- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Игра по русскому языку Словообразовательное государство
Игра по русскому языку Словообразовательное государство
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Субботина Ю.Н. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку
Игра «Словообразовательное государство» (в виде соревнования между старшими классами)
Цели:
1. образовательная: закрепить изученное на уроках русского языка по теме «Словообразование», а также узнать новое в игровой форме;
2. воспитательная: воспитать умение уважительно относиться друг к другу и работать в команде, воспитание эмоциональной отзывчивости;
3. развивающая: развить образное мышление, память, наблюдательность, внимание, творческие способности в различных видах игровой деятельности.
Оборудование: карточки с заданиями, ватман, ленты, ножницы, шарфы.
Ход игры
- Добрый день, дорогие друзья! Ребята, на уроках русского языка мы познакомились с одним из разделов русского языка - словообразованием. Сегодня мы повторим изученное, а может быть, и узнаем новое в форме игры под названием «Словообразовательное государство». А путешествовать будем на поезде. У нас есть две команды, машинисты (капитаны), пассажиры (зрители) и контролёры (жюри). Команды представьтесь, пожалуйста. («Совы» и «Буквоежки»).
Итак, поехали!
1-ая станция «Лексическая». Конкурс «Придумай значение»
Задание: придумать для данных слов смешные толкования на основе «спрятанного» в них слова. Например, «нелепица» - некачественный пластилин, который не лепится».
Карточка с заданием 1-ой команде: бородавка, умозаключение, отчаиваться.
Карточка с заданием 2-ой команде: насупиться, прислониться, преподаватель
После прочтения командами вариантов ответов жюри выставляет им оценки.
2-ая станция «Хвостатая». Конкурс «У кого хвост длиннее»
Задание: подберите слова таким образом, чтобы последняя буква корня предыдущего слова была первой буквой корня последующего слова. У кого длиннее окажется цепочка слов? Например: вода - дача - чайник - йогурт - туча - почитать - томик…
У команд на карточках первое слово «Река - … ».
А пока команды выполняют задание, поиграем со зрителями.
Игра «Кенгуру»
Один доброволец выходит за дверь, ему дают задание изобразить кенгуру. Остальным в это время говорят, что он будет показывать кенгуру, но они ни в коем случае не должны называть это животное.
Проверка заданий у команд. Выставление им оценок.
3-я станция «Лирическая». Конкурс «Осенебри»
Задание: прослушайте отрывок из стихотворения Андрея Вознесенского «Осенебри». Найдите новые слова, придуманные автором. Определите, как они образованы, объясните значение этих слов.
Стоял январь, не то февраль,
Какой-то чертовый Зимарь.
Я помню только голосок,
Над красным ротиком - парок и песенку:
«Летят вдали красивые осенебри,
Но если наземь упадут, их человолки загрызут…»
Команды зачитывают свои варианты ответов. Жюри выставляет оценки.
4-ая станция «Синонимическая». Конкурс «Одним словом»
Задание: замените предлагаемые слова синонимами, представляющими собой сложные слова.
Карточка со словами для 1-ой команды:
-высотный дом (многоэтажка)
-блондин (светловолосый)
-предусмотрительный (дальновидный)
-усердный, прилежный (добросовестный)
-доверчивый (легковерный)
-болтовня (пустословие)
-мгновенно (молниеносно)
-коварный, предательский (вероломный)
-разлив реки (половодье)
Карточка со словами для 2-ой команды:
-неглавный, неважный (второстепенный)
-несерьезный человек (легкомысленный)
-вовремя (своевременно)
-одинаково (равноценно)
-героический (самоотверженный)
-трусливый (малодушный)
-оригинальный (своеобразный)
-эгоист (себялюбец)
-сверстник, ровесник (однолеток)
Игра со зрителями «История»
Участвуют 5 человек. Четверо выходят из аудитории, а первый учащийся слушает историю, которую читает ведущий, а затем пересказывает ее второму, второй - третьему… В результате сравниваем исходный текст и тот, что дошел до последнего игрока.
Отрывок из рассказа М. Зощенко «Баня»
Прошлую субботу я пошел в баню, - дают два номерка. Один за белье, другой за пальто с шапкой.
А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать - некуда. Карманов нету. Кругом - живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.
Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошел в баню.
Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытье? Грех один.
Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трех шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не сперли.
Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, ее себе взять, а гражданин не выпущает, задом повернулся и моется.
"Не стоять же, - думаю, - над его душой. Теперича, думаю, он нарочно три дня будет мыться".
Пошел дальше.
Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался - не знаю. А только тую шайку я взял себе.
А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идет. Один штаны моет, другой подштанники трет, третий еще что-то крутит. Только, скажем, вымылся - опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трешь. Грех один.
"Ну их, - думаю, - в болото. Дома домоюсь".
Команды читают свои варианты синонимов. Жюри выставляет оценки.
5-ая станция «Капитанская». Конкурс «Угадалка».
Задание: на ватмане спрятано слово. Капитан первой команды называет цифру от 1 до 6, ведущий открывает эту часть слова. Капитан говорит, какая это морфема и приводит 3 примера с ней. Если капитан не может ответить, то ход переходит к другому капитану. В слове спрятан 1 переход хода.
-
не - пре - лож - переход хода - н - ый
-
переход хода - раз - раст - а - ть - ся
-
без - переход хода - ыскусств - енн - ый
Жюри выставляет оценки.
6-ая станция «Словарная». Конкурс «Наборщик».
Задание: составить из слова «словообразование» как можно больше слов.
А пока команды придумывают слова, поиграем со зрителями.
Игра «Ленточки»
Участвуют по 2 девочки и по 1 мальчику от каждой команды. Первая девочка завязывает 5 лент на мальчике, а вторая их должна найти и развязать с закрытыми глазами.
Итак, возвращаемся к командам. Называем по одному слову по очереди. У какой команды слова закончатся, та и проиграла.
Жюри выставляет оценки.
7-ая станция «Шарадная»
Задание: команды должны быстро дать ответ.
1. В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом - по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
2. Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же - в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Наконец, мы приехали на Конечную станцию.
Предоставляем слово жюри для подведения итогов.
Молодцы, ребята! Победителям вручается сладкий приз, а команда, занявшая второе место, тоже не остается без подарков.