Урок Лингвистический КВН Причастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Лингвистический КВН ПричастиеСабинина Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 г. Ноябрьск

Лингвистический КВН 7 класс

Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех присутствующих на нашем мероприятии-конкурсе, который проходит в рамках школьной недели русского языка и литературы. Сегодня мы проводим лингвистический КВН.

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

Мы начинаем КВН!

Звучит музыка: «КВН»

Ведущие:

  1. Здравствуйте! Очень приятно видеть участников нашего мероприятия!

Позвольте сказать, что КВН отменяется, т.к. команды слишком готовы к состязанию, мы решили не испытывать их в борьбе, а просто объявить ничью. Спасибо за внимание.

  1. Это была первая шутка. Все остальные шутки принадлежат командам, которые с нетерпением ждут своего часа.

В конкурсе участвуют 2 команды 7в класса! Встречаем их! - команды встают и приветствуют собравшихся.

  1. Вот мы с вами собрались, чтобы посмеяться, поболеть, просто отдохнуть. Но есть люди, которые пришли сюда работать. Да уж, и вечный бой, покой им только снится. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставление оценки. Конечно же, речь идёт о нашем уважаемом жюри.

- все приветствуют членов жюри

- объявляется состав жюри

2. Итак, команды готовы?

Представление команд, конкурс первый (визитная карточка)

В нем команды должны представить следующее:

• свое название;

• девиз;

• эмблему команды и

• приветствие учителю;

• приветствие жюри;

• приветствие соперникам;

• приветствие болельщикам.

1. Мы команда «Знатоки»,

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтоб в КВНе победить!

2. У «Лингвистов» нет проблем,

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть!

3. Мы - «Академики»,

А значит - умны.

Не верите? Проверьте!

Первыми будем мы!



  1. А давай наш разговор мы начнём с притчи: -



  1. Да, а почему с притчи? Мы ведь говорим о причастии?

2. А на этот вопрос мы ответим в конце нашего мероприятия

1. Тема нашего конкурса - «Причастие». Для тех, кто не знает, что такое причастие, скажу, что это…

  1. Во - первых, причастие … знаете ли, давайте отложим КВН, и я прочту вам замечательную лекцию о причастии. Итак…

2.- поспешно перебивает - В общем, причастие - это причастие…

Итак, «Поговорим о причастии». Что считают причастием команды, мы сейчас узнаем. Конкурс - домашнее задание - сказка о причастии. Первой выступает команда___________________________________________________________.

Выступление команды ________________________________________________________

Максимальная оценка - 5 баллов.

  1. Так как виновником торжества у нас является причастие, мы решили, что оно должно получить подарки - команды подарят подарки _______________ от прилагательного, ______________________ от глагола

  2. Следующий - выездной конкурс - от команд - по 2 участника - художник и знаток русского языка (на доске - рисунок - глагол, прилагательное, причастие).

  1. Жюри просим оценить 3 предыдущих конкурса

  2. Проводится игра с болельщиками:

А).Как правильно сказать:

-у рыб нет зуб?

-у рыбов нет зубов?

-у рыбей нет зубей?

Или как-то по-другому? Назовите свой вариант.

Б). Можно ли с большой буквы писать существительные: серёжка, орёл, белка, стрелка, минутка? - пояснить

Жюри - итоги 3-х конкурсов

Заканчивается выездной конкурс - подарки причастию. Глагол - возвратность, вид, время, в предложении - сказуемое; прилагательное - вопросы, род, число, падеж, полная и краткая (у страдательных причастий) формы, в предложении - определение и сказуемое.

  1. Следующий конкурс для команд - «Блиц - турнир» (за 1 минуту - ответить на большую часть вопросов):

Команда______________________________

-свойства каких частей речи есть у причастия;

-начальная форма причастия;

-суффиксы действительных причастий настоящего времени;

-что отличает краткое прилагательное от краткого причастия;

-причастный оборот -это…;

-суффиксы страдательных причастий прошедшего времени;

-сколько Н в кратких причастиях?

