5» - 49 - 40 баллов

Задание№2 - 3 балла

Задание№3 - 2 балла «4» - 39 - 33 баллов

Задание№4 - 2 балла

Задание№5 - 3 балла

Задание№6 - 5 баллов «3» - 32 - 26 баллов

Задание№7 - 15 баллов

Задание№8 - 6 баллов «2» - 25 - 0 баллов

Задание№9 - 3 балла

Задание№10 - 4 балла

Задание№11 - 3 балла

Контрольная работа по литературе (8 класс)

1 вариант

Подчеркните жанры древнерусской литературы: повесть, житие, сказание, частушка, наставление, стихотворение.

Крылов И.А.

Подчеркните художественный прием, который лежит в основе басни: метафора, аллегория, гипербола, эпитет.

Какие басни И.А. Крылова знаете? Перечислите

Пушкин А.С.

Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин?

Кому из друзей-лицеистов А.С.Пушкин посвящал стихи?

Лермонтов М.Ю.

Из скольких глав состоит поэма Лермонтова М.Ю. «Мцыри»?

Что такое Тарханы? Как это слово связано с жизнью Лермонтова М.Ю.?

Гоголь Н.В.

Из скольких действий состоит комедия «Ревизор»?

Укажите особенности комедии «Ревизор»?

Салтыков-Щедрин М.Е.

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин М.Е. в своих произведениях?

Как Салтыков-Щедрин М.Е. назвал народ, описанный в романе «История одного города»?

Кого высмеивает Салтыков-Щедрин М.Е. в романе «История одного города»?

Лесков Н.С.

Почему во многих произведениях Лесков Н.С. описывает криминальную сторону жизни?

Почему рассказ Лескова Н.С. назван «Старый гений»?

Какие проблемы поднимаются в рассказе Лескова Н.С. «Старый гений»?

Толстой Л.Н.

Какой основной художественный прием использован в рассказе «После бала»?

Какова историческая основа рассказа Толстого Л.Н. «После бала»?

Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает основную часть рассказа?

Соотнесите фамилию писателя с его произведением:

Пушкин А.С. «Бородино»

Фонвизин Д.И. «Левша»

Рылеев К.Ф. «Капитанская дочка»

Лесков Н.С. «Шинель»

Гоголь Н.В. «Смерть Ермака»

Лермонтов М.Ю. «Недоросль»

К какому литературному направлению (классицизм, реализм, романтизм) принадлежит творчество писателей:

Фонвизин Д.И. -

Пушкин А.С. -

Лермонтова М.Ю. -

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Варенька -

Швабрин -

Митрофан -

Германн -

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский -

Акакий Акакиевич Башмачкин -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Береги честь смолоду.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Гений лет не имеет - он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Указать, в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

Роняет лес багряный свой убор.

(А.С.Пушкин)

В глуши, во мраке заточения

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновения,

Без слез, без жизни, без любви.

(А.С.Пушкин)

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть;

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

(М.Ю.Лермонтов)

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерёв

Прозрачной зеленью листов.

(М.Ю.Лермонтов)

Контрольная работа по литературе (8 класс)

2 вариант

Что такое летопись?

Крылов И.А.

Какие басни И.А. Крылова знаете? Перечислите

Что такое мораль басни?

Пушкин А.С.

По чьему приказу был открыт Царскосельский лицей, в котором обучался А.С.Пушкин?

Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение»?

Лермонтов М.Ю.

Что такое Тарханы? Как это слово связано с жизнью Лермонтова М.Ю.?

Из скольких глав состоит поэма Лермонтова М.Ю. «Мцыри»?

Гоголь Н.В.

Кто подсказал Гоголю Н.В. сюжет комедии «Ревизор»?

Какова реакция зрителей и императора на постановку пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»?

Салтыков-Щедрин М.Е.

Как называется город, описанный в романе «История одного города»?

Кого высмеивает Салтыков-Щедрин М.Е. в романе «История одного города»?

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин М.Е. в своих произведениях?

