Организация работы со слабоуспевающими детьми

Данное методическое пособие поможет учителю организовать работу со слабоуспевающими детьми  на уроке о во внеурочное время. Предназначено для учителей русского языка и литературы.  «Главное – не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства».  Эти слова В.А.Сухомлинского определяют основную задачу педагога, работающего со слабоуспевающими детьми.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Безрукова Марина Яковлевна, преподаватель русского языка и литературы Уссурийского суворовского военного училища.



Работа со слабоуспевающими детьми.( Слайд 1)


«Главное - не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства».(Слайд 2)

Эти слова В.А.Сухомлинского определяют основную задачу педагога, работающего со слабоуспевающими детьми.

Учащиеся, испытывающие трудности в обучении, попадают в группу трудных в обучении по ряду причин, среди которых слабое развитие интеллектуальных способностей и воли, сниженная работоспособность, слабое развитие эмоциональной сферы, отсутствие должных познавательных интересов, дефицит внимания, психологическая и физическая незрелость, недостаток воспитанности личности, часто болевшие дети. При отсутствии активной помощи со стороны взрослых они в большинстве случаев могут стать не только неуспевающими, но и трудными.

Эти ученики плохо читают, не могут уловить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут сосредоточиться, у них бедный словарный запас, они с трудом воспринимают переносное значение слов, метафору, не чувствуют подтекста.

Методика обучения слабоуспевающих детей должна быть специальной, «своей»; она должна строиться так, чтобы учесть особенности развития этой части школьников. Иначе стандарт образования не удастся реализовать. ( Самый главный вопрос, который стоит перед учителем: как организовать учебную деятельность со слабоуспевающими детьми. Необходимо составить план работы, который может выглядеть следующим образом:

  1. Выявить учащихся.

  2. Провести психолого-педагогическую диагностику, цель которой выявить учебное отставание по темам.

  3. Составить карту временного и содержательного отставания по темам.

  4. Определить:

- срок, необходимый для устранения пробелов в знаниях;

- необходимые меры и формы помощи;

- распределение усилий, причем все это надо делать с учащимися.

5. Создать программу индивидуально-познавательного движения и

приступить к ее выполнению.

6.Результатом работы является серия контрольных работ и зачетов. (Слайд 3)

Примерная программа индивидуально-педагогического движения.

  1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с указанием

причин отставания.

  1. Входной контроль.

  2. Основные темы, по которым наблюдается отставание.

  3. План работы по темам с указанием дат, форм и методов работы.

  4. Выходной контроль.

  5. Диаграмма роста.

(Слайд 4)

Знания растут из практики и опираются на нее. Поэтому сначала отрабатываются базовые умения, а потом на подготовленную почву накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учеником.

Таким образом, не следует требовать у слабоуспевающих учеников пересказа теории, особенно в такой отвлеченной форме, как определения и правила, пока не сложатся необходимые умения и навыки. Успех учебы в значительной мере определяется уровнем общей речевой подготовки обучающихся, в первую очередь, сформированностью у них навыков чтения, способностью понимать вводимую учебную информацию. Этих качеств нет у большинства слабоуспевающих детей. Поэтому на каждом уроке ученик должен читать и писать. Постоянное внимание к содержанию, смыслу текста постепенно развивает вдумчивое отношение к читаемому.

Тексты на лингвистическую тему обязательно должны подвергаться логической обработке. Особое внимание уделяется терминам и понятиям. Ведется разъяснительная работа. Так же подробно растолковываются задания к упражнениям: что надо сделать

(при необходимости дается образец или алгоритм выполнения задания), объясняется, зачем этим надо заниматься, необходимо показать, как оформляется запись. Все пояснения делаются терпеливо, без раздражения, пока ученик не научится действовать определенным образом. Одно и то же задание может повторяться многократно, до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный уровень его выполнения.

