Рабочая программа по литературе для 5 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХОМУТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2»

Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

руководитель ШМО

Протокол №1 от 30.08.2013г

Согласовано зам.директора по УР


31 .08.2013г

Утверждаю: Директор МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»

31.08. 2013г

Рабочая программа

по литературе


для учащихся 5 в,г классов

на 2013-2014 учебный год

Учитель: Тропина Алёна Александровна

Годовое количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

Плановое количество развития речи: 10ч

внеклассного чтения: 3ч

практических работ: 8ч




Хомутово 2013

Пояснительная записка


Примерная рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень)/ под ред. В.Я.Коровиной.М.:Просвещение,2010г.

Для реализации программы используется учебник в двух частях для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин (Москва, «Просвещение», 2008 год, 9-е издание).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература.

Цель изучения литературы в школе:

приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова русской и зарубежной литературы.

Учебная программа рассчитана на формирование у учащихся умений и навыков слушания:

понять тему сообщения, логику рассуждения,

выделить главное, отметить ключевые слова,

чтения (работа с учебником, анализ построения статьи теоретического характера),

говорения (умение строить ответ в определенном стиле, составлять и использовать простой и сложный план),

письма и совершенствования устного и письменного высказывания.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать и прогнозировать.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

  • составление планов;

  • краткие и подробные пересказы текста;

  • изложение с элементами сочинения;

  • устные и письменные сочинения-характеристики героев;

  • анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

  • развитие художественной фантазии у детей;

  • прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

  • придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов.

Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

  • воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 5 класса:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям;

  • формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя ценностей.

  • помочь учащимся войти в мир культуры;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • текст художественного произведения;

  • главных героев;

  • последовательность и связь событий в изученных произведениях;

  • тексты, рекомендованные для заучивания наизусть;

  • основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет

Учащиеся должны уметь:

  • выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь событий в произведении;

  • правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые тексты;

  • находить в тексте сравнения, олицетворение, эпитет и объяснять их роль в контексте;

  • пересказывать устно и письменно (изложение) - кратко, подробно, выборочно;

  • составлять план небольшого эпического произведения;

  • составлять рассказ о литературном герое;

  • пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и книг.

Учебная программа рассчитана на 68 часов, т. е. на 2 часа в неделю





Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана


Класс

Количество

часов в неделю

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

5

2 часа (68 в год)

«Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы». Авторы: В.Я. Коровина В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. - М.: Просвещение, 2010.

Учебник-хрестоматия "Литература 5 класс. Часть 1,2" Авторы: В.Я. Коровина В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина

М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 классаРабочая программа по литературе для 5 классаРабочая программа по литературе для 5 классаРабочая программа по литературе для 5 классаРабочая программа по литературе для 5 класса

О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарева «Поурочные разработки по литературе. 5 класс», Москва , «Вако», 2006

О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе» 5 класс, Москва, «Экзамен» 2008 год.

Е.В.Суркис «Повторение и контроль знаний по литературе» 5 класс, Волгоград «Глобус», 2008 год.

В.Я.Коровина и др. «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Москва, « Просвещение», 2010 год.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Развитие речи

Практическая работа

Введение

1

Устное народное творчество

6

1

2

Из древнерусской литературы

1

Из русской литературы 18 века

1

Из русской литературы 19 века

27

2

6

2

Из русской литературы 20 века

19

1

2

2

Писатели улыбаются

2

Из зарубежной литературы

11

1

2

Итого

68ч

10ч

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Часы

Вид контроля

Приме чания

1.

2.09-7.09

Введение. Книга в жизни человека

1

2.

Русский фольклор.

1

Практическая работа

3.

9.09-14.09

Сказка как вид народной прозы

1

4.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»

1

5.

16.09-21.09

«Иван-крестьянский сын …» -волшебная сказка героического содержания

1

6.

Сказки о животных. Народные представления о справедливости

1

Практическая работа

7.

23.09- 28.09

РР Мои любимые русские народные сказки

1

Развитие речи

8.

Возникновение древнерусской литературы

1

9.

30.09- 05.10

М.В.Ломоносов и его юмористическое нравоучение

1

10.