Лесков Н.С.

В каких газетах печатался Лесков Н.С.?

Почему рассказ Лескова Н.С. назван «Старый гений»?

Какие проблемы поднимаются в рассказе Лескова Н.С. «Старый гений»?

Толстой Л.Н.

Какие произведения написал Толстой Л.Н.?

Укажите особенности рассказа Толстого Л.Н. «После бала».

Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает основную часть рассказа?

Соотнесите фамилию писателя с его произведением:

Фонвизин Д.И. «Обоз»

Рылеев К.Ф. «Левша»

Лесков Н.С. «Недоросль»

Крылов И.А. «Капитанская дочка»

Гоголь Н.В. «Смерть Ермака»

Пушкин А.С. «Шинель»


Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Лука Лукич Хлопов -

Акакий Акакиевич Башмачкин -

Варенька -

Петр Гринев -

Митрофан -

Германн -

Вор-новатор -

К какому литературному направлению (классицизм, реализм, романтизм) принадлежит творчество писателей:

Фонвизин Д.И. -

Пушкин А.С. -

Лермонтова М.Ю. -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Береги честь смолоду.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Гений лет не имеет - он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Указать, в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

В томлениях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

(А.С.Пушкин)

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ.

(М.Ю.Лермонтов)

………………….ветерок

Сырые шевельнул листы,

Дохнули сонные цветы.

(М.Ю.Лермонтов)

Роняет лес багряный свой убор.

(А.С.Пушкин)

Контрольная работа по литературе (8 класс)

2 вариант

Класс_______________ Фамилия уч-ся________________________

Что такое фольклор?

Подчеркните жанры древнерусской литературы: повесть, житие, сказание, частушка, наставление, стихотворение.

Что знаете о таком жанре как житие?

Что обозначают древнерусские слова?

Сеча -

Ланиты -

Гривна-

Распря -

Десница -

Кого высмеивает древнерусская повесть «Шемякин суд»?

Перечислите отрицательных героев произведения «Недоросль».

Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Обоз»?

Соотнесите фамилию писателя с его произведением:

1) Пушкин А.С. а) «Шинель»

2) Крылов И.А. б) «История одного города»

3) Салтыков-Щедрин М.Е. в) «Пиковая дама»

4) Гоголь Н.В. г) «Левша»

5) Фонвизин Д.И. д) «Квартет»

6) Лесков Н.С. е) «Недоросль»

Укажите жанры литературных произведений:

Н.В.Гоголь «Ревизор» -

С.Н.Лесков «Старый гений» -

И.А.Крылов «Слон и Моська» -

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» -

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Береги честь смолоду.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Гений лет не имеет - он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Перечислите положительных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка».

Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение»?

Кто подсказал Гоголю Н.В. сюжет комедии «Ревизор»?

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

-«Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно».

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не ходит».

-«Один из тех людей, которых называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».

-«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при этом проныра и плут».

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» говорит:

-«Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

-«Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

-«Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы».

-«Один раз меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьём».

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Простаковы -

Митрофанушка -

Савельич -

Маша Миронова-

Добчинский -

Акакий Акакиевич Башмачкин -

Вор-новатор -

Что обозначают литературоведческие термины?

Антитеза -

Аннотация -

Басня -

Гротеск -

Диалог -

Тема -

Композиция -

Летопись -

Олицетворение -

Псевдоним -

Хорей -

Контрольная работа по литературе (8 класс)

1 вариант

Класс_________ Фамилия уч-ся_____________________

Что такое устное народное творчество?

Произведения каких веков относятся к древнерусской литературе?

Подчеркните жанры древнерусской литературы: повесть, житие, сказание, частушка, наставление, стихотворение.

Что обозначают древнерусские слова?

Десница -

Перст -

Вирши -

Глагол -

Баталия -

О каком суде говорят «шемякин суд»?

Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Обоз»?

Перечислите положительных героев произведения «Недоросль».

