Судьба тульского косого мастера открытый урок в 6 классе

Урок литературы в 6 классе. Тема: Судьба тульского косого мастера. (По произведению Н.С.Лескова "Левша"). Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-диалог. Триединая дидактическая цель:  - образовательная: теоретический аспект - помочь учащимся понять основную идею автора: патриотизму и талантливости народа  противостоит безответственное и преступное отношение властей; практический аспект - развивать умение анализировать эпическое произведение, активизировать самостоятельность поисковой деят...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение

"Средняя школа №3" отдела образования акимата г.Костаная.


Судьба тульского косого мастера открытый урок в 6 классе


Урок литературы в 6 классе.

Тема: «Судьба тульского косого мастера».

(По произведению Н.С.Лескова «Левша»)


Учитель: Шакина И.М.


г. Костанай

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Судьба тульского косого мастера.

(По произведению Н.С.Лескова "Левша").

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-диалог.

Триединая дидактическая цель:

- образовательная:

теоретический аспект - помочь учащимся понять основную идею автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственное и преступное отношение властей;

практический аспект - развивать умение анализировать эпическое произведение, активизировать самостоятельность поисковой деятельности учащихся;

- развивающая:

развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции;

развивать эмоционально- чувственную сферу учащихся (умение видеть таинственное, созданное воображением авторов);

вызвать интерес к изучаемому материалу.

-воспитательная:

Воспитывать учащихся, как поликультурных индивидов (бережное отношение к национальному наследию, уважение и стремление сохранить его), показать на примере главного героя патриотическое отношение, развивать их диалоговую культуру;

создать благоприятные условия для эстетического восприятия материала.

Оборудование: иллюстративный материал, использование мультимедийных технологий.

"Человек - хозяин собственной судьбы в том смысле, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой. Но к чему это приведет - человеку неизвестно."

Ход урока.

1.Организационный момент.

Слово учителя.

Не случайно наш урок начался с этих слов, ведь герой нашего произведения тоже не представлял, куда ж его заведет путеводная нить судьбы.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сообщение темы.

Целеполагание: Сегодня мы попытаемся понять основную идею автора, а так же ответим на вопрос : Какова же судьба левши? Кто виноват?

III. Этап усвоения новых знаний.

Изучение теоретического материала. Слово учителя.

Судьба - какое интересное слово, а какое многогранное. Обратите внимание на иллюстрацию, вы узнали этих героинь?( В древнегреческой мифологии мойры - богини судьбы.)Подумайте, а что обозначает это слово? Чтобы узнать точное значение слова обратимся к толковому словарю.

Как вы думаете, какое из этих определений более подходит для нашего героя?

И прежде чем мы приступим к характеристике нашего героя, давайте подумаем, а был ли вообще Левша?

Долгое время среди литераторов и широкой публики бытовало мнение, будто Лесков всего лишь обработал народное сказание. Этому заблуждению способствовал сам Лесков, давший своему рассказу при первопечатании подзаголовок: "Цеховая легенда". Он и дальше утверждал, что "Сказ о стальной блохе" есть "оружейная легенда", выражающая "гордость русских мастеров ружейного дела". Надо думать, он делал это, дабы хоть как-то защитить свое произведение от нападок критиков, которые в ту пору были безжалостны к нему. По прошествии времени Лесков открыл карты: "Все, что есть чисто народного в "Сказе о тульском левше и о стальной блохе", заключается в следующей шутке или прибаутке: "англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали".

Выступление учащихся: "Полковник Зыбин", "Полковник Болонин".

Слово учителя.

За 127 лет существования "Левши" литературоведы и историки просеяли горы материала в поисках корней этой легенды и сгруппировали источники "Левши".

Выступление ученицы.

Слово учителя.

И получается, приговор критики был забыт, а рассказ "сам собой" вышел в воздух русской культуры. И это было главное, хоть и непроизвольное, открытие полковника Зыбина.

Сказ Лескова вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Н.В.Кузьмин, Кукрыниксы, Ю.Тюрин.

Работа со слайдами.

IV. Описание иллюстраций. Беседа по восприятию.

- Рассмотрите иллюстрацию, за каким делом изображен Левша?

-Какие инструменты изображены на рабочем столе?

-Почему на столе нет мелкоскопа?

-Почему мастер держит молоточек в левой руке?

V. Работа с текстом. Показ слайдов.

Обратимся к главе 13. Как изображен Левша? Как он держится с царем и его окружением?

Глава14.

-Как наградили Левшу за его удивительное мастерство?

-Почему ему заплатили так мало?

Вывод: Все стерпит простой человек!

Глава 15-16.

-Как его встретили в Англии?

-Почему англичане стараются напоить Левшу?

-Чем он удивлял иностранцев?

-Как им ответил Левша, когда его стали уговаривать остаться?

-Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?

Заполнение таблицы.

-Какие качества Левши проявляются в этих эпизодах?

-Почему английский полшкипер держал пари с Левшой?

Обратите внимание на слова в конце 17 главы: отсюда судьба их начала сильно разниться.

Глава 18.

Какова была судьба участников пари после прибытия в Петербург?

Почему предсмертные слова Левши не передали государю?

Рефлексия.

Художник предпочел изобразить мертвого Левшу рядом со дворцом, охраняемым часовыми. Чем же вызвано такое иллюстративное решение?

Эта иллюстрация поможет вам ответить на вопрос: "Кто же виноват в страшной судьбе Левши?"

VI. Подведение итога.

-Какое впечатление оставил у вас рассказ Лескова?

-Чем последняя 20 глава отличается от остальных?

-Какова главная мысль этой главы?

Домашнее задание.

Написать свою концовку рассказа, попытаться исправить ошибки безответственных людей, представляющих власть.

© 2010-2022