Необходимо при выполнении задания придерживаться временных рамок, ученик должен не только выполнить задание, но выполнить его в определенное время. Временные параметры формируют функциональную грамотность, задают рабочий ритм, заставляют сосредоточиться на выполнении учебной задачи. Очень важно также не допускать, чтобы скапливался и увеличивался в объеме неусвоенный материал. Работа со слабоуспевающим учеником должна носить систематический характер.

Под контролем следует держать не только навыки чтения и грамматического анализа, но и письма. За начальные четыре года обучения навыки письма не складываются как прочные, поскольку они не входят в сферу бытовой деятельности. Если не надо делать уроки, то ребенок смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, занимается спортом, играет, лепит, читает, но не пишет. Письмо как навык формируется обычно только в процессе школьных занятий. Чтобы сформировать этот навык надо достаточно писать. Выполнение лишь традиционных упражнений недостаточно для быстрого становления устойчивых навыков грамотного письма. Нужны специальные ежедневные упражнения, развивающие скорость письма и ориентировку в нем.

Дает хороший результат запись разученного текса : письмо по памяти, списывание предварительно проанализированного текста. При этом соблюдаются определенные правила. Сначала текст читается вслух, требуется, чтобы он звучал выразительно. Обращаем внимание на непонятные слова и на образные слова и выражения; даем краткие комментарии орфографического и пунктуационного характера. После анализа текст читается еще раз и ученик его списывает. Оценка должна быть дана немедленно после выполнения задания. Если текст стихотворный, то к концу работы некоторые ученики запоминают его наизусть. А значит, обогащается их лексика, грамматический строй речи, образно-эмоциональное состояние психики. Списывание хорошо чередовать с творческими заданиями малых форм: пересказ небольших текстов; ответы на вопросы учителя. Когда текст предлагается для пересказа, он читается учителем; затем кратко анализируется значение и правописание трудных слов, обращаем внимание на переносное значение слов, на отдельные синтаксические конструкции; в конце текст читается повторно. На его воспроизведение отводится не более 15 минут. Ответы на вопросы дают как в устной форме ( особенно в начале) так и письменной. Они могут быть общеразвивающего характера и специального учебного.

Соединяя занятия языком с активной речевой деятельностью ( чтение, свободное письмо и говорение, внимательное слушание и толкование как прочитанного, так и услышанного), удается более успешно достигать положительных результатов в обучении.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь.

Большое количество ошибок связано с тем, что учащиеся не видят орфограммы.

Одна из главнейших задач - формировать орфографическую зоркость. Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.

Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50%.

Справедливо замечено педагогом-психологом Н.Ф. Талызиной, что осмысление материала вызывается его 100-200 кратным повторением. Например, чтобы ребенок научился писать букву а, он должен написать ее 100-200 раз на протяжении какого-то периода времени. Если он сразу напишет эту букву 100 или 200 раз, то это не даст желаемого результата. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, в процессе которого и формируется навык.

В своей работе я использую приемы, которые позволяют выработать навык звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль, такие как:

1. Проверка орфограмм, списывание упражнения с орфограммами;

2. Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради;

3. Подчеркивание орфограмм;

4. Дано несколько слов с разными орфограммами. Выписать определенные;

5. Написание слов по памяти и подчеркивание орфограмм;

6. Игра "Огоньки": дети рисуют красные кружки под орфограммами и записывают слова с орфограммами в тетрадь;

7. Письмо с проговариванием;

8. Письмо с комментированием;

9. Словарная, творческая работа;

10. Устное объяснение орфограмм;

11. Диктант "Проверяю себя";

12. Диктант с обоснованием;

13. Диктант с постукиванием перед словом с орфограммой;

14. Диктант "Найди слова".(Слайд 5, 6, 7)

При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Поэтому я стремлюсь развивать у детей этот вид памяти.

Работа ведётся по алгоритму:

1. Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.

2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.

3. Читай предложение по слогам про себя.

4. Просматривай, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.

5. Закрывай глаза и мысленно "пиши" каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. ("Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу".)

