Задания для подготовки к олимпиаде

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 6-7 кл.

  1. Сколько раз встречается звук [а] в следующем предложении: Я люблю свою лошадку.

  2. Сколько раз встречается звук [ы] в стихотворении:

Аист жил у нас на крыше

А в подвале жили мыши.

  1. Сколько общих звуков в словах завод и зовет?

  2. Сколько русских слов можно составить из звуков [г], [р], [с], [т], [у] так, чтобы каждый звук был использован, и притом только один раз?

А. ни одного

Б. одно

В. два

Г. три

Д. четыре

5. Найдите четвертое лишнее слово: зодчий, редька, след, усадьба

6. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: ноль, муж, суд, торг, ель.

7. В каком из слов количество букв совпадает с количеством звуков?

А. приятно

Б. грустный

В. соль

Г. ехать

Д. юг

8. Какие слова в транскрипции выглядят следующим образом?

[Баица], [м'эснас'т'], [б'эзна], [рацтво], [л'ох'к'иi], [адгатка], [игзамин], [лошки], [дроп'], [поiист], [фтарова], [п'итно].

9. Какие слова из списка имеют два общих звука со словом сбор?

Гриб, узор, кора, коза, рост, лоб, база.


  1. В каких словах ударение падает на второй слог?

Апостроф, досуг, завсегдатай, квартал, колосс, облегчить, эксперт, силос.

  1. Какие слова имеют ударение на окончании?

Ворожея, дозвонишься, древко, клала, торги.

  1. В какой из пар нет рифмы?

Алфавит - позвонит, повод - газопровод, документ - инструмент, завидно - обидно, каталог - некролог.

  1. В каких словах современная норма требует перед буквой с произносить не мягкий, а твердый согласный звук?

Ателье, атеист, музей, кафе, термин, фанера, патент.

  1. В каких словах произношение не совпадает с написание?

Почта, чтобы, источник, точно, скучно.

  1. Исправьте речевые ошибки в словосочетаниях:

А. приносит неплохие дивиденды

Б. кадровые перетрубации

В. люди в черных балдахонах

Г. укладка асвальта

Д. приказ военоначальника

  1. В каком из глаголов ударение стоит не на том же месте, что у остальных?

Блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать.


  1. Какие из данных слов можно считать однокоренными?

Широкополая, длиннополый, разнополые, полярник, поляк, полевой, половодье, полноводная, подпольный, заполнение, полёвка, польский, полость, половик, поленница, пополам, половник.

  1. Выделите основу и окончание в словах: какао, наголо, лето, горло, около, разъярено (животное), стемнело, весело (живём).

  2. Какие слова имеют нулевое окончание?

Багаж, неуклюж, невтерпёж, уж, беж, замуж, муж, похож.

  1. Выберите слова, в которых выделяется окончание -я: зря, земля, злая, зевая, знамя, зимняя, змея, зоология, зная.

  2. Найдите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят.

  3. В каких парах слова имеют одинаковые приставки?

А) польёт - полёт

Б) полезет - полезный

В) пробовать - пробивать

Г) прошла - прошила

Д) подышать - подшить

Е) вскоре - вскроет

Ж) вслух - вслед

З) всемерно - всемеро

И) взрыв - вздор

К) взлёт - вздох

7. Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте ответ.

А) закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать

Б) набрать, набросить, насолить, насушить

В) подлечить, подбежать, подплыть, подъехать

8. В каком из этих слов приставка стоит после корня?

А) в русском языке нет и не может быть таких слов

Б) руководитель

В) кинолюбитель

Г) газопровод

Д) двустволка

9. Какие прилагательные образованы с помощью суффикса -ин и пишутся с одной буквой н?

1) гуси(н,нн)ый 2) овчи(н,нн)ый 3) лебеди(н,нн)ый 4) стари(н,нн)ый

10. В русском языке существительные с суффиксом -ец могут обозначать нечто небольшое, например огородец- это небольшой огород. Какие из приведенных слов имеют такое же значение суффикса?


  1. Найдите в тексте слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

При Иване Грозном в XVI веке на монетах стали изображать всадника с копьем в руке. Поэтому в народе быстро прозвали их «копейными деньгами» или копейками.

  1. В русском языке есть слова с наложением морфем, например: колонный (корень колонн накладывается на суффикс -н), рассорить (приставка рас- накладывается на корень -ссор). В каких словах представлено подобное явление?

Встать, придет, одесский, антенна.

  1. Определите способ образования слов: потусторонний, сногсшибательный.

  2. В каком из названий частей слова нет этой самой части?

