- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспекты уроков
Конспекты уроков
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Милюкова В.М. |
Дата | 20.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
9 класс Русский язык
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении.
Цель:
-дать понятие о СПП; уметь находить придаточное предложение в составе СПП, уметь отличать СПП от других СП; строить схемы СПП
-развитие навыка работы с текстом, умения находить СПП в тексте
-способствование воспитанию нравственных качеств личности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации урока: комбинированная
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, текст, таблицы, учебники
Ход урока
I. Организационный момент эмоциональный настрой
II. Актуализация
Блиц-опрос (вопросы на доске)
1.Сложные предложения- это…?
2.Средства связи простых предложений в состав сложного?
3.Сложносочиненными предложениями называются…?
4.По значению союзов ССП делятся на…?
5. Когда в ССП между частями простых предложений не ставятся знаки препинания?
Задание: не записывая предложения , составить схемы
Всходило солнце, и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.
То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
Я отправился пешком, а Митрич ехал за мной верхом.
III. Формирование новых понятий и способов действия
Запись предложений:
Лицо человека часто искажается злобой, и от этого оно становится безобразным.
Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.
--Отличаются ли эти предложения по смыслу?
--А по структуре? (доказательство) разбор 1 предложения
Запись темы
Разбор 2 предложения и вывод:
ССП-это сложное предложение, состоящее из простых предложений, оно из которых синтаксически зависит от другого, т.е. связано подчинительной связью. Предложение, которое в составе сложного подчинено другому простому, называется придаточным. Предложение, подчиняющее себе придаточное предложение, называется главным. От главного к придаточному можно задать вопрос и определить тип придаточного. Зависимость придаточного от главного устанавливается при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Придаточное предложение может занимать любую позицию в составе сложного: стоять в начале. В конце или в середине предложения.
Запись предложений и их разбор:
Софья поняла, что Молчалин её не любит.
Когда Чацкий возвращается в Москву, он сразу же едет в дом Фамусова.
О героях какого произведения идет речь? На чем строились взаимоотношения героев комедии?
(обман и лицемерие)
IV. Применение.
Работа с учебником с.85 чтение
№ 136 выборочно
1 вариант- № 1,4
2 вариант- № 5,6 списать. Составить схемы ( у доски только схемы)
Работа с текстом Найти в тексте предложения по словам, списать. Составить схемы.
Осень наступила.
Наступила осень. Солнце, чтобы отдать последнее нерастраченное тепло, греет ещё почти по-летнему. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал более холодным и резким. Он напоминает о том, что на дворе уже стоял сентябрь месяц. Среди яркой зелени уже заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.
Птицы уже начинают собираться в стаи, готовятся к длительному перелёту в тёплые края. Ещё слышится отовсюду их весёлый гомон, щебетанье, которые вскоре утихнут до новой весны. Ещё не начался сезон затяжных и бурных ливней, однако небо уже изредка хмурится. Иногда на землю проливается дождь, но лужи высыхают тут же под последними ласковыми лучами солнца.
По утрам становится холоднее. Небо в это время удивительно прозрачное, чистое и высокое. Чтобы ничто не мешало солнцу дарить нам своё тепло, усилившийся ветер разогнал все облака, разметал их по дальним уголкам. Наряду с красными листьями краснеют и ягоды. Все кустарники будто специально приукрасились к началу осени. Ягоды разных размеров тихонько покачиваются и привлекают внимание птиц и маленьких зверьков, которые делают запасы на зиму. В воздухе стоит особенный осенний аромат: запах свежескошенной травы, нагретой за лето земли и спелых яблок.
Природа одевается в яркие осенние краски, стремясь покрасоваться перед приходом чёрно-белой зимы. Это похоже на прощальный карнавал, где золотая осень стремится показать всю свою красоту. Быстрота и резкость жаркого лета уходят, уступая место степенности и неторопливости, что больше соответствует нынешнему времени года. Даже надоедливые насекомые, которые были ранее практически неуловимые, теперь начинают впадать в спячку. Их движения, медлительные и сонные, не дают забыть о том, что осень уже на пороге.
…,чтобы отдать…
Он напоминает….
…привлекают внимание…
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Домашнее задание:
«3»-№ 136 дописать предложения, составить схемы
«4»-+137 (2-я часть) схемы
«5» из романа «Евгений Онегин» 5-6 СПП. Схемы
Рефлексия
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня
1.Шевелить мозгами
2.Краем уха
3.Хлопать ушами