Исследовательская работа на уроках литературы (Тема Родины в творчестве А. Блока)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема Родины в творчестве А.Блока

(Исследовательская работа на уроках литературы )

ЦЕЛИ:

  • показать значение образа России в творчестве Блока;

  • провести исследовательскую работу ( анализ стихотворения "Русь" и «Россия»);

  • показать особенности лексики данных стихотворений;

  • развивать речевую компетенцию учащихся;

  • воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. Блока, презентация к уроку, тексты стихотворений А. Блока

ХОД УРОКА

"Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…"

А. Блок)

I. Организационный момент

Проверка д/з( страшный мир в творчестве А.Блока)

II. Сообщение темы и цели

Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: " А. Блок отпел (см.страшный мир) или воспел Россию?"

Отсюда вытекает тема урока - "Тема Родины в творчестве А. Блока".

III. Повторение ранее изученного

а) словарная работа

Объясните значение слов : отпел - воспел.

Отпеть-совершить отпевание ( см.отпевание- христианский погребальный обряд-чтение молитв и пение над телом умершего. Воспеть- прославить. восхвалить (словарь С.И.Ожегова)

IV. Изучение нового материала С 1911-12г поэзия Блока существует в читательском сознании как единая лирическая трилогия - уникальный роман в стихах, повествующий о духовном пути поэта. Блок назвал своё творчество процессом "вочеловечивания" и поделил его на три этапа": теза" - первое поклонение идеалу, "антитеза" - связанное с утратой идеала. На третьем этапе происходит "синтез"- обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

Обратимся к эпиграфу урока: "Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…" А. Блок

Как вы понимаете слова поэта?

А) Исследовательская работа.

Предлагаю побыть в роли исследователей и сравнить казалось бы несовместимое: картины Б. Врубеля и стихотворение А. Блока, ответить на вопрос: в чем их сходство?

Работа по группам:

1.Чтение и анализ стихотворения "Русь" (запись)

3.) К 1908г относится стихотворение "Россия", (запись) которое перекликается со стихотворением "Русь"

-Какой рисует Родину Блок?

Составление схемы

Познакомившись со многими стихами А. Блока, подведем итог нашему исследованию и составим схему слов, которыми поэт характеризует Родину:

"Это всё о России …"

1. "Живая душа" ("Русь")

3. Гоголевская "птица - трока" ("Россия")

4. Дорога ("Россия)

V. Подведение итогов урока, оценки

"Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… - Что же такое родина для поэта?

Составление синквейна

План синквейна

  • 1 строка - 1 имя существительное

  • 2 строка - 2 имени прилагательных

  • 3 строки - 3 глагола

  • 4 строка - высказывание

  • 5 строка - синоним 1-го имени существительного

Россия
Нищая, живая
Встречала, вдохновляла, открывала
"Живую душу укачала"

Русь

Родина
Невеста и жена
Предвещает, утешает, радует
"Это всё - о России"
Птица - тройка


- Вернемся к вопросу, поставленному перед нами в начале урока : А. Блок отпел или воспел Россию? (учащихся обосновывают свои ответы)

VI. Домашние задание

На следующем уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока "Двенадцать", написав которую поэт воскликнул: "Сегодня я - гений!"

Прочитать поэму, отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл.



© 2010-2022