Соотнесите фамилию писателя с его произведением:

1) Фонвизин Д.И а) «История одного города»

2) Пушкин А.С. б) «Стрекоза и Муравей»

3) Лесков Н.С. в) «Недоросль»

4) Крылов И.А. г) «Пиковая дама»

5) Гоголь Н.В. д) «Шинель»

6)Салтыков-Щедрин М.Е . е) «Левша»


Укажите жанры литературных произведений:

И.А.Крылов «Слон и Моська» -

Н.В.Гоголь «Ревизор» -

Н.С.Лесков «Старый гений» -

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» -

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

Гений лет не имеет - он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Береги честь смолоду.

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Перечислите отрицательных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка»

Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»?

Какова реакция зрителей и императора на постановку пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»?

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

-«Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не ходит».

-«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при этом проныра и плут».

-«Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно».

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» говорит:

-«Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

-«Ужасно как есть хочется! Немного прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит, - нет, не проходит. Если бы я в Пензе не покутил, осталось бы денег доехать домой».

-«Я с Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну, что, брат Пушкин?»

-«У нас больные, как мухи, выздоравливают».

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Вральман -

Петр Гринёв -

Вор-новатор -

Маша Миронова-

Швабрин -

Бобчинский-

Акакий Акакиевич Башмачкин -

Что обозначают литературоведческие термины?

Аллегория -

Афоризм -

Былина -

Гипербола -

Монолог -

Идея -

Летопись -

Метафора -

Сатира -

Эпиграф -

Ямб -

Контрольная работа по литературе (8 класс)

1 вариант

Класс_________ Фамилия уч-ся_____________________

Соотнесите фамилию писателя с его произведением:

1) Пушкин а) «Мцыри»

2) Фонвизин б) «Старый гений»

3) Толстой в) «Капитанская дочка»

4) Лесков г) «Шинель»

5) Гоголь . д) «После бала»

6) Лермонтов е) «Недоросль»

1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)-

К каким литературным направлениям (классицизм, романтизм, реализм) относятся произведения:

- «Недоросль» Фонвизина -

- «Мцыри» Лермонтова -

- «Капитанская дочка» Пушкина -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

Гений лет не имеет - он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Береги честь смолоду.

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Соотнесите фамилию писателя с его именем:

1) Фонвизин а) Николай Васильевич

2) Пушкин б) Денис Иванович

3)Лермонтов в) Лев Николаевич

4) Крылов г) Александр Сергеевич

5) Гоголь д) Михаил Евграфович

6)Салтыков-Щедрин е) Иван Андреевич

7)Толстой ж) Михаил Юрьевич

1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)- 7)-

Как оценили зрители пьесу «Недоросль», поставленную в 1782 году на сцене петербургского театра?

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Лука Лукич Хлопов -

Акакий Акакиевич Башмачкин -

Варенька -

Петр Гринев -

Вральман-

Германн -

Вор-новатор -

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин в своих произведениях?

Контрольная работа по литературе (8 класс)

2 вариант

Класс_________ Фамилия уч-ся_____________________

Соотнесите фамилию писателя с его именем:

1) Фонвизин а) Николай Васильевич

2) Пушкин б) Денис Иванович

3)Лермонтов в) Лев Николаевич

4) Крылов г) Александр Сергеевич

5) Гоголь д) Михаил Евграфович

6)Салтыков-Щедрин е) Иван Андреевич

7)Толстой ж) Михаил Юрьевич

1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)- 7)-

Как оценил царь Николай 1 пьесу «Ревизор», поставленную в 1836 году на сцене петербургского театра?

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин М.Е. в своих произведениях?

Соотнесите фамилию писателя с его произведением:

1)Гоголь а) «Шинель»

2) Лермонтов б) «Старый гений»

3) Толстой в) «Капитанская дочка»

4) Лесков г) «Недоросль»

5) Пушкин . д) «После бала»

6) Фонвизин е) «Мцыри»

1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)-

К каким литературным направлениям (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) относятся произведения:

- «Недоросль» Фонвизина -

- «Мцыри» Лермонтова -

- «Капитанская дочка» Пушкина

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Иван Александрович Хлестаков -

Швабрин-

Митрофан -

Германн -

Вор-новатор -

Варенька -

Акакий Акакиевич Башмачкин -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

Гений лет не имеет - он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Береги честь смолоду.

