- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Лингвистический КВН Причастие
Урок Лингвистический КВН Причастие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сабинина И.А. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сабинина Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5 г. Ноябрьск
Лингвистический КВН 7 класс
Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех присутствующих на нашем мероприятии-конкурсе, который проходит в рамках школьной недели русского языка и литературы. Сегодня мы проводим лингвистический КВН.
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты.
Удачи всем! Вперёд, ребята!
Мы начинаем КВН!
Звучит музыка: «КВН»
Ведущие:
-
Здравствуйте! Очень приятно видеть участников нашего мероприятия!
Позвольте сказать, что КВН отменяется, т.к. команды слишком готовы к состязанию, мы решили не испытывать их в борьбе, а просто объявить ничью. Спасибо за внимание.
-
Это была первая шутка. Все остальные шутки принадлежат командам, которые с нетерпением ждут своего часа.
В конкурсе участвуют 2 команды 7в класса! Встречаем их! - команды встают и приветствуют собравшихся.
-
Вот мы с вами собрались, чтобы посмеяться, поболеть, просто отдохнуть. Но есть люди, которые пришли сюда работать. Да уж, и вечный бой, покой им только снится. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставление оценки. Конечно же, речь идёт о нашем уважаемом жюри.
- все приветствуют членов жюри
- объявляется состав жюри
2. Итак, команды готовы?
Представление команд, конкурс первый (визитная карточка)
В нем команды должны представить следующее:
• свое название;
• девиз;
• эмблему команды и
• приветствие учителю;
• приветствие жюри;
• приветствие соперникам;
• приветствие болельщикам.
1. Мы команда «Знатоки»,
Быть в хвосте нам не с руки.
Мы должны дружнее быть,
Чтоб в КВНе победить!
2. У «Лингвистов» нет проблем,
Пусть начнётся КВН,
И мы сможем доказать,
Что нас трудно обыграть!
3. Мы - «Академики»,
А значит - умны.
Не верите? Проверьте!
Первыми будем мы!
-
А давай наш разговор мы начнём с притчи: -
-
Да, а почему с притчи? Мы ведь говорим о причастии?
2. А на этот вопрос мы ответим в конце нашего мероприятия
1. Тема нашего конкурса - «Причастие». Для тех, кто не знает, что такое причастие, скажу, что это…
-
Во - первых, причастие … знаете ли, давайте отложим КВН, и я прочту вам замечательную лекцию о причастии. Итак…
2.- поспешно перебивает - В общем, причастие - это причастие…
Итак, «Поговорим о причастии». Что считают причастием команды, мы сейчас узнаем. Конкурс - домашнее задание - сказка о причастии. Первой выступает команда___________________________________________________________.
Выступление команды ________________________________________________________
Максимальная оценка - 5 баллов.
-
Так как виновником торжества у нас является причастие, мы решили, что оно должно получить подарки - команды подарят подарки _______________ от прилагательного, ______________________ от глагола
-
Следующий - выездной конкурс - от команд - по 2 участника - художник и знаток русского языка (на доске - рисунок - глагол, прилагательное, причастие).
-
Жюри просим оценить 3 предыдущих конкурса
-
Проводится игра с болельщиками:
А).Как правильно сказать:
-у рыб нет зуб?
-у рыбов нет зубов?
-у рыбей нет зубей?
Или как-то по-другому? Назовите свой вариант.
Б). Можно ли с большой буквы писать существительные: серёжка, орёл, белка, стрелка, минутка? - пояснить
Жюри - итоги 3-х конкурсов
Заканчивается выездной конкурс - подарки причастию. Глагол - возвратность, вид, время, в предложении - сказуемое; прилагательное - вопросы, род, число, падеж, полная и краткая (у страдательных причастий) формы, в предложении - определение и сказуемое.
-
Следующий конкурс для команд - «Блиц - турнир» (за 1 минуту - ответить на большую часть вопросов):
Команда______________________________
-свойства каких частей речи есть у причастия;
-начальная форма причастия;
-суффиксы действительных причастий настоящего времени;
-что отличает краткое прилагательное от краткого причастия;
-причастный оборот -это…;
-суффиксы страдательных причастий прошедшего времени;
-сколько Н в кратких причастиях?
