- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Задания для подготовки к олимпиаде
Задания для подготовки к олимпиаде
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бадмаева Е.Д. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 6-7 кл.
-
Сколько раз встречается звук [а] в следующем предложении: Я люблю свою лошадку.
-
Сколько раз встречается звук [ы] в стихотворении:
Аист жил у нас на крыше
А в подвале жили мыши.
-
Сколько общих звуков в словах завод и зовет?
-
Сколько русских слов можно составить из звуков [г], [р], [с], [т], [у] так, чтобы каждый звук был использован, и притом только один раз?
А. ни одного
Б. одно
В. два
Г. три
Д. четыре
5. Найдите четвертое лишнее слово: зодчий, редька, след, усадьба
6. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: ноль, муж, суд, торг, ель.
7. В каком из слов количество букв совпадает с количеством звуков?
А. приятно
Б. грустный
В. соль
Г. ехать
Д. юг
8. Какие слова в транскрипции выглядят следующим образом?
[Баица], [м'эснас'т'], [б'эзна], [рацтво], [л'ох'к'иi], [адгатка], [игзамин], [лошки], [дроп'], [поiист], [фтарова], [п'итно].
9. Какие слова из списка имеют два общих звука со словом сбор?
Гриб, узор, кора, коза, рост, лоб, база.
-
В каких словах ударение падает на второй слог?
Апостроф, досуг, завсегдатай, квартал, колосс, облегчить, эксперт, силос.
-
Какие слова имеют ударение на окончании?
Ворожея, дозвонишься, древко, клала, торги.
-
В какой из пар нет рифмы?
Алфавит - позвонит, повод - газопровод, документ - инструмент, завидно - обидно, каталог - некролог.
-
В каких словах современная норма требует перед буквой с произносить не мягкий, а твердый согласный звук?
Ателье, атеист, музей, кафе, термин, фанера, патент.
-
В каких словах произношение не совпадает с написание?
Почта, чтобы, источник, точно, скучно.
-
Исправьте речевые ошибки в словосочетаниях:
А. приносит неплохие дивиденды
Б. кадровые перетрубации
В. люди в черных балдахонах
Г. укладка асвальта
Д. приказ военоначальника
-
В каком из глаголов ударение стоит не на том же месте, что у остальных?
Блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать.
-
Какие из данных слов можно считать однокоренными?
Широкополая, длиннополый, разнополые, полярник, поляк, полевой, половодье, полноводная, подпольный, заполнение, полёвка, польский, полость, половик, поленница, пополам, половник.
-
Выделите основу и окончание в словах: какао, наголо, лето, горло, около, разъярено (животное), стемнело, весело (живём).
-
Какие слова имеют нулевое окончание?
Багаж, неуклюж, невтерпёж, уж, беж, замуж, муж, похож.
-
Выберите слова, в которых выделяется окончание -я: зря, земля, злая, зевая, знамя, зимняя, змея, зоология, зная.
-
Найдите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят.
-
В каких парах слова имеют одинаковые приставки?
А) польёт - полёт
Б) полезет - полезный
В) пробовать - пробивать
Г) прошла - прошила
Д) подышать - подшить
Е) вскоре - вскроет
Ж) вслух - вслед
З) всемерно - всемеро
И) взрыв - вздор
К) взлёт - вздох
7. Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте ответ.
А) закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать
Б) набрать, набросить, насолить, насушить
В) подлечить, подбежать, подплыть, подъехать
8. В каком из этих слов приставка стоит после корня?
А) в русском языке нет и не может быть таких слов
Б) руководитель
В) кинолюбитель
Г) газопровод
Д) двустволка
9. Какие прилагательные образованы с помощью суффикса -ин и пишутся с одной буквой н?
1) гуси(н,нн)ый 2) овчи(н,нн)ый 3) лебеди(н,нн)ый 4) стари(н,нн)ый
10. В русском языке существительные с суффиксом -ец могут обозначать нечто небольшое, например огородец- это небольшой огород. Какие из приведенных слов имеют такое же значение суффикса?
-
Найдите в тексте слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?
При Иване Грозном в XVI веке на монетах стали изображать всадника с копьем в руке. Поэтому в народе быстро прозвали их «копейными деньгами» или копейками.
-
В русском языке есть слова с наложением морфем, например: колонный (корень колонн накладывается на суффикс -н), рассорить (приставка рас- накладывается на корень -ссор). В каких словах представлено подобное явление?
Встать, придет, одесский, антенна.
-
Определите способ образования слов: потусторонний, сногсшибательный.
-
В каком из названий частей слова нет этой самой части?
