Игра по русскому языку Словообразовательное государство

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 10-11 классов. Игра "Словообразовательное государство" проводится в виде соревнования между старшими классами с целью закрепить изученное на уроках русского языка по теме "Словообразование", а также узнать новое в игровой форме.  Игра проводится в форме путешествия на поезде по станциям ("Лексическая", "Хвостатая", "Лирическая", "Синонимическая", "Капитанская", "Словарная", "Шарадная"). Учащиеся делятся на две команды ("Совы" и "Буквоежки"). Все учас...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку

Игра «Словообразовательное государство» (в виде соревнования между старшими классами)

Цели:

1. образовательная: закрепить изученное на уроках русского языка по теме «Словообразование», а также узнать новое в игровой форме;

2. воспитательная: воспитать умение уважительно относиться друг к другу и работать в команде, воспитание эмоциональной отзывчивости;

3. развивающая: развить образное мышление, память, наблюдательность, внимание, творческие способности в различных видах игровой деятельности.

Оборудование: карточки с заданиями, ватман, ленты, ножницы, шарфы.

Ход игры

- Добрый день, дорогие друзья! Ребята, на уроках русского языка мы познакомились с одним из разделов русского языка - словообразованием. Сегодня мы повторим изученное, а может быть, и узнаем новое в форме игры под названием «Словообразовательное государство». А путешествовать будем на поезде. У нас есть две команды, машинисты (капитаны), пассажиры (зрители) и контролёры (жюри). Команды представьтесь, пожалуйста. («Совы» и «Буквоежки»).

Итак, поехали!

1-ая станция «Лексическая». Конкурс «Придумай значение»

Задание: придумать для данных слов смешные толкования на основе «спрятанного» в них слова. Например, «нелепица» - некачественный пластилин, который не лепится».

Карточка с заданием 1-ой команде: бородавка, умозаключение, отчаиваться.

Карточка с заданием 2-ой команде: насупиться, прислониться, преподаватель

После прочтения командами вариантов ответов жюри выставляет им оценки.

2-ая станция «Хвостатая». Конкурс «У кого хвост длиннее»

Задание: подберите слова таким образом, чтобы последняя буква корня предыдущего слова была первой буквой корня последующего слова. У кого длиннее окажется цепочка слов? Например: вода - дача - чайник - йогурт - туча - почитать - томик…

У команд на карточках первое слово «Река - … ».

А пока команды выполняют задание, поиграем со зрителями.

Игра «Кенгуру»

Один доброволец выходит за дверь, ему дают задание изобразить кенгуру. Остальным в это время говорят, что он будет показывать кенгуру, но они ни в коем случае не должны называть это животное.

Проверка заданий у команд. Выставление им оценок.

3-я станция «Лирическая». Конкурс «Осенебри»

Задание: прослушайте отрывок из стихотворения Андрея Вознесенского «Осенебри». Найдите новые слова, придуманные автором. Определите, как они образованы, объясните значение этих слов.

Стоял январь, не то февраль,

Какой-то чертовый Зимарь.

Я помню только голосок,

Над красным ротиком - парок и песенку:

«Летят вдали красивые осенебри,

Но если наземь упадут, их человолки загрызут…»

Команды зачитывают свои варианты ответов. Жюри выставляет оценки.

4-ая станция «Синонимическая». Конкурс «Одним словом»

Задание: замените предлагаемые слова синонимами, представляющими собой сложные слова.

Карточка со словами для 1-ой команды:

-высотный дом (многоэтажка)

-блондин (светловолосый)

-предусмотрительный (дальновидный)

-усердный, прилежный (добросовестный)

-доверчивый (легковерный)

-болтовня (пустословие)

-мгновенно (молниеносно)

-коварный, предательский (вероломный)

-разлив реки (половодье)

Карточка со словами для 2-ой команды:

-неглавный, неважный (второстепенный)

-несерьезный человек (легкомысленный)

-вовремя (своевременно)

-одинаково (равноценно)

-героический (самоотверженный)

-трусливый (малодушный)

-оригинальный (своеобразный)

-эгоист (себялюбец)

-сверстник, ровесник (однолеток)

Игра со зрителями «История»

Участвуют 5 человек. Четверо выходят из аудитории, а первый учащийся слушает историю, которую читает ведущий, а затем пересказывает ее второму, второй - третьему… В результате сравниваем исходный текст и тот, что дошел до последнего игрока.

Отрывок из рассказа М. Зощенко «Баня»

Прошлую субботу я пошел в баню, - дают два номерка. Один за белье, другой за пальто с шапкой.

А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать - некуда. Карманов нету. Кругом - живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.

Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошел в баню.

Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытье? Грех один.

Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трех шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не сперли.

Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, ее себе взять, а гражданин не выпущает, задом повернулся и моется.

"Не стоять же, - думаю, - над его душой. Теперича, думаю, он нарочно три дня будет мыться".

Пошел дальше.

Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался - не знаю. А только тую шайку я взял себе.

А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идет. Один штаны моет, другой подштанники трет, третий еще что-то крутит. Только, скажем, вымылся - опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трешь. Грех один.

"Ну их, - думаю, - в болото. Дома домоюсь".

Команды читают свои варианты синонимов. Жюри выставляет оценки.

5-ая станция «Капитанская». Конкурс «Угадалка».

Задание: на ватмане спрятано слово. Капитан первой команды называет цифру от 1 до 6, ведущий открывает эту часть слова. Капитан говорит, какая это морфема и приводит 3 примера с ней. Если капитан не может ответить, то ход переходит к другому капитану. В слове спрятан 1 переход хода.

  1. не - пре - лож - переход хода - н - ый

  2. переход хода - раз - раст - а - ть - ся

  3. без - переход хода - ыскусств - енн - ый

Жюри выставляет оценки.

6-ая станция «Словарная». Конкурс «Наборщик».

Задание: составить из слова «словообразование» как можно больше слов.

А пока команды придумывают слова, поиграем со зрителями.

Игра «Ленточки»

Участвуют по 2 девочки и по 1 мальчику от каждой команды. Первая девочка завязывает 5 лент на мальчике, а вторая их должна найти и развязать с закрытыми глазами.

Итак, возвращаемся к командам. Называем по одному слову по очереди. У какой команды слова закончатся, та и проиграла.

Жюри выставляет оценки.

7-ая станция «Шарадная»

Задание: команды должны быстро дать ответ.

1. В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом - по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

2. Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Весь же - в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Наконец, мы приехали на Конечную станцию.

Предоставляем слово жюри для подведения итогов.

Молодцы, ребята! Победителям вручается сладкий приз, а команда, занявшая второе место, тоже не остается без подарков.

© 2010-2022