- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 5 класса
Рабочая программа по литературе для 5 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тропина А.А. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХОМУТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы
руководитель ШМО
Протокол №1 от 30.08.2013г
Согласовано зам.директора по УР
31 .08.2013г
Утверждаю: Директор МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»
31.08. 2013г
Рабочая программа
по литературе
для учащихся 5 в,г классов
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Тропина Алёна Александровна
Годовое количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Плановое количество развития речи: 10ч
внеклассного чтения: 3ч
практических работ: 8ч
Хомутово 2013
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень)/ под ред. В.Я.Коровиной.М.:Просвещение,2010г.
Для реализации программы используется учебник в двух частях для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин (Москва, «Просвещение», 2008 год, 9-е издание).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература.
Цель изучения литературы в школе:
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова русской и зарубежной литературы.
Учебная программа рассчитана на формирование у учащихся умений и навыков слушания:
понять тему сообщения, логику рассуждения,
выделить главное, отметить ключевые слова,
чтения (работа с учебником, анализ построения статьи теоретического характера),
говорения (умение строить ответ в определенном стиле, составлять и использовать простой и сложный план),
письма и совершенствования устного и письменного высказывания.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать и прогнозировать.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
-
составление планов;
-
краткие и подробные пересказы текста;
-
изложение с элементами сочинения;
-
устные и письменные сочинения-характеристики героев;
-
анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
-
развитие художественной фантазии у детей;
-
прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
-
придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов.
Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
-
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
-
развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
-
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
-
воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 5 класса:
-
развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
-
совершенствовать навыки выразительного чтения;
-
сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
-
расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
-
воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям;
-
формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя ценностей.
-
помочь учащимся войти в мир культуры;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-
текст художественного произведения;
-
главных героев;
-
последовательность и связь событий в изученных произведениях;
-
тексты, рекомендованные для заучивания наизусть;
-
основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет
Учащиеся должны уметь:
-
выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь событий в произведении;
-
правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые тексты;
-
находить в тексте сравнения, олицетворение, эпитет и объяснять их роль в контексте;
-
пересказывать устно и письменно (изложение) - кратко, подробно, выборочно;
-
составлять план небольшого эпического произведения;
-
составлять рассказ о литературном герое;
-
пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и книг.
Учебная программа рассчитана на 68 часов, т. е. на 2 часа в неделю
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Класс
Количество
часов в неделю
Реквизиты программы
УМК
обучающихся
УМК
учителя
5
2 часа (68 в год)
«Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы». Авторы: В.Я. Коровина В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. - М.: Просвещение, 2010.
Учебник-хрестоматия "Литература 5 класс. Часть 1,2" Авторы: В.Я. Коровина В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина
М.: Просвещение, 2008.
О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарева «Поурочные разработки по литературе. 5 класс», Москва , «Вако», 2006
О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе» 5 класс, Москва, «Экзамен» 2008 год.
Е.В.Суркис «Повторение и контроль знаний по литературе» 5 класс, Волгоград «Глобус», 2008 год.
В.Я.Коровина и др. «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Москва, « Просвещение», 2010 год.
Тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
Внеклассное чтение
Развитие речи
Практическая работа
Введение
1
Устное народное творчество
6
1
2
Из древнерусской литературы
1
Из русской литературы 18 века
1
Из русской литературы 19 века
27
2
6
2
Из русской литературы 20 века
19
1
2
2
Писатели улыбаются
2
Из зарубежной литературы
11
1
2
Итого
68ч
3ч
10ч
8ч
№
Дата
Корректировка даты
Тема урока
Часы
Вид контроля
Приме чания
1.
2.09-7.09
Введение. Книга в жизни человека
1
2.
Русский фольклор.
1
Практическая работа
3.
9.09-14.09
Сказка как вид народной прозы
1
4.
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
1
5.
16.09-21.09
«Иван-крестьянский сын …» -волшебная сказка героического содержания
1
6.
Сказки о животных. Народные представления о справедливости
1
Практическая работа
7.
23.09- 28.09
РР Мои любимые русские народные сказки
1
Развитие речи
8.
