Конспект интегрированного урока по литературе по роману Герой нашего времени

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока литературы(географии) в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

«история души человеческой»

Анализ главы «Бэла»

Учитель русского языка и литературы Чернобай И.И.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой

души, такая же самая интересная и полезная,

как и история целого народа..

Цель: Анализировать содержание главы «Бела». мотивы поступков героев М. Ю. Лермонтова через формирование представлений об особенностях природы Северного Кавказа, особенностей обычаев горцев, их быт.

1.Актуализация деятельности

Слово учителя.

Об этом романе император Николай 1 дал убийственный отзыв: «За это время я дочитал до конца «Героя» и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характер. И хотя эти кошачьи вздохи читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю, по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора. Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так неразборчиво награждают этим эпитетом».

Но были и другие отзывы. Так, например, В.Г. Белинский отметил в романе "богатство содержания", "глубокое знание человеческого сердца и современного общества".

-о каком произведении мы говорим?

-давайте попытаемся понять, почему же столь противоречивы отзывы о нем

-для этого обратимся к предисловию и постараемся определить авторский замысел

2 .Работа с предисловием

.

-Зачем Лермонтов написал его? Какова его задача? Какую цитату вы считаете самой важной для читателей?

(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»).

Задача автора - указать болезнь! А общество должно с болезнью справиться.

-Каково значение слова «Герой»?

1 - Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2 - Главное действующее лицо литературного произведения.

3 - Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

Проблема личности - центральная в романе: "История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа". И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашим урокам по изучению романа.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого - значит, ничего не понять.

3Анализ главы, «Бэла».

Работа по группам:

1 группа-природа Кавказа

2 группа обычаи горцев, их жилище

.

Каждую главу, кроме самой последней, Лермонтов будет открывать ПЕЙЗАЖЕМ.

- Прочитаем его.

- Многие писатели первой половины 19 века, представители романтизма, утверждали, что европейский разочарованный герой может излечиться от скуки и скепсиса через общение с «естественными людьми», через любовь к прекрасной горянке, через любование нетронутой природой.

1)- ПЕРЕД НАМИ ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ, ПЕЙЗАЖ.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтобы вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню

отчизны моей,

Люблю я Кавказ

(Показываю автопортрет М.Ю.Лермонтова, репродукции его картин о Кавказе, обращаю внимание на одежды, окружение, фон картин).

-Ответы 1 группы,

- Романтический или реалистический пейзаж видим мы? Докажите свою точку зрения.

( Реалистический Этот пейзаж яркий, другие -грустные, но главное -ТОЧНЫЕ).

(Находим средства выразительности)

.

Включаю 1 видео-природа

Учитель географии (Положение Кавказа, его климат, растительность)

Географическое положение. Кавказ располагается между Черным и Каспийским морями от Таманского до Апшеронского полуострова. По хребтам Большого Кавказа проходит государственная граница России с государствами Закавказья: Грузией и Азербайджаном. От Русской равнины он отделен Кума-Манычской впадиной.

Особенность Кавказ - равноудален от экватора и полюсов

Кавказ - молодое горное сооружение. В состав Кавказа входят Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье.

- Система хребтов - Западный, Центральный и Восточной Кавказ составляют Большой Кавказ. У Главного, Бокового и Скалистого хребтов один склон пологий, а другой крутой. Такие гряды называют куэстами.

- Ребята, определите части Кавказа.
(Ученики должны найти на карте основные хребты и низменности, горы Эльбрус, Казбек, перевал Крестовый, горы Бештау и Машук).

(Учащиеся показывают на карте географическое расположение Северного Кавказа).

- Для русского человека, оказавшегося на Кавказе, не только природа, но и жизнь горцев будет выглядеть экзотично

Ответ 2 группы

- Расскажите о жизни и быте горцев.

Видео 2-танец

- Как относятся наши герои к увиденному?

, М.М. осуждает: «Преглупый народ!»)

Учитель географии о быте горцев.Работа со слайдами.

Кавказ - страна древнейших культур, тонкая и изящная каемка между цивилизациями Востока и Запада. Многие вспомнят, говоря о Кавказе, великие горы, прекрасные песни и танцы, теплое море и сладкие фрукты. А какие ассоциации возникают у вас, ребята, со словом "Кавказ"?

Учащиеся, как правило, вспоминают о событиях в Чечне, Дагестане, Абхазии и Южной Осетии, о произведении Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" и одноименных фильмах

4. Словарная работа: сакля, бурка, мирной князь.

5.Работа по группам:

1гр.Портрет Печорина.

2гр.Портрет Казбича и Азамата.

3гр.Портрет Белы.

Рисуя характер Казбича, Лермонтов сознательно избегает преувеличений, внешних эффектов. Во внешности Казбича крупным планом выделены самые обыденные черты. Но за этой обыденной внешностью чувствуется сила («маленький, сухой, широкоплечий»), воинственность («бешмет в заплатах, а оружие в серебре»), указывается незаурядный характер. Казбич - цельная натура. Гордый, настойчивый, упрямый, равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич - человек решительных и молниеносных действий, неспособный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды. Максима Максимыч, хорошо изучивший обычаи людей Кавказа, замечает по поводу разбойничьих поступков Казбича: «Конечно, по-ихнему он был совершенно прав».

Условия жизни, заветы предков определяют и поведение Азамата. Этот бесшабашный удалец, головорез-мальчишка, которому не терпится стать взрослым, легко усваивает мораль своих отцов. Можно смело предположить, что Азамат - это будущий Казбич.

(Включаю видео 3-скачки)

В портрете Бэлы автор обращает особое внимание на ее глаза, в которых отражаются глубина и сила чувств. Бэла способна любить страстно и самозабвенно. Ее любовь не является инстинктивным влечением, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны. Бэла молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам. Она хочет, чтобы за ней признали право свободного выбора. Раскрывая силу чувств, глубину переживаний Бэлы, Лермонтов не заставляет героиню произносить странные монологи и высказывать сокровенные мысли, что свойственно романтическим героям. О борьбе противоречивых чувств, о смене настроений Бэлы читатели догадываются, наблюдая за ее поступками и вслушиваясь в ее скупые реплики.

Горцы в изображении Лермонтова - сильные, смелые и гордые люди. В этих образах в какой-то степени отразилась мечта автора о человеке, личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни

-Знал ли Печорин каков жизненный уклад горцев,к огда вмешивался в их судьбы?

Печорин изображен Лермонтовым как лицо, несущее страдания другим и в то же время как лицо страдающее. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Но прекрасные задатки Печорина погибли, и виноваты в этом социальные условия, в которых воспитывался и жил герой. Судьба человека исключительного, не нашедшего себе применения, гибнущего в расцвете сил и таланта, его душевный мир, трагедия его одиночества предстают под пером Лермонтова как явления времени.

-почему же Печорин хочет выкрасть Бэлу. Почему он хочет сделать это? Он влюблён?

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»

Видео4 -Бела

«Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, -только мне с нею скучно...»)

- Считал ли Печорин в истории с Бэлой себя виноватым?

- «Я вывел Печорина вон изкомнаты, и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражалоособенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец онсел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете,больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и

засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…»

-прокомментируйте последние слова цитаты.

(«странности» характера Печорина, который во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его деятельная натура не знает покоя, не существует никаких преград его сильной воле. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает на путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.)

Итак, каким же нам представляется главный герой в главе «Бела»?

Как повлияли его поступки на жизнь других людей?

-Подведем итоги .Ромашка Блума

Конспект интегрированного урока по литературе по роману Герой нашего времени





© 2010-2022