-
Сгруппируйте слова с омонимичными корнями в зависимости от значения корня:
-
Приморье, заморить, приморский, уморить, мор, морской.
-
Губа, пагубный, пригубить, загубить, губка, губастый.
-
Какое словосочетание пропущено в отрывке из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»? Определите, каким способом образовано выделенное слово.
«Четырёхлетний Игорь, впервые вылепив снежную бабу ……….., с гордостью заявил окружающим: Эта баба совсем беспомощная!».
-
В каких словах представлено окончание -ая?
Большая, до мая, приёмная, скучая, из сарая, включая, стая.
-
В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?
Надстроить, надломить, надрезать, надколоть, надкусить, надпилить.
-
Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик?
Кирпичик, зайчик, пончик, колокольчик, мячик, огурчик, одуванчик, шкафчик.
-
Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь?
-
Какие существительные в списке неодушевлённые?
Плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь.
-
Какие существительные в списке относятся к женскому роду?
Сирота, шасси, гроздь, Таити, какаду, вуаль, ворота, боржоми, сопрано.
-
Какое из существительных не обладает грамматическим свойством, которым обладают остальные? Снег, кисель, сахар, огонь, дым.
-
Какие слова в списке являются числительными?
Восьмидесятый, всемером, в-третьих, втроём, два, двое, двойка, оба, пара, пятак, пятерка, пятый, семеро, трёшка, три, трое, троица, тройка, трояк.
-
Кот Матроскин открыл в Простоквашино молочную ферму и купил 5463 коровы. Сколькими коровами обзавёлся Матроскин?
-
Сколько разных значений предлога о встречается в предложении: Иван-царевич мечтал о доблести и славе, но, встретив на Калиновом мосту Чудо-юдо о двенадцати головах, даже палец о палец не ударил, бросился бежать, пока не споткнулся о камень.
-
Определите части речи и члены предложения: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
-
Если бы в русском языке существовало слово кечь, какой частью речи оно могло бы быть?
-
Есть ли в русском языке одушевлённые существительные среднего рода?
-
В каком падеже ни у одного русского существительного не может быть окончания -у?
-
В чем особенность склонения слова забытьё?
-
Как выглядит неопределенная форма глагола неймётся?
-
Какие глаголы не изменяются по лицам, числам и родам?
-
Сколько в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы? Какими частями речи они являются?
-
Даны слова: грот, лоб, рыж (краткое прилагательное), мусс, чуть, шел. Если каждое из данных слов произнести в обратном порядке (начиная с последнего звука, не изменяя качества звука), то из некоторых слов можно получить другие слова (необязательно в начальной форме). Укажите, какие слова получатся.
-
Определите, сколько в данном предложении фонетических слов (фонетическое слово - это группа слогов, связанная общим ударением). Сделайте фонетическую транскрипцию предложения: Перевернули с ног на голову.
-
Укажите формы, в которых больше, чем три морфемы (части слова), и выделите в них все морфемы: принес, переиздаст, подоспеть, накормлю, выловить, горелый.
-
Определите части речи и способ образования подчеркнутых слов. Обоснуйте свой ответ.
-
- Что тебе заказать? - Мороженое.
-
- Купи, пожалуйста, мясо. - Мороженое.
-
Можно ли однозначно ответить на вопрос о том, от какого слова и каким способом образован глагол приговаривать? Аргументируйте свой и приведи примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
-
Замените выделенные слова на фразеологизмы: До станции очень далеко. Куда ты бежишь так быстро? Ребёнок совсем не слушается. Клянусь, что всё будет хорошо. Он мне очень дальний родственник.
-
Отметьте в приведённых ниже фразах краткие прилагательные и наречия:
-
Платье ей коротко. Кот ловко прыгнул на шкаф. Он спит довольно чутко. Его ухо чутко к каждому шороху. Ему не страшно в темноте. Его лицо было мрачно. Он грамотно написал последний диктант. Это было давно. Яблоко зелено и кисло. Все зелено вокруг.
-
Вставьте правильное окончание в примеры. В каком падеже употреблены слова? С чем связаны различия в окончаниях? Можно ли найти связь между окончанием слова и степенью устойчивости сочетания?
-
Задыхаться на бег(…); в двадцатом век(…); в корн(…) не согласен; на своем век(…); жить на кра(…) села; находиться в замкнутом круг(…); работать в пот(…) лица; стоять в стро(…); спотыкаться на каждом шаг(…); в свет(…) последних событий; быть в круг(…) друзей; веселиться на вид (…) у всех; яблони в цвет (…); действовать в дух(…) времени.