Возникновение древнерусской литературы
1
9.
30.09- 05.10
М.В.Ломоносов и его юмористическое нравоучение
1
10.
И.А.Крылов. Истоки басенного жанра
1
11.
07.10-12.10
Рассказ и мораль в басне
1
12.
Вн.чт. Басни И.А.Крылова
1
Внеклассное чтение
13.
14.10-19.10
В.А.Жуковский Сказка «Спящая царевна»
1
14.
В.А.Жуковский Баллада «Кубок»
1
15.
21.10-26.10
А.С.Пушкин Детство. Годы учения. «Няне»
1
16.
А.С.Пушкин «У Лукоморья»
1
17.
28.10-02.11
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1
Практическая работа
18.
Стихотворная и прозаическая речь
1
Развитие речи
19.
11.11-16.11
Художественный мир пушкинских сказок. Мои любимые сказки А.С.Пушкина
1
Развитие речи
20.
Русская литературная сказка Антоний Погорельский « Черная курица». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке
1
21.
18.11-23.11
В.М.Гаршин «Attalea princes»
1
22.
М.Ю.Лермонтов. Историческая основа стихотворения «Бородино»
1
23.
25.11-30.11
Н.В.Гоголь
Основа повести "Заколдованное место"
1
24.
Сочетание реального и фантастичес-
кого в повести
1
Развитие речи
25.
02.12-07.12
Н.А.Некрасов
Судьба народа в стихотворении "На Волге"
1
26.
Образ русской крестьянки в поэме
"Мороз, Красный нос"
1
27.
09.12-14.12
И.С.Тургенев. Рассказ "Муму"
1
28.
Духовные и нравственные качества Герасима
1
Практическая работа
29.
16.12-21.12
РР Сочинение "Протест героя против рабства"
1
Развитие речи
30.
Л.Н.Толстой
Рассказ-быль "Кавказский пленник"
1
31.
23.12-28.12
Жилин и Костылин - два разных характера
1
32.
Жилин и татары. Жилин и Дина
1
33.
13.01-18.01
РР Сочинение "Законы человеческой жизни" (отзыв)
1
Развитие речи
34.
А.П.Чехов «Хирургия»
1
35.
20.01-25.01
Вн.чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова
1
Внеклассное чтение
36.
Образы природы в русской поэзии
1
Развитие речи
37.
27.01-01.02
И.А.Бунин. Рассказ "Косцы"
1
38.
В.Г.Короленко
"В дурном обществе"
1
39.
03.02-08.02
Сюжет и композиция повести
1
40.
Глава "Кукла" - кульминация
повести
1
41.
10.02-15.02
РР Сочинение "Путь Васи к правде
и добру"
1
Развитие речи
42.
С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы
1
43.
17.02-22.02
П.П.Бажов
Сказ "Медной горы хозяйка"
1
44.
Вн.чт. Сказы П.П.Бажова
1
Внеклассное чтение
45.
24.02-01.03
К.Г.Паустовский
Сказка "Тёплый хлеб"
1
46.
Рассказ "Заячьи лапы"
1
47.
03.03-08.03
С.Я.Маршак. Слово о писателе. «Двенадцать месяцев».
1
48.
Теория литературы Драма как род литературы, герои пьесы
1
Практическая работа
49.
10.03-15.03
А.П.Платонов Быль и фантастика в рассказе «Никита».
1
50.
Жизнь как борьба добра и зла
1
51.
17.03-22.03
В.П.Астафьев
Рассказ "Васюткино озеро"
1
52.
Становление характера Васютки
1
53.
31.03-05.04
РР Сочинение "Тайга хлипких не любит"
1
Развитие речи
54.
Поэты о Великой Отечествен
ной войне. Стихи А. Твардовского, К. Симонова
1
55.
07.04-12.04
Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе
1
Практическая работа по поэзии, рифме
56.
Саша Чёрный. «Кавказский
пленник»
1
57.
14.04-19.04
Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
1
Практическая работа (по родам литературы)
58.
Р.Л. Стивенсон. Баллада "Вересковый мёд"
1
59.
21.04-26.04
Д. Дефо. "Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо"
1
60.