Команда______________________________

-НЕ с причастиями пишется раздельно, когда есть…;

- в предложении причастный оборот является…;

-причастный оборот выделяется запятыми, если стоит…;

-причастие отвечает на вопросы…;

-причастие не имеет…;

-о или ё - после шипящих в причастиях;

-суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

2. Конкурс капитанов

А) - кто больше придумает причастий к слову ученик;

Б) - отгадать, о какой части речи говорится в предложенных текстах:

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про...

(Глагол.)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.

Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.

Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.

И КРАСИВ кленовый лист.

КАКОВО моё оконце?

ШИРОКО, в нём видно солнце!

Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,

Ночью мышкам не ВИДНЫ.

Все подобные слова -

Форма прилагательных.

Нам КАКОВ и КАКОВА -

Скажут обязательно!

(Краткие прилагательные.)

Мы войдём в лесную чащу -

Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.

Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,

Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.

Там ПОЮЩИЙ соловей

И ПОЛЗУЩИЙ муравей.

В этих строчках, я замечу,

Есть особая часть речи.

(Причастие.)

Мама - Прилагательное,

Папа - сам Глагол,

Их сыночек родненький

В них двоих пошёл.

Мамины вопросики

Сынок всем задаёт,

Признаки по действию

Предметам раздаёт.

Этому ребёнку

С рожденья повезло:

Как мама, он имеет

Род, падеж, число.

Время он имеет,

Как родной отец,

Имя отгадаешь -

Будешь молодец!

(Причастие.)

В) Изобразить пантомимой: обречённый на большой успех; плывущий на волнах знаний.

(если сам капитан - 2 балла, помощь команды - 1 балл)

Г) Составить предложение, в котором все слова начинались бы на П или М

Например, П: «Павел Петрович привез потрясающего попугая Петьку. Петька пожелал полакомиться пломбиром папы. Папа присел, погладил Петьку, посмеялся. Покуривая, Павел Петрович поглаживал попугая: «Прощай, Петька!»

Или М: «Машина мчалась мимо метро. Мама медлила. Малолетний Миша мимоходом мял мамино манто. Милиционер махал маме».

Жюри предлагается подвести итоги 2 конкурсов

Следующий конкурс - часть команды - Тест, другие - «Портрет причастия»

Итоги «Блиц - турнира», конкурса капитанов, конкурс газет.

Кто больше назовёт пословиц о языке, речи, загадки по русскому языку.

Объявление итогов конкурсов.

Сдаются тесты и «портреты» причастий.

Оцениваются.

В это время: команды составляют по слову ПРОСТОКВАША - за 3 минуты - как можно больше слов (по 0,5 балла за слово)

Игра с болельщиками:

Ведущий называет существительные мужского и женского рода, а игроки находят для них пары:

бобер - бобриха: медведь - медведица; слон - слониха; ехидна - ехидна; кот - кошка жираф - жирафа; осел - ослица, оса- оса; стрекоза - стрекоза; ворона - ворон; корова - бык; волк - волчица; муха - муха; курица - петух; обезьяна - обезьяна; баран - овца

Учитель.

Закончен КВН…

Пришла пора итоги подвести:

Все баллы подсчитать

И лидеров назвать.

Слово жюри

Подведение итогов. Награждение победителей.

Начали мероприятие с притчи. О чём нам говорит она?

- Не все, возможно, сегодня получилось. Но, как и в любом соревновании, у нас есть победители. Они и получают нашу «Мудрую сову». А побеждённых у нас нет: все мы стремимся лучше знать русский язык, а это уже шаг к победе.

Наше путешествие в интересный мир русского языка сегодня закончилось, но мы только в начале пути, и нас еще ждут новые открытия!

Затем заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение узбекского поэта Сабира Абдуллы:

Выучи русский язык

1-й Если ты хочешь судьбу переспорить,

2-й Если ты ищешь отрады цветник,

3-й чтец Если нуждаешься в твёрдой опоре -

Все Выучи русский язык!

1-й Он твой наставник великий, могучий,

2-й Он переводчик, он проводник.

3-й Если штурмуешь познания кручи-

Все Выучи русский язык!

1-й Горького зоркость, бескрайность Толстого,

2-й Пушкинской лирики чистый родник-

3-й Блещут зеркальностью русского слова.

Все: Выучи русский язык!



© 2010-2022