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Контрольная работа по литературе (8 класс)

1 вариант Фамилия уч-ся_____________________

1.Соотнесите фамилию писателя с его именем:

1) Булгаков а) Антон Павлович

2) Салтыков-Щедрин б) Михаил Александрович

3) Бунин в) Лев Николаевич

4) Крылов г) Николай Васильевич

5) Гоголь д) Михаил Евграфович

6) Блок е) Иван Андреевич

7) Толстой ж) Иван Алексеевич

8) Чехов з) Александр Александрович

1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)- 7)- 8)-

2.Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

1) Полиграф Полиграфович Шариков -

2) Настенька-

3) Борменталь -

4) Алёхин -

5) Глуповцы - 6)

6) Николай Евграфович Алмазов -

7) Амос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин -

3. Соотнесите фамилию писателя с его произведением:

1) Булгаков а) «Мцыри»

2) Бунин б) «Старый гений»

3) Толстой в) «Кавказ»

4) Лесков г) «Собачье сердце»

5) Куприн д) «После бала»

6) Лермонтов е) «Куст сирени»

1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)-

4. К каким литературным направлениям (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) относятся произведения:

- «Мцыри» Лермонтова -

- «Бедная Лиза» Карамзина -

- «Капитанская дочка» Пушкина -

- «Недоросль» Фонвизина -

5. Кому из писателей присуждена Нобелевская премия?

6. Какой символ использует Блок при описании Родины?

7.Что обозначают литературоведческие термины?

Аллегория -

Сатира -

Гипербола -

Инверсия -

8.Указать (подчеркнуть или обвести), в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей. (А.С.Пушкин)

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега. (А.А.Блок)

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла. (А.А..Блок)

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век! (А.А.Блок)

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится. (А.С.Пушкин)

Контрольная работа по литературе (8 класс)

2 вариант Фамилия уч-ся_____________________

1.Соотнесите фамилию писателя с его именем:

1) Гоголь а) Михаил Евграфович

2) Блок б) Михаил Александрович

3)Куприн в) Иван Андреевич

4) Крылов г) Антон Павлович

5) Булгаков д) Александр Александрович

6) Салтыков-Щедрин е) Лев Николаевич

7) Толстой ж) Александр Иванович

8) Чехов з) Николай Васильевич

1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)- 7)- 8)-

2. Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

1) Головотяпы-

2) Варенька -

3) Николай Евграфович Алмазов -

4) Иван Александрович Хлестаков -

5) Филипп Филиппович Преображенский -

6) Акакий Акакиевич Башмачкин -

3.Соотнесите фамилию писателя с его произведением:

1)Бунин а) «Мцыри»

2) Куприн б) «Старый гений»

3) Толстой в) «Кавказ»

4) Лесков г) «Собачье сердце»

5) Булгаков . д) «После бала»

6) Лермонтов е) «Белые ночи»

7) Достоевский е) «Куст сирени»

1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)- 7)-

4. К каким литературным направлениям (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) относятся произведения:

- «Недоросль» Фонвизина -

- «Бедная Лиза» Карамзина -

- «Мцыри» Лермонтова -

- «Капитанская дочка» Пушкина -

5.Кто из писателей получил медицинское образование?

6. Почему Блок свои стихи «На поле Куликовом» назвал циклом?

7. Что обозначают литературоведческие термины?

Антитеза -

Гротеск -

Деталь -

Интерпретация -

8.Указать (подчеркнуть или обвести), в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны. (А.Н.Майков)

Журавль у ветхого колодца,

За ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска. (А.А.Ахматова)

Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увядания золотом охваченный,

Я не буду больше молодым. (С.А.Есенин)

Под нами грохотом чугунным

Мосты мгновенные гремят. (А.А.Фет)




© 2010-2022