Конспекты уроков

Конспект урока в 9 классе по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении» при первом знакомстве с данным видом сложных предложений. Используется как коллективный метод работы, так и индивидуальный, и групповой, и по вариантам. При проведении урока можно использовать интерактивную доску, на  которой выводятся предложения и их схемы. работая с текстом, предлагаю его разбить на части и работу выполнять по вариантам. В конспекте использовала предложения из комедии Грибоедова «Горе от ума» как моме...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс Русский язык

Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении.

Цель:

-дать понятие о СПП; уметь находить придаточное предложение в составе СПП, уметь отличать СПП от других СП; строить схемы СПП

-развитие навыка работы с текстом, умения находить СПП в тексте

-способствование воспитанию нравственных качеств личности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации урока: комбинированная

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, текст, таблицы, учебники

Ход урока

I. Организационный момент эмоциональный настрой

II. Актуализация

Блиц-опрос (вопросы на доске)

1.Сложные предложения- это…?

2.Средства связи простых предложений в состав сложного?

3.Сложносочиненными предложениями называются…?

4.По значению союзов ССП делятся на…?

5. Когда в ССП между частями простых предложений не ставятся знаки препинания?

Задание: не записывая предложения , составить схемы

Всходило солнце, и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.

То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

Я отправился пешком, а Митрич ехал за мной верхом.

III. Формирование новых понятий и способов действия

Запись предложений:

Лицо человека часто искажается злобой, и от этого оно становится безобразным.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.

--Отличаются ли эти предложения по смыслу?

--А по структуре? (доказательство) разбор 1 предложения

Запись темы

Разбор 2 предложения и вывод:

ССП-это сложное предложение, состоящее из простых предложений, оно из которых синтаксически зависит от другого, т.е. связано подчинительной связью. Предложение, которое в составе сложного подчинено другому простому, называется придаточным. Предложение, подчиняющее себе придаточное предложение, называется главным. От главного к придаточному можно задать вопрос и определить тип придаточного. Зависимость придаточного от главного устанавливается при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Придаточное предложение может занимать любую позицию в составе сложного: стоять в начале. В конце или в середине предложения.

Запись предложений и их разбор:

Софья поняла, что Молчалин её не любит.

Когда Чацкий возвращается в Москву, он сразу же едет в дом Фамусова.

О героях какого произведения идет речь? На чем строились взаимоотношения героев комедии?

(обман и лицемерие)

IV. Применение.

Работа с учебником с.85 чтение

№ 136 выборочно

1 вариант- № 1,4

2 вариант- № 5,6 списать. Составить схемы ( у доски только схемы)

Работа с текстом Найти в тексте предложения по словам, списать. Составить схемы.

Осень наступила.

Наступила осень. Солнце, чтобы отдать последнее нерастраченное тепло, греет ещё почти по-летнему. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал более холодным и резким. Он напоминает о том, что на дворе уже стоял сентябрь месяц. Среди яркой зелени уже заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.

Птицы уже начинают собираться в стаи, готовятся к длительному перелёту в тёплые края. Ещё слышится отовсюду их весёлый гомон, щебетанье, которые вскоре утихнут до новой весны. Ещё не начался сезон затяжных и бурных ливней, однако небо уже изредка хмурится. Иногда на землю проливается дождь, но лужи высыхают тут же под последними ласковыми лучами солнца.

По утрам становится холоднее. Небо в это время удивительно прозрачное, чистое и высокое. Чтобы ничто не мешало солнцу дарить нам своё тепло, усилившийся ветер разогнал все облака, разметал их по дальним уголкам. Наряду с красными листьями краснеют и ягоды. Все кустарники будто специально приукрасились к началу осени. Ягоды разных размеров тихонько покачиваются и привлекают внимание птиц и маленьких зверьков, которые делают запасы на зиму. В воздухе стоит особенный осенний аромат: запах свежескошенной травы, нагретой за лето земли и спелых яблок.

Природа одевается в яркие осенние краски, стремясь покрасоваться перед приходом чёрно-белой зимы. Это похоже на прощальный карнавал, где золотая осень стремится показать всю свою красоту. Быстрота и резкость жаркого лета уходят, уступая место степенности и неторопливости, что больше соответствует нынешнему времени года. Даже надоедливые насекомые, которые были ранее практически неуловимые, теперь начинают впадать в спячку. Их движения, медлительные и сонные, не дают забыть о том, что осень уже на пороге.

…,чтобы отдать…

Он напоминает….

…привлекают внимание…

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Домашнее задание:

«3»-№ 136 дописать предложения, составить схемы

«4»-+137 (2-я часть) схемы

«5» из романа «Евгений Онегин» 5-6 СПП. Схемы

Рефлексия

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня

1.Шевелить мозгами

2.Краем уха

3.Хлопать ушами



© 2010-2022