Команда______________________________
-НЕ с причастиями пишется раздельно, когда есть…;
- в предложении причастный оборот является…;
-причастный оборот выделяется запятыми, если стоит…;
-причастие отвечает на вопросы…;
-причастие не имеет…;
-о или ё - после шипящих в причастиях;
-суффиксы действительных причастий прошедшего времени.
2. Конкурс капитанов
А) - кто больше придумает причастий к слову ученик;
Б) - отгадать, о какой части речи говорится в предложенных текстах:
Загадки про части речи
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про...
(Глагол.)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)
Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.
Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.
Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.
И КРАСИВ кленовый лист.
КАКОВО моё оконце?
ШИРОКО, в нём видно солнце!
Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,
Ночью мышкам не ВИДНЫ.
Все подобные слова -
Форма прилагательных.
Нам КАКОВ и КАКОВА -
Скажут обязательно!
(Краткие прилагательные.)
Мы войдём в лесную чащу -
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие.)
Мама - Прилагательное,
Папа - сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт,
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь -
Будешь молодец!
(Причастие.)
В) Изобразить пантомимой: обречённый на большой успех; плывущий на волнах знаний.
(если сам капитан - 2 балла, помощь команды - 1 балл)
Г) Составить предложение, в котором все слова начинались бы на П или М
Например, П: «Павел Петрович привез потрясающего попугая Петьку. Петька пожелал полакомиться пломбиром папы. Папа присел, погладил Петьку, посмеялся. Покуривая, Павел Петрович поглаживал попугая: «Прощай, Петька!»
Или М: «Машина мчалась мимо метро. Мама медлила. Малолетний Миша мимоходом мял мамино манто. Милиционер махал маме».
Жюри предлагается подвести итоги 2 конкурсов
Следующий конкурс - часть команды - Тест, другие - «Портрет причастия»
Итоги «Блиц - турнира», конкурса капитанов, конкурс газет.
Кто больше назовёт пословиц о языке, речи, загадки по русскому языку.
Объявление итогов конкурсов.
Сдаются тесты и «портреты» причастий.
Оцениваются.
В это время: команды составляют по слову ПРОСТОКВАША - за 3 минуты - как можно больше слов (по 0,5 балла за слово)
Игра с болельщиками:
Ведущий называет существительные мужского и женского рода, а игроки находят для них пары:
бобер - бобриха: медведь - медведица; слон - слониха; ехидна - ехидна; кот - кошка жираф - жирафа; осел - ослица, оса- оса; стрекоза - стрекоза; ворона - ворон; корова - бык; волк - волчица; муха - муха; курица - петух; обезьяна - обезьяна; баран - овца
Учитель.
Закончен КВН…
Пришла пора итоги подвести:
Все баллы подсчитать
И лидеров назвать.
Слово жюри
Подведение итогов. Награждение победителей.
Начали мероприятие с притчи. О чём нам говорит она?
- Не все, возможно, сегодня получилось. Но, как и в любом соревновании, у нас есть победители. Они и получают нашу «Мудрую сову». А побеждённых у нас нет: все мы стремимся лучше знать русский язык, а это уже шаг к победе.
Наше путешествие в интересный мир русского языка сегодня закончилось, но мы только в начале пути, и нас еще ждут новые открытия!
Затем заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение узбекского поэта Сабира Абдуллы:
Выучи русский язык
1-й Если ты хочешь судьбу переспорить,
2-й Если ты ищешь отрады цветник,
3-й чтец Если нуждаешься в твёрдой опоре -
Все Выучи русский язык!
1-й Он твой наставник великий, могучий,
2-й Он переводчик, он проводник.
3-й Если штурмуешь познания кручи-
Все Выучи русский язык!
1-й Горького зоркость, бескрайность Толстого,
2-й Пушкинской лирики чистый родник-
3-й Блещут зеркальностью русского слова.
Все: Выучи русский язык!