Урок развития речи в 5 классе

Выбранные технологии активизируют самостоятельную, творческую деятельность учащихся, усиливают интерес к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка – восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.  Компьютерная поддержка уроков русского языка создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, создаёт реальные предпосылки для повышения качества образования ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Осенний пейзаж (подготовка к сочинению-описанию осенней природы)

6 класс

Выбранные технологии активизируют самостоятельную, творческую деятельность учащихся, усиливают интерес к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка - восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.

Компьютерная поддержка уроков русского языка создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, создаёт реальные предпосылки для повышения качества образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.

Презентация (Приложение 1), созданная по теме урока, актуализирует знания учащихся, способствует конкретизации и визуализации предмета речи, направляет учащихся на диалоговое общение с текстом, предоставляет опорный материал для работы на уроке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звукозапись стихотворения на фоне постепенной смены фотографий осенней природы. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…,

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

- Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я начала стихотворением

Ф. Тютчева. О чем оно?

- Как вы думаете, почему именно с этого стихотворения я начала урок? о чем будем говорить на уроке?

2. Тема урока

- Действительно, сегодня мы окунемся в красоту, сказочность, неповторимость осенней природы, и тема нашего урока - осенний пейзаж (запись числа и темы урока в тетрадь).

- Что же такое «пейзаж»?

Учитель: Есть время года, которое привлекает почти всех своей таинственностью, непохожестью. Это осень. О ней слагают песни, о ней пишут стихи и музыку.

Мы с вами говорили об этом времени года на предыдущих уроках, и сегодня у вас на столах лежат творческие работы, в которых вы написали любимые стихотворения, нарисовали рисунки, нашли пословицы и загадки об этом времени года, но, чтобы наша книга была закончена, нужно подвести итог всей проделанной работе. И мне бы хотелось, чтобы вы выразили свои мысли, чувства, ощущения, которые возникают у вас осенью.

- Как же нам это сделать? (Написать в сочинении)

- Каковы же цели нашего урока? (Чтобы описание осенней природы было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал)

Эпиграф

- Начать бы мне хотелось со слов К. Паустовского: «…Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые слова действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать»

- Как вы понимаете эти слова? (писать нужно так, чтобы читающий увидел, услышал и почувствовал все то, что в этот момент видел, слышал и чувствовал автор)

- Кто будет являться писателем в нашем случае? (сами учащиеся)

3. Изучение нового материала (собирание материалов к сочинению)

Фотография осенней природы

Учитель: У каждого человека своя осень. Одни любят осень со спокойным тихим дождем, туманами по утрам. Другие - золотую, когда все разноцветье переливается в лучах яркого солнца. Во все времена природа привлекала к себе внимание человека, ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

Живопись

- Давайте и мы отправимся в путешествие в осень.

Звукозапись крика журавлей (тихо), на фоне постепенной смены фотографий осенней природы ученик читает стихотворение наизусть

Осень - это миг уходящего лета

Это зимы грядущей рассветы.

Осень яркая, заманчивая,

Бывает грустная, обманчивая,

Золотом с берез осыпающая.

Осень - прощальный крик журавля

И в даль манящая неба синева.

Волшебница осень к нам в гости пришла

Чудесные краски она принесла.

Лишь только взмахнула невидимой кистью,

И вдруг разноцветными стали все листья.

Художники пишут осенний пейзаж

И всех приглашают на вернисаж.

- Почему осень названа волшебницей и о каких кистях и красках идет речь?

- Что такое пейзаж? Вернисаж?

- Давайте и мы с вами отправимся на осенний вернисаж и вспомним моменты уходящей осени.

На фоне музыки репродукции картин художников: Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Ю. Обуховский «Октябрь», «Поздняя осень».

.

- Нравятся ли картины, чем они притягивают нас?

- Что чувствуете, глядя на картины?

- С помощью чего художник сумел передать свое настроение?

- Почему осень называют золотой?

Учащиеся представляют свои рисунки, рассказывая о своих мыслях и чувствах,владевщих ими во время создания этих рисунков

Поэзия

- Глядя на такую красоту невозможно сдержать свои чувства. Вот поэтому настроение природы передают в своих стихотворениях поэты. Великолепно передал осеннюю красоту природы И. Бунин в своем стихотворении «Лес, точно терем расписной…» (читает учитель)

Лес, точно терем расписной-

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

- Какое настроение вызывает у поэта осень?

- Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?

- Какие слова помогают описать так ярко, образно осенний лес поэту?

- Какие краски увидел поэт, описывая лес?

- С чем сравнивает лес И. Бунин?

Репродукции картин Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Ю. Обуховский «Октябрь», Ю. Обуховский «Поздняя осень».

