Урок внеклассного чтения по рассказу А. В. Костюнина

   Урок по рассказу Костюнина проводится в группах с использованием кейс-метода . Ребятам предлагается поэтапно выполнить ряд заданий (определить основной композиционный прием, написать синквейн, заполнить таблицу, защитить коллаж). Задания распечатаны учителем для каждой группы. В конце урока дети должны ответить на вопрос о том, почему автор включил рассказ  в сборник под названием "Купель". Рассказы современных авторов обязательно должны звучать на уроках. Заинтересовать личностью Костюнина м...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе в 7А классе.

Автор Буданова Марина Анатольевна, учитель МБОУ СОШ№1

Тема « Тайна купели. О вечных ценностях в рассказе Александра Костюнина «Совёнок» .

Тип урока: итоговый по произведению для внеклассного чтения (урок -обобщение, систематизация знаний)

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: «кейс»-пакет для каждой группы, презентация,

иллюстрации к произведению, выполненные учениками, коллаж (групповая работа), компьютер, интерактивная доска.

Цель: выявить нравственную основу рассказа «Совёнок»

Задачи: 1) обобщить знания о героях,

2) познакомить детей с приемом контраста, 3) определить роль контраста в идейном содержании рассказа,

4)сотрудничать при реализации групповой работы.

Сценарий урока

1.Оргмомент

2.Каждый человек на своем жизненном пути встречается с такими проявлениями зла, как предательство, жестокость, равнодушие, унижение. Что же может помочь выйти из таких сложных жизненных ситуаций? Кто поможет излечить душевную рану? Преодолеть страх по имени одиночество? Ответ есть: нужно очень сильно поверить в свою мечту, в свою сказку, и они обязательно станут реальностью.

О современных болезнях общества рассказы Александра Костюнина, карельского писателя, живущего сейчас в Петрозаводске.

-Что мы знаем о писателе?

(Член Союза писателей России, фотохудожник, его книга «В купели белой ночи» была названа «Лучшей книгой 2007 года в России», он не профессиональный писатель, работает в судостроительной компании)

-Давайте обратимся к рассказу. Найдите на столах листок с №1. Прочитайте. Ваша задача охарактеризовать героя , ответив на вопрос: какова его роль в рассказе (с привлечением текста):

-Рассказчик

-Совенок(Наташка)

-Сережка

-Раиса (Кошка)

-Жорка Захлыстин

Характеристика по тексту

Рассказчик

Пытался избавиться от неуютного состояния, не помогал девочке, не хотел замечать ее проблем, надеялся на то, что сын забудется со временем, был рад, расставаясь с непутевыми соседями. Был равнодушен к чужому горю, в конце рассказа меняется

Совёнок-Наташка

3года, выразительные глаза, серьезная-серьезная,7 лет,безотцовщина, «на дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Испытала нервное потрясение , лишилась дара речи Главная героиня, волшебница, сумела сохранить в себе лучшие черты характера

Серёжка

6 лет, опекал девочку охотно, без понуждения,окончил простое училище, отслужил в армии, умеет хранить верность, чуткий и отзывчивый человек, он поддержал Н.тогда, когда ей нужна была помощь

Раиса-Кошка

Продавщица, яркая помада, многообещающий взгляд, рыжие волосы,прости господи, заплетала дочке косички раз в неделю, до школы проводила один раз, с продленки забирала последней,не стала настоящей матерью , не смогла защитить свою дочь, отрицательная героиня.

Жорка Захлыстин

Тщедушный, занозистый, несколько судимостей за плечами, поставил на горох Совенка, убил котенка на глазах девочки, избил мать. Бесчеловечный, подлый человек. Второстепенный герой, жестокий. Из-за него Совенок лишилась дара речи

2этап: фронтальная беседа

Мы охарактеризовали героев рассказа, в чем роль каждого из них ? Рассказ называется «Совёнок». Почему?

Правильно, значит Наташа-особенная героиня, её Костюнин называет «волшебницей». Почему? Порассуждайте об этом.

Рассуждения детей:(приблизительные)

Во-первых, она не превратилась в подобие своей матери, смогла сохранить в себе лучшие качества.

Во-вторых, Совенок победила равнодушие взрослого человека, вернула его в мир добра и понимания.

В-третьих, она жила в сказке, оградившись от страшного мира реальности, и верила в то, что сказка станет былью.

3 этап : Обсуждение проблем рассказа

Как вы думаете, ребята, какие проблемы затрагивает в этом рассказе Александр Викторович Костюнин? Опирайтесь в своих размышлениях на характеристику героев.