И.А.Крылов. Истоки басенного жанра

1

11.

07.10-12.10

Рассказ и мораль в басне

1

12.

Вн.чт. Басни И.А.Крылова

1

Внеклассное чтение

13.

14.10-19.10

В.А.Жуковский Сказка «Спящая царевна»

1

14.

В.А.Жуковский Баллада «Кубок»

1

15.

21.10-26.10

А.С.Пушкин Детство. Годы учения. «Няне»

1

16.

А.С.Пушкин «У Лукоморья»

1

17.

28.10-02.11

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Практическая работа

18.

Стихотворная и прозаическая речь

1

Развитие речи

19.

11.11-16.11

Художественный мир пушкинских сказок. Мои любимые сказки А.С.Пушкина

1

Развитие речи

20.

Русская литературная сказка Антоний Погорельский « Черная курица». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке

1

21.

18.11-23.11

В.М.Гаршин «Attalea princes»

1

22.

М.Ю.Лермонтов. Историческая основа стихотворения «Бородино»

1

23.

25.11-30.11

Н.В.Гоголь

Основа повести "Заколдованное место"

1

24.

Сочетание реального и фантастичес-

кого в повести

1

Развитие речи

25.

02.12-07.12

Н.А.Некрасов

Судьба народа в стихотворении "На Волге"

1

26.

Образ русской крестьянки в поэме

"Мороз, Красный нос"

1

27.

09.12-14.12

И.С.Тургенев. Рассказ "Муму"

1

28.

Духовные и нравственные качества Герасима

1

Практическая работа

29.

16.12-21.12

РР Сочинение "Протест героя против рабства"

1

Развитие речи

30.

Л.Н.Толстой

Рассказ-быль "Кавказский пленник"

1

31.

23.12-28.12

Жилин и Костылин - два разных характера

1

32.

Жилин и татары. Жилин и Дина

1

33.

13.01-18.01

РР Сочинение "Законы человеческой жизни" (отзыв)

1

Развитие речи

34.

А.П.Чехов «Хирургия»

1

35.

20.01-25.01

Вн.чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова

1

Внеклассное чтение

36.

Образы природы в русской поэзии

1

Развитие речи

37.

27.01-01.02

И.А.Бунин. Рассказ "Косцы"

1

38.

В.Г.Короленко

"В дурном обществе"

1

39.

03.02-08.02

Сюжет и композиция повести

1

40.

Глава "Кукла" - кульминация

повести

1

41.

10.02-15.02

РР Сочинение "Путь Васи к правде

и добру"

1

Развитие речи

42.

С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы

1

43.

17.02-22.02

П.П.Бажов

Сказ "Медной горы хозяйка"

1

44.

Вн.чт. Сказы П.П.Бажова

1

Внеклассное чтение

45.

24.02-01.03

К.Г.Паустовский

Сказка "Тёплый хлеб"

1

46.

Рассказ "Заячьи лапы"

1

47.

03.03-08.03

С.Я.Маршак. Слово о писателе. «Двенадцать месяцев».

1

48.

Теория литературы Драма как род литературы, герои пьесы

1

Практическая работа

49.

10.03-15.03

А.П.Платонов Быль и фантастика в рассказе «Никита».

1

50.

Жизнь как борьба добра и зла

1

51.

17.03-22.03

В.П.Астафьев

Рассказ "Васюткино озеро"

1

52.

Становление характера Васютки

1

53.

31.03-05.04

РР Сочинение "Тайга хлипких не любит"

1

Развитие речи

54.

Поэты о Великой Отечествен

ной войне. Стихи А. Твардовского, К. Симонова

1

55.

07.04-12.04

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

1

Практическая работа по поэзии, рифме

56.

Саша Чёрный. «Кавказский

пленник»

1

57.

14.04-19.04

Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»

1

Практическая работа (по родам литературы)

58.

Р.Л. Стивенсон. Баллада "Вересковый мёд"

1

59.

21.04-26.04

Д. Дефо. "Жизнь и удивительные приключения

Робинзона Крузо"

1

60.

Гимн неисчерпаемым возможностям человека

1

61.

