Вопросы для подготовки к олимпиаде по литературе 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРАСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Задания ІІІ этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе


11 класс 22 февраля 2014 г.


Литературный тур (максимальная оценка 50 баллов)

Задание 1 (2 балла)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы

1. Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и вечно бороться и лишаться, а………… - душевная подлость». Это кредо является правилом жизни и положительных героев романа « Война и мир».

Что (по Толстому) является «душевной подлостью»? ( Равнодушие? Терпение? Эгоизм? Спокойствие?) (1 балл)

2. Рисуя этого персонажа в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой показал его не только жестоким бретером (человеком, готовым драться на дуэли по всякому поводу) и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом.

Кто этот персонаж? Назовите фамилию и имя.

Задание 2 (3 балла)

Прочитайте отрывки из текстов.

Назовите произведение и автора.

1. С полверсты он прошел полем. Кладбище обозначалось вдали темной полосой, как лес или большой сад. Показалась ограда из белого камня, ворота... При лунном свете на воротах можно было прочесть: «Грядет час в онь же...» ( ОН) вошел в калитку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по обе стороны широкой аллеи и черные тени от них и от тополей; и кругом далеко было видно белое и черное, и сонные деревья склоняли свои ветви над белым. Казалось, что здесь было светлей, чем в поле; листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей и на плитах, и надписи на памятниках были ясны. На первых порах (ЕГО) поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и покоем…

И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом. Он едва нашел ворота, - уже было темно, как в осеннюю ночь, - потом часа полтора бродил, отыскивая переулок, где оставил своих лошадей. « Я устал, едва держусь на ногах», - сказал он Пантелеймону. И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал: «Ох, не надо бы полнеть!»

2. И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. « Он не может умереть!» - с радостью сказали люди. 1

3. Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Задание 3 (12 баллов)

Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создает Игорь Северянин в стихотворениях из сборника сонетов «Медальоны». Назовите первое и последнее произведение (сборники) этих авторов.

1.

Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает четки.

Осенней ясностью в ней чувства четки.

Удел - до святости непоправим…

2.

Его улыбка - где он взял ее? -

Согрела всех мучительно влюбленных,

Униженных, больных и оскорбленных.

Кошмарное земное бытие…

3.

Он в жизнь вбегал рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и веселым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком…

4.

Путь конквистадора в горах остер.

Цветы романтики над ним нависли.

И жемчуга на дне - морские мысли -

Трехцветились, когда ветрел костер.

Задание 4 (5 баллов)

Соотнесите имена русских писателей и названия мест, где существуют их музеи и почему.

1.Ф.М. Достоевский Багдади

2.А.Н. Островский Таганрог

3.Ф.И. Тютчев Старая Русса

4.В.В. Маяковский Овстуг

5.А.П. Чехов Щелыково

2

Задание 5 (8 баллов) Достоевский глазами художников Перова и ГлазуноваВопросы для подготовки к олимпиаде по литературе 11 класс Вопросы для подготовки к олимпиаде по литературе 11 класс

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) был современником Достоевского. Его искусство утверждало демократические идеалы, новые народные темы. Он автор известных картин: "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Проводя покойника", "Тройка". В начале 1870-х годов Перов создал ряд замечательных портретов, преимущественно писателей и художников. Лучшее, что было создано Перовым в этом жанре живописи - портрет Ф.М. Достоевского. В мае 1872 года Василий Григорьевич Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф. М. Достоевского. Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова.

Другой портрет писателя принадлежит кисти художника XX века, нашего современника, Ильи Сергеевича Глазунова. Художник проиллюстрировал многие произведения писателя, им создано несколько его портретов (1956 год). Наиболее впечатляющий тот, который перед вами.

Определите характерное в образе писателя, подмеченное каждым художником. Ответ оформите в виде небольшого стройного монологического высказывания. Введите описание портретов и ответы на вопросы в любой последовательности, учитывая свою логику повествования.

1.Какой портрет кисти В.Г. Перова, какой - И.С. Глазунова?

2. Кто из художников выразительно подметил характерный для писателя жест, служащий знаком внутреннего напряжения? Какой?

3. На фоне какого города изображен Достоевский? Почему?

4.Кому из художников удалось уловить « минуту творчества Достоевского»?

5.Почему художники уделяют большое внимание изображению взгляда писателя?

Задание 6 (5 баллов)

Прочитайте стихотворение. Проанализируйте его идейно-тематическое содержание (ведущая тема - 1 балл, идея (основная мысль) произведения-1 балл, развитие мысли автора (лирического героя)-2 балла, эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи-1 балл).

3

«Два паруса лодки одной» Иннокентий Анненский

Нависнет ли пламенный зной

Иль, пенясь, расходятся волны,

Два паруса лодки одной,

Одним и дыханьем мы полны.

Нам буря желанья слила,

Мы свиты безумными снами,

Но молча судьба между нами

Черту навсегда провела.

И в ночи беззвездного юга,

Когда так привольно-темно,

Сгорая, коснуться друг друга

Одним парусам не дано…

Стихотворение было опубликовано в 1904 году, став прекрасным

образцом подлинного русского символизма.

Задание 7 (15 балов)

Прочитайте отрывок из текста "Будущее литературы как предмет изучения". Лихачёв Д.С. "НОВЫЙ МИР" №9, 1969 г.

« Прочтя название этой статьи, читатель непременно подумает: "Модная тема! Не довольно ли с нас футурологии, предсказаний и предвещаний, облеченных в научную форму? Творчество нельзя предвидеть, нельзя предсказать появление того или иного гениального художественного произведения или научного открытия". Мы не знаем - куда влечет нас литературное развитие. Мы привыкли к литературе как к удобному местопребыванию. Но литература не "местопребывание". Литературное развитие стремит нас вперед в более или менее постоянном направлении, и нам надо знать - куда».

Что вы думаете о будущем литературы как предмете изучения?




4



© 2010-2022