Гимн неисчерпаемым возможностям человека
1
61.
28.04-03.05
Х.К. Андерсен
Сказка "Снежная королева"
1
62.
Победа добра, любви и дружбы
1
63.
05.05-10.05
Ж. Санд
Рассказ "О чём говорят цветы"
1
64.
РР Сочинение-миниатюра "О чём рассказал мне цветок (бабочка,
камень, дерево…)"
1
Развитие речи
65.
12.05-17.05
М. Твен
«Приключения Тома Сойера"
1
66.
Дружба, игры, находчивость детей
1
67.
19.05-24.05
Д. Лондон
"Сказание о Кише"
1
68.
Итоговый тест
1
Урок контроля
Приложение
Контрольная работа
Литература, 5 класс.
Сопроводительная записка
Чистое время проведения - 1 урок
Цели проведения работы:
1. Выявление уровня развития творческого воображения ученика, оригинальности и гибкости мышления.
2. Определение сформированности речевых навыков (правильность, выразительность, богатство речи, соблюдение стилистических особенностей и норм, присущих сказке)
3. Выявление умений создавать текст, соответствующий жанрово-стилевым особенностям сказки (наличие вымысла, сказочная обстановка, фантастические ситуации и герои; композиционное своеобразие, присущее сказке: повторы, характерная концовка, гиперболизация и т.п.) и языковых особенностей сказки (на лексическом уровне - постоянные эпитеты, разговорная речь, эмоционально окрашенные слова; на морфологическом уровне - краткие прилагательные, уменьшительно-ласкательные суффиксы и т.п.; на синтаксическом уровне - неполные предложения, диалоги, обратный порядок слов ...)
4. Выявление реализации в тексте нравственных категорий, присущих сказке (победа добра над злом, торжество справедливости).
5. Определение сформированности таких текстовых категорий, как полнота, глубина раскрытия темы и главной мысли, структурно-композиционная завершенность, последовательность, логичность.
Содержание работы
Ученикам зачитывается начало сказки (см. ниже), затем классу предлагается написать продолжение, чтобы получилось законченное произведение.
Перед написанием учитель должен нацелить учащихся на то, чтобы в результате их творческой деятельности возникла именно сказка, которая имеет свои характерные языковые, стилевые, композиционные особенности.
Проверка и описание работы
При проверке одна оценка выставляется за грамотность в соответствии с требованиями для учащихся 5-го класса.
Вторая оценка выставляется за содержание, при этом учитывается, насколько работа соответствует следующим критериям:
1. Оригинальность замысла и его реализации.
2. Правильность речи.
3. Соблюдение жанрово-стилевых особенностей сказки.
4. Передача языковых особенностей сказки.
5. Соответствие традиционным нравственным ценностям.
По каждому критерию работа оценивается в рамках от 0 до 2 баллов (0 - критерий не проявляется, 1 - присутствует, 2 - ярко выражен). В целом работа может быть максимально оценена 10 баллами.
Шкала оценок:
9-10 баллов - оценка 5
6-8 баллов - оценка 4
3-5 баллов - оценка 3
0-2 балла - оценка 2
ЛИСТ ОТВЕТА
Район____________________________________________
Школа № _____ Класс ________
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Текст
Жил да был в дальней деревне крестьянин, и всю жизнь он без коня маялся, и так-то уж ему плохо приходилось! Поле пахать - он с лопатой возиться, дрова готовить на зиму - он на плечах бревна тащит, сено корове возить - он все на себе. И начал он деньги копить, да не на простого конька, а на такого, чтобы и силен был, и красив, и вынослив. Всю жизнь копил, а помирать стал - сыну своему завещал мечту исполнить. Но и тому не посчастливилось, тогда он своему сыну мечту передал.
Вот однажды ...________________________________________________
Практическая работа
-
Назовите литературные роды.
-
Перечислите эпические жанры.
-
Что такое сюжет?
-
Что такое композиция? Назовите элементы.
-
Кто такие гуманисты?
-
Назовите признаки:
1 вариант - баллады.
2 вариант - романа.
7. Чем отличается лирическое произведение от эпического?