- Как вы думаете, к какой картине это стихотворение можно отнести?

Работа с синонимами

- Приведите синонимы к словам: лиловый, золотой, багряный, лазурный. Многие писатели и поэты восхищались красотой осенней природы, и мне бы хотелось познакомить вас с высказываниями мастеров слова об осени:

«Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках». (Паустовский)

«Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась». (Кедрин)

«Берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче обычного». (Тургенев)

(Работа с выразительными средствами речи, которые используют писатели.)

Музыка

- Какие чувства преобладают осенью?

- Какое настроение создается красками осени?

- Какие звуки можно услышать осенью? (Шорох листьев, звук дождя, ветра)

Осень настроила скрипку,

В лес незаметно вошла

И, поклонившись, с улыбкой

Вальсы играть начала.

- Многие композиторы обращались к теме осени. Давайте и мы послушаем отрывок из муз. произведения Вивальди «Времена года. Осень». Закройте глаза и представьте, что вы сейчас не на уроке, а в осеннем лесу.

- Какие образы, картины возникли у вас?

Физкультминутка

Закройте глаза и представьте себя бабочкой, которая кружится в солнечный день над пожелтевшей листвой, порхает, играя в лучах солнца. А вот она летит между березками и теперь она незаметна среди ярких осенних листьев.

4. Осознание и осмысление рабочего материала (работа с текстом)

1) Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянились как спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала как разукрасить. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе. (Г. Скребицкий)

- Докажите, что перед нами текст.

- Как можно озаглавить текст? Какова тема?

- Как вы думаете, с кем сравнивает писатель осень?

- Какую картину вы представили, когда слушали текст?

- Как писатель дает нам почувствовать, что осень творит с природой чудеса?

- Как вы думаете, каково отношение писателя к рисуемой им картине?

- Все ли деревья осенью одеваются в разноцветный наряд?

2) Вставить пропущенные буквы, объяснить написание (1 человек у доски)

Русская осень

В природе есть праз..ники. Ледохо.. . Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надева..т самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что з..мля начинает даже светит..ся. Вы замечали, наверно: идеш.. по лесу - свет! Думаешь, пятна со..нца, а это два ж..лтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осин. Бере..ки наполнены белым, матовым и пронзительно желтым светом. А глянет солнце - свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. (В. Песков)

- О каком празднике осени идет речь?

3) Составьте и запишите предложения, используя слова.

Ковер, пестрый, листьев, из, землю, укрыл. Вся, окрестность, в лучах, утонула, ласкового, солнца. Стройные, замерли, березки, в, чарующем, под, радостную, танце, музыку, осени.

4) Распространить текст

Осенью деревья дарят зеленой елочке подарки. Осина подарила….. Клен роняет….. Ива засыпает елочку…. Нарядилась елочка, стоит в золоте, багрянце и бронзе.

Слова для справок: тонкие золотые листочки, оранжевые звездочки ,красные фонарики

- Как вы думаете, что обозначают слова багрянец и бронза в этом тексте?

5. Применение знаний и умений ,полученных на уроке

Работа со словосочетаниями.

Составить небольшой текст, используя словосочетания: ярко-желтый наряд, стройная березка, чудесная пора, неповторимая красота осени, радостное настроение, разноцветный ковер из листьев.

6. Итог

- Мы хорошо поработали сегодня на уроке. А что же мы делали, какой цели был подчинен наш урок?

- Мы прослушали, посмотрели, прочитали описания осенней природы, созданные поэтами, художниками, композиторами. Читая или слушая любое из них, мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую нарисовал автор.

- Почему?

- Вспомним, как на этот вопрос отвечал К. Паустовский.

- Какова тема нашего сочинения?

- Можно ли осень назвать художницей? Почему?

- О чем будете писать?

- Из скольких частей будет состоять ваше сочинение?

- О чем будете писать в каждой части?

7. Домашнее задание

- Дома вам предстоит самим написать сочинение-описание осенней природы, опираясь на иллюстрации, которые подготовили, личные наблюдения и воспоминания, на тот материал, с которым работали на уроке. В своих сочинениях вы должны описать осеннюю природу, ваши чувства, настроения.

8. Рефлексия

- Открыли ли вы для себя на уроке что-то новое?

- Что из всего сказанного, прочитанного, увиденного особенно запомнилось?

Надеюсь, что проделанная нами работа, поможет вам легко справиться с поставленной задачей - написанием сочинения.

Закончить наш урок хотелось бы строками стихотворения П. Вяземского «Осень»

(Стихотворение звучит на фоне смены картин природы)

Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

……………………………………………

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих в ней нега и тоска.

7

© 2010-2022