Факультатив по русскому языку для 11 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ урока

Раздел программы

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Межпредметные связи, вид контроля

Дата по факту

Дата по плану


Речевой этикет в письменном общении (2ч.)






1


1. Речевой этикет как правила речевого поведения.

Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.д.в письменной речи.

Орфографическая работа Литература Организация совместной учебной деятельности



2


2. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

Из истории эпистолярного жанра а России. Зачины и концовки современных писем, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Организация совместной учебной деятельности




Пунктуация (32ч.)






3

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3ч).








4


1.Принципы русской пунктуации. Основное назначение пунктуации-расчленять письменную речь для облегчения понимания.

Знать: принцип русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация.

Словарный диктант тестирование Подготовка к ЕГЭ.




5


2.Основные функции пунктуационных знаков.

Разделы русской пунктуации

Разделительные, выделительный знаки препинания, знаки завершения.

Работа с текстом Литература Подготовка к ЕГЭ. Организация совместной учебной деятельности







Знаки препинания внутри и в конце предложения, между частями предложения.






6

Знаки препинания в конце предложения (1ч).

  1. Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения, его границы. Предложение и его основные признаки.

Границы предложения, отражение на письме, знаки препинания с учётом интонации и цели высказывания. Повторение не-ни с местоимениями.

Орфографический диктант Комментированное письмо



7

Знаки препинания внутри простого предложения (13).

1.Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении;

Интонационные тире в простом предложении; интонационные особенности этих предложений. Правописание отрицательных и неопределённых местоимений.

Работа с текстом Литература Самостоятельная работа Комментированное письмо



8


2.Знаки препинания внутри простого предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Отработка навыков постановки тире.

Словарный диктант тестирование Подготовка к ЕГЭ.



9


3.Знаки препинания между членами предложения.

-нн- и -н- в именах прилагательных. Тесты.

Русский язык



10


Знаки препинания между однородными членами предложения.

-нн- и -н- в причастиях.

Орфографический диктант Проверочная работа



11


4.Однородные неоднородные определения.

Различение однородных и неоднородных определений, правописание прилагательных.

Русский язык



12


5.Знаки препинания с обособленными членами.

Правописание причастий: их суффиксов и окончаний.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с учебником






13


6.Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные.

Различение однородных и неоднородных определений, знаки препинания при них.

Предупредительный диктант Работа с учебником , беседа



14


7.Обособление приложений.

Знаки препинания при приложениях: запятая, кавычки, скобки.

Письмо по памяти Проверочная работа Комментированное письмо




15


8.Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Правописание суффиксов деепричастий; правописание частицы не с деепричастиями.

Орфографический диктант Подготовка к ЕГЭ.




16


9.Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Типичные суффиксы глаголов.

Словарный диктант тестирование Подготовка к ЕГЭ.








17


10.Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.

Уметь опознавать синтаксические конструкции с как, правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом, использовать сравнительный оборот в текстах.

Подготовка к ЕГЭ. Комментированное письмо




18


11.Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

Уметь употреблять в речи вводные слова с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств.

Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания.










19


12.Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно- восклицательных слов.

Использование междометий в речи; знать условия дефисного написания междометий, уметь выделять интонационно и пунктуационно.

Самостоятельная работа Подготовка к ЕГЭ.



20


13.Контрольная работа(тест)

Тесты часть В

Тестирование




Знаки препинания между частями сложного предложения (8ч.).






21


1.Виды сложных предложений.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Авторские знаки препинания. Тест часть В.

Русский язык



22


2.Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять, расставлять знаки препинания.

Предупредительный диктант Работа с учебником , беседа



23


3.Интонационные и смысловые особенности предложений.

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП; расставлять знаки препинания; выделять в речи.

Литература- отрывки из произведений Объяснительный диктант



24


4.Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания.

Комментированное письмо




25


5.Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении

Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. Составление предложений по схемам.

Предупредительный диктант тестирование



26


6.Грамматико-интонационный анализ предложений.

Уметь делать интонационный анализ предложений. Работа с тестами

Орфографический диктант Подготовка к ЕГЭ.




27


7. Знаки препинания при сочетании союзов.

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания.



28


8.Сочетание знаков препинания.

Работа с БСП; С предложениями с разными видами связи.

Литература- отрывки из произведений Объяснительный диктант




Знаки препинания при передаче чужой речи (3ч).



Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания.



29


1.Прямая и косвенная речь.

Знать основные способы передачи чужой речи, замену прямой речи косвенной, расставлять знаки препинания при прямой речи.

Литература- отрывки из произведений Объяснительный диктант



30


2Оформление на письме прямой речи и диалога.

Знать правила оформления диалогов, составление текста с диалогом




31


3Разные способы оформления на письме цитат.

Отработка правила оформления цитат на письме; употребления в устной и письменной речи.

Самостоятельная работа Подготовка к ЕГЭ.




Знаки препинания в связном тексте (2ч.)






32


1.Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью.

Знать виды текстов по цели высказывания; работа по определению видов и типов текста.

Самостоятельная работа Подготовка к ЕГЭ.



33


  1. Абзац как пунктуационный знак.

Работа с текстом, выделение абзацев на практике.

Литература- отрывки из произведений Объяснительный диктант



34

Резерв.






Пояснительная записка.

Рабочая программа по факультативу по русскому языку для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования (пр. МО РФ от 05.03.2004 № 1089), Федеральный закон об образовании (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ст. 48), регионального учебного плана для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (расп. МО Иркутской области № 920 - мр от 12.08.2011 г.), распоряжения МО Иркутской области № 471 - мр от 13.05.2013 г. «О продлении срока действия регионального учебного плана ОУ Иркутской области», Основной образовательной программы (для начальных классов НОО, для основной ступени ООО) МКОУ СОШ № 17, с учетом программ общеобразовательных школ.

Основная цель курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения, а также специфическим элементам речевого общения, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.

Во вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека узнать рождение слова, понять его истоки. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и пунктуации, формировние умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, взаимосвязь различных элементов.

Задачи:

-- активизировать внимание обучающихся на трудных случаях русской пунктуации;

--закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при создании собственных текстов;

-- умение создавать тексты различных стилей и жанров(отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);

--свободно и правильно излагать свои мысли в устной письменной форме соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

--научить соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка ( произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать внеязыковые средства общения;

--обучать учащихся осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить речевые ошивки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

2.Содержание обучения: требования полностью совпадают программе по русскому языку

для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Элективные курсы С.И.Львова -М.: Мнемозина, 2009г.

умения и навыки:

  • умение обосновать орфограмму определенным принципом русской орфографии;

  • умение подобрать фактический материал, позволяющий установить (доказать) применение определенного принципа орфографии;

  • умение обосновать пунктограмму определенным принципом русской пунктуации, учитывая синтаксическую структуру как отдельного предложения, так и связного текста в целом;

  • автоматический навык грамотного письма при создании собственного текста.

Все предлагаемые виды работ должны по возможности обращать внимание обучающихся на необходимость воспитания чувств языка и интуиции.

В целом курс направлен на анализ трудностей и тонкостей русской орфографии и пунктуации.

Практические занятия факультатива предполагают следующие виды работ:

  • самостоятельную работу обучающихся с текстами художественного и публицистического стилей;

  • написание диктантов и контрольных работ;

  • тестирование по материалам ЕГЭ прошлых лет;

  • творческую работу - создание текстов публицистического стиля (практикум журналиста);

  • орфографический и пунктуационный анализ текста (литературное редактирование) с обоснованием сделанных исправлений (указание орфограммы и пунктограммы).



© 2010-2022