6. Запиши предложения в тетрадь. (Доска с записанным предложением закрывается.) (Проговори слово, запиши и проверь.)

7. Предложение открывается. Проверь от последнего слова к первому.

На уроках русского языка я использую игры, развивающие оперативную память и внимание.

В тетрадях стало меньше исправлений, увеличилась скорость письма, дети стали более внимательны.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

Организация обучения грамотному письму без предварительной подготовки отрицательно сказывается на формировании у учащихся прочных умений и навыков. Поэтому для обеспечения орфографической грамотности на уроках большое значение имеет работа по предупреждению ошибок.

На уроках русского языка использую следующие приемы, такие как:

1. Проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное).

2. Звуковой анализ слов.

3. Проведение выборочного комментирования.

4. "Словарь корней", "Орфографический словарик".

5. Использую на уроках таблицы; сигнальные карточки при проведении предупредительного и выборочного диктантов; карточки, содержащие трудные по написанию слова.

Анализируя ошибки, надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их. К примеру, ученик может допускать ошибки в таких случаях: не знает правило или, наоборот, правило знает, но применить его на письме не может; смешивает правила или не понимает смысла того, о чем пишет. В целях обеспечения орфографической грамотности учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ ошибок в знаниях учащихся.

Своевременная и сознательная работа учащихся по исправлению своих ошибок - важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем. Её можно разделить на два вида:

а) работа над типичными ошибками учащихся класса;

б) работа над индивидуальными ошибками.

Предупреждение ошибок я осуществляю на каждом уроке, давая детям очень короткие по времени упражнения, так называемые упражнения-пятиминутки, на которых использую стихотворные упражнения по орфографии . Эти упражнения помогают мне добиться прочной грамотности учащихся. Они могут быть разнообразными по форме и по содержанию.

Цель устных упражнений - тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов; письменных - вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети еще не изучали, но на которые очень часто встречаются слова как в детской речи, так и в грамматических и орфографических письменных упражнениях.

Например:

1. Я читаю загадки, а учащиеся записывают слова-отгадки, а затем составляют

предложение со словами-отгадками. Пример: Стоит Антошка на тонкой ножке.

(Гриб.)

Орфографические сказки используются с учетом психологических особенностей детей.

Они помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова.

А вот средством оценки (контроля) качества орфографической подготовки является диктант.

Каждый урок я начинаю с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов.

Задание получает каждый ряд по одному столбику слов на 1-2 минуты, по истечении которых читаются слова так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова в первом столбике на непроверяемую гласную, во втором столбике - на непроизносимую согласную, и как её проверить, в третьем столбике - на парную согласную, и как её проверить.

При подборе языкового материала для диктантов по памяти не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности. В то же время важно выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности, используя алгоритм :

- Прочитай предложение так, как оно слышится.

- Прочитай предложение, как оно пишется.

- Повтори по памяти.

- Найди орфограммы ("опасные места")

- Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется.

- Пиши и подчеркивай орфограммы.

- Проверь.

Рекомендации, которые я учитываю при работе со слабоуспевающими учениками:

  • При опросе слабоуспевающим ученикам желательно давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным дома; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

  • По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал.

  • При опросе создавать ситуации успеха.

  • Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

  • В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекать их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

Учитель должен:

  • Знать психическое развитие ребёнка:

- восприятие (каналы - кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)

  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка

  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке

  • Проявлять

- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика

  • Уметь встать на позиции ученика

  • НЕТ насмешливому тону!

  • Уметь вести непринуждённый диалог

  • Стремиться к внешней занимательности

  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом

  • В обучении применять

- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно - развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитие психических процессов)

  • Рационально распределять учебный материал (трудное - сначала!)

  • Применять частую смену видов деятельности на уроке

  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока

  • Стремиться к алгоритмизации деятельности (Слайд 5, 6, 7)



© 2010-2022