Конспект урока по литературному чтению на тему Сказка о Царе Салтане

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3г классе

Учитель: Абдрахманова Д.И.

Тема: «Сказка о царе Салтане»

Цель урока: пробудить интерес к чтению художественных произведений развивать навыки выразительного чтения.

Задачи:1.учить не только давать характеристику героям по их
поступкам, но уметь анализировать, делать выводы;

2.формировать умение выполнять задание творчески;

3.обогащать словарный запас учащихся;

4.развивать образное мышление;

5.воспитывать любовь к семье, матери, отцу, уважение к
старшим.

Метопредметные:

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество с учителем;

-контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-оценивания качества и уровня усвоения материала;

Личностные:

-воспитывать любовь и интерес к русскому языку;

-нравственно-этическое оценивание усвоение усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: Компьютер ,мультимедийный проект,презентация, раскраски









Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

А)Приветствие.Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Диана Айдаровна. Сегодня урок у вас проведу я. Повторим правило, которое всегда помогает хорошо учиться.

Б) Эмоциональная мотивация.

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте - все в порядке -

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки - вместе,

Спинки - ровно

И к уроку все готово!

Здороваются. Присаживаются.

Проверяют

Актуализация знаний

- На прошлом уроке вы закончили знакомство с одной из сказок А.С. Пушкина. Каково полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

Какое чудо вам запомнилось?

Почему?


Ожидал ли князь, что царевна - это лебедь?

Обрадовался ли Гвидон, когда её увидел?

Что вас больше всего удивило в облике царевны?


  1. Её портрет.

  2. «Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит...»

О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам,
даже в момент женитьбы?

-Ребята скажите:

Кто и как был наказан в этой сказке?




А Гвидон Салтану кем был?давайте дадим характеристику этим героям (качества)

Почему царь не женился во второй раз?

Другими словами мы бы сказали, что царь - любящий и муж. Он любит свою жену и остается, верен ей.

Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем наш урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….»

Сегодняшний урок мы проведем в необычной форме. Это будет игра-путешествие по кроссворду.(на доске)

Будем читать и отвечать на вопросы по сказке и таким образом дадим характеристики героям. От вас потребуется знание сказки, внимание и память.




Лебедь превратилась в прекрасную царевну.

Потому что это было очень необычно, сказочно, интересно

Да, он хотел идти искать её даже совсем далеко


Напомнить царю Салтану, что он в гости приехать обещал,
но ещё так и не собрался.

Автор наказал ткачиху с поварихой и сватью бабу Бабариху.
2. «А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам»

На доске прилагательные

Он любит жену и сына и очень скучает по ним.

Учитель

Работа по теме



Физминутка













физминутка

Ребята чтобы дать,точную характеристику, мы будем строить небольшой
рассказ о героях по плану.

Давайте прочитаем план на доске.

  1. Где живёт герой?

  2. Внешность героя и его характер.

  3. Какие поступки совершает, их характеристика.

  4. Отношение автора к герою.

  5. Ваше отношение к герою.

  6. Поиск по тексту

Давайте прочитаем сказку с 100 страницы

Подсказки:

2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.

3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,

удивляется, каются, благодарит,наказывает,заботится.

4. Семьей дорожить - счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.

1.Кто на палубе толпится? Корабельщики

2.Остров на котором поселился царевич? ( Буян)

3.Как звали сына царя Салтана? ( Гвидон) Звание Гвидона? (князь)

5.Кто грыз орешки под елью? (белка )найдем отрывок и прочитаем: И орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра-чистый (изумруд)

Кто был приставлен к белке, чтобы вести счет орехам?(Дьяк)

6.«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.Ребята кто это?

Можем ли мы назвать царевну Лебедь прекраснейшей
женщиной? Посмотрите на рис.Лебедь какая?

Она красивая, верная, добрая.

. Помогает князю Гвидону и его отцу.

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит...»

Можете представить, как она красива?

Закройте глазки, я ещё раз прочитаю этот отрывок, а вы
мысленно нарисуйте её портрет.
(Читаю).

А теперь посмотрите, как дети раскрасили царевну Лебедь

(Выставка рисунков, выполненных детьми).

Расскажите, какая она.

1. Она красивая, у неё длинные золотистые волосы и голубые
глаза.

2. Она прекрасна, у неё длинная русая коса, а под косой месяц
блестит.

3. А меня удивило, что во лбу звезда горит. И у неё очень
доброе лицо и ласковая улыбка.

Она, действительно прекрасна и добра. И вы это увидели и
изобразили на своих портретах царевны.


  1. В чём добрались до острова царица с сыном? (бочка) найдите отрывок в сказке В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, ……….по морю плывет. (Бочка)

5. В кого превращался Гвидон, чтобы попасть в царство царя Салтана?( комар)

И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь……..(Салтан)

-Как вы думаете ребята а Салтан каким был человеком? -Внешность какая у него?



Остановка «Словарная работа»

- Давайте разберём некоторые устаревшие слова, смысл которых вы можете не понять:

  • Не привальный

  • Удел-часть

  • Бает- говорить

  • Дьяка- чиновник служащий

  • Витязи- богатырь

  • Восвояси-обратно

  • Латы-одежда броня

  • Холят-забота

  • Идут Четами




    План на доске









    Лебедь

    Да





















    Слово четами означает"парами".


    Закрепление изученного материала

    -Ребята мы подходим к концу, я вам дала раскрасить героев сказок давайте сделаем с вами не большую выставку,затем выберем самые красивые работы и наградим, и покажем как надо стараться.

    Подведение итогов









    Домашнее задание

    На этом наш урок подошел к концу. Давайте проверим, как вы усвоили тему.

    Понравилась ли вам сказка?

    2. Сказка очень интересна.

    3. Красиво написана.

    Что особенно запомнилось?

    Учитель




    Чему она учит? Какой урок даёт сказка?
    «Сказка ложь, да в ней намёк:
    Добрым молодцам урок» (пословица на слайде).

    1. Добро всегда побеждает зло.

    2. Нельзя обманывать и желать чужое, нельзя завидовать.

    3. Нужно быть добрым, бескорыстным.

    4. Делать добрые дела и не ждать за них награды.

    5. Сказка учит любить друг друга, выручать в трудную минуту. Всем спасибо за урок!

    Читать сказку до конца



    Отвечают

    да

    1. Как князь Гвидон спас царевну Лебедь.

    2. Как он превращался в комара, шмеля и муху.

    3. Как всё хорошо закончилось и все вместе встретились на
    острове Буян.



    © 2010-2022