В помощь молодому специалисту

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методические рекомендации

для работы с молодыми специалистами

Содержание


- Многообразие структур урока развивающего

типа обучения

- Все о домашнем задании

- Типология уроков в современной школе

- Как построить идеальный урок

- Анализ урока

- Рекомендации молодому специалисту

- Требования к современному уроку



Многообразие структур урока развивающего

типа обучения

Структура урока изучения нового материала:

  1. первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; указания на то, что учащиеся должны запомнить;

  2. мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

  3. сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);

  4. первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

  5. контроль результатов первичного запоминания;

  6. регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  7. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  8. Частое включение опорного материала для запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  1. сообщение учащимся цели предстоящей работы;

  2. воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;

  3. выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

  4. проверка выполненных работ;

  5. обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  6. задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений навыков:

  1. постановка цели урока;

  2. повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  3. проведение проверочных упражнений ;

  4. ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

  5. упражнения на их освоения;

  6. упражнения на их закрепления;

  7. тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  8. упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  9. упражнения творческого характера;

  10. итог урока;

  11. задание на дом.

Структура урока повторения:

  1. организация начала урока;

  2. постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

  3. проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

  4. подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

  5. задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

  1. организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

  2. постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

  3. изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

  4. подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

  5. определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  1. организация начала урока (психологический настрой учащихся);

  2. сообщение темы урока и его задач;

  3. изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  4. формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

  5. упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  6. творческое применение знаний и умений;

  7. упражнения по отработке навыков;

  8. домашнее задание;

  9. итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  1. организационный момент;

  2. вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

  3. выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

  4. проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  5. формулирование выводов по изученному материалу;

  6. оценка результатов урока;

  7. подведение итогов;

  8. задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  1. организация начала урока;

  2. проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  3. подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. Актуализация знаний и практических и умственных умений;

  4. изучение нового материала, в том числе и объяснение;

  5. закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

  6. обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  7. подведение итогов и результатов урока;

  8. задание на дом;

  9. подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Все о домашнем задании

Виды домашних заданий

I. К урокам изучения нового материала

1) Заучивание материала учебника и его пересказ;

2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

3) Сбор материалов из дополнительных источников;

II. К урокам обобщения

1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;

4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;

6) Подборка дополнительного материала по теме;

III.К урокам обучения применять знания

1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );

2) Решение задач, аналогичных классным;

3) Решение задач нестандартных;

4) Решение задач с меж предметными связями;

5) Самостоятельное составление задач;

6) Самостоятельное изучение несложного материала;

7) Работа над ошибками;

IV. К урокам контроля и проверки знаний

1) Письменные ответы на вопросы;

2) Домашняя контрольная работа;

3) Решение нестандартных задач;

Способы задачи домашнего задания.

1. Выполнить Д. З. по заданному образцу.

На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)

2. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.

3. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.

4. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)

5. Карточки для слабых учащихся:

- с пропусками, которые нужно заполнить

- с ошибками, которые нужно исправить

- с неоконченными решениями.

6. На доске чертеж

- составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)

- решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)

- составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

7. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)

8. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю). 9. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.

Способы проверки домашнего задания.

1. У доски ученик решил домашний пример

a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.

b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)

2. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся

a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.

3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.


Типология уроков в современной школе

Классические типы

Нетрадиционые типы

1Тренировочный урок

2Вводный урок

3Контрольный урок

4Урок закрепления знаний, умений, навыков

5Урок самостоятельной работы

6Урок с ТСО

7Урок практической работы

8Комбинированный урок

9Повторительно - обобщающий урок

1Урок-соревнование

2Урок фантазирования

3Урок открытых мыслей

4Урок-турнир

5Урок-диспут

6Урок-эврика

7Урок-зачет

8Урок творчества

9Урок спектакль

10Урок конкурс

11Урок конференция

12Интегрированный урок

13Урок-игра

14Урок взаимообучения

15Урок-КВН

16Урок-путешествие

17Аукцион знаний

Как построить идеальный урок

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его

тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

· узнавание нового материала;

· воспроизведение;

· применение знаний в новой ситуации;

· применение знаний в незнакомой ситуации;

· творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

· задания, способствующие осмыслению материала учеником;

· задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

· что контролировать;

· как контролировать;

· как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

· формальную;

· содержательную;

· аналитическую.


Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи: обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________

______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть - состоит из двух частей:

1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :

что делают

этап урока

Ученики

Учитель


Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.



Анализ урока

1. Обоснование цели и типа урока.

2. Соответствие содержания учебного материала цели урока;

3. Логика структуры урока;

4. Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество учителя и учащихся;

в) контроль и самоконтроль.

5. Соответствие методов обучения цели и содержанию урока;

6. Соответствие средств обучения цели и содержанию урока;

7. Формы организации учебной деятельности отобраны в соответствии с:

а) методами;

б) содержанием;

в) целью урока.

8. Уровень осознанности ответов учащихся;

9. Уровень достижения цели урока:

а) общеобразовательный аспект;

б) воспитательный аспект;

в) развивающий аспект.

10. Соблюдение гигиенических и санитарных норм проведения урока (соблюдение техники безопсности):

2 балла - параметр реализован полностью

1 балл - параметр реализован частично

0 баллов - параметр не реализован максимальное количество баллов: 32

Подсчёт эффективности урока (Эу):

Эу (баллов/макс. баллы) * 100%

100% - 75% - эффективны

74% - 50% - на допустимом уровне;

49% - 25% - критический уровень;

ниже 24% - недопустимый уровень.

Рекомендации молодому специалисту

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.

4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.

6. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)

11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

Требования к современному уроку

Дидактическое требование к современному уроку.

четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

·выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку.

Психологическая цель урока:

1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2. Особенности самоорганизации учителя:

· подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

· педагогический такт (случаи проявления);

· психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

· планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

· использование установок в форме убеждения, внушения;

· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

Закрепление результатов работы:

· формирование навыков путем упражнений;

· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку.

1. температурный режим;

2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3. освещение;

4. предупреждение утомления и переутомления;

5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требование к технике проведения урока.

1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.


© 2010-2022