  3. Сгруппируйте слова с омонимичными корнями в зависимости от значения корня:

  • Приморье, заморить, приморский, уморить, мор, морской.

  • Губа, пагубный, пригубить, загубить, губка, губастый.

  1. Какое словосочетание пропущено в отрывке из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»? Определите, каким способом образовано выделенное слово.

«Четырёхлетний Игорь, впервые вылепив снежную бабу ……….., с гордостью заявил окружающим: Эта баба совсем беспомощная!».

  1. В каких словах представлено окончание -ая?

Большая, до мая, приёмная, скучая, из сарая, включая, стая.

  1. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?

Надстроить, надломить, надрезать, надколоть, надкусить, надпилить.

  1. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик?

Кирпичик, зайчик, пончик, колокольчик, мячик, огурчик, одуванчик, шкафчик.


  1. Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь?

  2. Какие существительные в списке неодушевлённые?

Плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь.

  1. Какие существительные в списке относятся к женскому роду?

Сирота, шасси, гроздь, Таити, какаду, вуаль, ворота, боржоми, сопрано.

  1. Какое из существительных не обладает грамматическим свойством, которым обладают остальные? Снег, кисель, сахар, огонь, дым.

  2. Какие слова в списке являются числительными?

Восьмидесятый, всемером, в-третьих, втроём, два, двое, двойка, оба, пара, пятак, пятерка, пятый, семеро, трёшка, три, трое, троица, тройка, трояк.

  1. Кот Матроскин открыл в Простоквашино молочную ферму и купил 5463 коровы. Сколькими коровами обзавёлся Матроскин?

  2. Сколько разных значений предлога о встречается в предложении: Иван-царевич мечтал о доблести и славе, но, встретив на Калиновом мосту Чудо-юдо о двенадцати головах, даже палец о палец не ударил, бросился бежать, пока не споткнулся о камень.

  3. Определите части речи и члены предложения: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

  4. Если бы в русском языке существовало слово кечь, какой частью речи оно могло бы быть?

  5. Есть ли в русском языке одушевлённые существительные среднего рода?

  6. В каком падеже ни у одного русского существительного не может быть окончания -у?

  7. В чем особенность склонения слова забытьё?

  8. Как выглядит неопределенная форма глагола неймётся?

  9. Какие глаголы не изменяются по лицам, числам и родам?

  10. Сколько в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы? Какими частями речи они являются?


  1. Даны слова: грот, лоб, рыж (краткое прилагательное), мусс, чуть, шел. Если каждое из данных слов произнести в обратном порядке (начиная с последнего звука, не изменяя качества звука), то из некоторых слов можно получить другие слова (необязательно в начальной форме). Укажите, какие слова получатся.

  2. Определите, сколько в данном предложении фонетических слов (фонетическое слово - это группа слогов, связанная общим ударением). Сделайте фонетическую транскрипцию предложения: Перевернули с ног на голову.

  3. Укажите формы, в которых больше, чем три морфемы (части слова), и выделите в них все морфемы: принес, переиздаст, подоспеть, накормлю, выловить, горелый.

  4. Определите части речи и способ образования подчеркнутых слов. Обоснуйте свой ответ.

  5. - Что тебе заказать? - Мороженое.

  6. - Купи, пожалуйста, мясо. - Мороженое.

  7. Можно ли однозначно ответить на вопрос о том, от какого слова и каким способом образован глагол приговаривать? Аргументируйте свой и приведи примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

  8. Замените выделенные слова на фразеологизмы: До станции очень далеко. Куда ты бежишь так быстро? Ребёнок совсем не слушается. Клянусь, что всё будет хорошо. Он мне очень дальний родственник.

  9. Отметьте в приведённых ниже фразах краткие прилагательные и наречия:

  10. Платье ей коротко. Кот ловко прыгнул на шкаф. Он спит довольно чутко. Его ухо чутко к каждому шороху. Ему не страшно в темноте. Его лицо было мрачно. Он грамотно написал последний диктант. Это было давно. Яблоко зелено и кисло. Все зелено вокруг.

  11. Вставьте правильное окончание в примеры. В каком падеже употреблены слова? С чем связаны различия в окончаниях? Можно ли найти связь между окончанием слова и степенью устойчивости сочетания?

  12. Задыхаться на бег(…); в двадцатом век(…); в корн(…) не согласен; на своем век(…); жить на кра(…) села; находиться в замкнутом круг(…); работать в пот(…) лица; стоять в стро(…); спотыкаться на каждом шаг(…); в свет(…) последних событий; быть в круг(…) друзей; веселиться на вид (…) у всех; яблони в цвет (…); действовать в дух(…) времени.



© 2010-2022