28.04-03.05

Х.К. Андерсен

Сказка "Снежная королева"

1

62.

Победа добра, любви и дружбы

1

63.

05.05-10.05

Ж. Санд

Рассказ "О чём говорят цветы"

1

64.

РР Сочинение-миниатюра "О чём рассказал мне цветок (бабочка,

камень, дерево…)"

1

Развитие речи

65.

12.05-17.05

М. Твен

«Приключения Тома Сойера"

1

66.

Дружба, игры, находчивость детей

1

67.

19.05-24.05

Д. Лондон

"Сказание о Кише"

1

68.

Итоговый тест

1

Урок контроля

















Приложение

Контрольная работа
Литература, 5 класс.

Сопроводительная записка



Чистое время проведения - 1 урок

Цели проведения работы:

1. Выявление уровня развития творческого воображения ученика, оригинальности и гибкости мышления.

2. Определение сформированности речевых навыков (правильность, выразительность, богатство речи, соблюдение стилистических особенностей и норм, присущих сказке)

3. Выявление умений создавать текст, соответствующий жанрово-стилевым особенностям сказки (наличие вымысла, сказочная обстановка, фантастические ситуации и герои; композиционное своеобразие, присущее сказке: повторы, характерная концовка, гиперболизация и т.п.) и языковых особенностей сказки (на лексическом уровне - постоянные эпитеты, разговорная речь, эмоционально окрашенные слова; на морфологическом уровне - краткие прилагательные, уменьшительно-ласкательные суффиксы и т.п.; на синтаксическом уровне - неполные предложения, диалоги, обратный порядок слов ...)

4. Выявление реализации в тексте нравственных категорий, присущих сказке (победа добра над злом, торжество справедливости).

5. Определение сформированности таких текстовых категорий, как полнота, глубина раскрытия темы и главной мысли, структурно-композиционная завершенность, последовательность, логичность.

Содержание работы

Ученикам зачитывается начало сказки (см. ниже), затем классу предлагается написать продолжение, чтобы получилось законченное произведение.

Перед написанием учитель должен нацелить учащихся на то, чтобы в результате их творческой деятельности возникла именно сказка, которая имеет свои характерные языковые, стилевые, композиционные особенности.

Проверка и описание работы

При проверке одна оценка выставляется за грамотность в соответствии с требованиями для учащихся 5-го класса.

Вторая оценка выставляется за содержание, при этом учитывается, насколько работа соответствует следующим критериям:

1. Оригинальность замысла и его реализации.

2. Правильность речи.

3. Соблюдение жанрово-стилевых особенностей сказки.

4. Передача языковых особенностей сказки.

5. Соответствие традиционным нравственным ценностям.

По каждому критерию работа оценивается в рамках от 0 до 2 баллов (0 - критерий не проявляется, 1 - присутствует, 2 - ярко выражен). В целом работа может быть максимально оценена 10 баллами.

Шкала оценок:

9-10 баллов - оценка 5

6-8 баллов - оценка 4

3-5 баллов - оценка 3

0-2 балла - оценка 2

ЛИСТ ОТВЕТА



Район____________________________________________

Школа № _____ Класс ________

Фамилия, имя ________________________________________________________________

Текст

Жил да был в дальней деревне крестьянин, и всю жизнь он без коня маялся, и так-то уж ему плохо приходилось! Поле пахать - он с лопатой возиться, дрова готовить на зиму - он на плечах бревна тащит, сено корове возить - он все на себе. И начал он деньги копить, да не на простого конька, а на такого, чтобы и силен был, и красив, и вынослив. Всю жизнь копил, а помирать стал - сыну своему завещал мечту исполнить. Но и тому не посчастливилось, тогда он своему сыну мечту передал.

Вот однажды ...________________________________________________


Практическая работа




  1. Назовите литературные роды.


  1. Перечислите эпические жанры.


  1. Что такое сюжет?


  1. Что такое композиция? Назовите элементы.


  1. Кто такие гуманисты?


  1. Назовите признаки:

1 вариант - баллады.

2 вариант - романа.

7. Чем отличается лирическое произведение от эпического?


© 2010-2022