Ответы занесите в рабочие листы. Откройте лист №2, это таблица, пустые клетки которой ваша группа должна заполнить

проблема

герои

-равнодушия взрослых и детей

Рассказчик, Раиса, все жильцы крысиного дома

-воспитания

Рассказчик, Раиса

-алкоголизма

Жорка Захлыстин, Раиса

-нравственного облика матерей

Раиса

-одиночества человека в городской среде

Совенок, Сережка

Как вы думаете, какая из этих проблем главная?

-Да, действительно проблема равнодушия, докажите это.

Ответ :если бы общество не было столь равнодушно к проблемам человека, то не стала бы Наташка одинокой среди людей; если бы в обществе больше внимания уделялось проблеме воспитания, то мамы не бросали бы своих детей на произвол судьбы.

«Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям,-это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом -суть бесчеловечности» (Бернард Шоу) Обратите внимание на эпиграф к уроку, как он связан с темой урока?

Этап 4. Афоризмы. Вы подготовили афоризмы о равнодушии и записали их в тетрадь. Что у вас получилось? (Заслушиваются ответы детей)

Этап 4.А сейчас я предлагаю открыть кейс и достать лист под №3.

Вашему вниманию предлагаются афоризмы. Задача соотнести героя с афоризмом и прокомментировать точку зрения.

Лист №3

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее- и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок. (Конфуций)

Доброта, высказанная нам каким- либо человеком, привязывает нас к нему.(Руссо)

Созерцательная жизнь очень безрадостна. Нужно больше действовать. (Шамфор)

Равнодушие-это паралич души, преждевременная смерть.(Чехов)

Достойна презрения женщина, которая, имея детей, способна испытывать скуку.(Жан Поль)

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью-одно и то же. С таким же успехом можно сказать, что одно и то же- иметь рояль и быть пианистом. (Харрис)

Вывод?

Этап 5 .Прием контраста. Лист №4

«В жизни всегда как: если с одной стороны светит солнце, с другой- обязательно мрак». Вы согласны с этими словами Костюнина?

Обратимся к тексту. Найдите ключевые слова в описании крысиного дома.

Дом снаружи

Дом внутри

Двухэтажный, кирпичный, благоустроенный, во дворе уголок чарующего леса-сада, благодать, кусты черной смородины, птицы щебечут, тополя, черемуха, оазис перед домом-тихая полянка, жизнерадостный домик-одуванчик, сказочно-солнечный

Уютная обитель на месте бывшей помойки, дом врастал в землю, крысы проживали на полных правах в доме, серые полчища под полом устраивали оргии, крысы дохли, от них стоял смрад. Дырявый дом, крысиный дом.

Прием, который использовал Костюнин, называется контрастом. Он часто используется в художественной литературе. Как вы думаете, зачем? Определение контраста, которое вы видите на слайде, запишите в тетрадь.

-Может быть, чтобы читатель ярче представил картину, проникся во внутренний мир героев. Лучше понял смысл произведения. В связи с этим мне хочется спросить вас, с какой целью автор вводит сказку , которую рассказывает Совенок?

Давайте проанализируем эту сказку. Девочка живет в безрадостном мире, у нее нет папы, мама о ней мало заботится. Родным человеком оказывается соседский мальчик, именно ему она рассказывает сказку.

Реальная жизнь

Сказочная жизнь

Папы нет

Мама живет отдельно от проблем дочери

Совенок(Наташка)

«Заплетала косички туго-туго на целую неделю», «выгоняла на улицу холодными осенними вечерами».

Нет семьи

Находит папу

Вместе с мамой находит папу

Айгу (по-карельски «время»)

«Мама укладывала дочку, гладила ее по длинным локонам, нараспев говорила ласковые слова»

Все обязательно кончится хорошо

Что нужно каждому человеку в жизни, чтобы он чувствовал себя хорошо?

-семья, любовь, забота, ласковые слова, поддержка и понимание, вера в мечту. «Главное теперь они вместе: мама, папа, Айгу и ...юноша». Зачем автор использует прием контраста в образе Наташки? Каков внутренний мир девочки ? Каких героинь напоминает вам эта девочка?

Этап 6. Написание синквейна (по группам) Лист №5

1 группа-Рассказчик

2 группа-Совенок

3 группа-Сережка

4 группа-Раиса

5 группа-Жорка.

Этап7.По впечатлениям от работы на уроке напишите в своих тетрадях 3 предложения, начало у которых одно:

Мне жаль...

Зачитаем, что у вас получилось.

Этап 8. Защита коллажа

Этап 9 .Заключительное слово учителя. В нынешней жизни так много зла, жестокости и насилия, что люди начинают терять веру в доброту и благородство. Шагнув в новый мир, где правят деньги, мы утратили былую отзывчивость и тепло души. Сегодняшний урок я посвящаю доброте и любви, которые правят миром, несмотря ни на что. Учиться быть добрыми мы будем у героев рассказа «Совенок» и других произведений художественной литературы.

«Жизнь коротка, но мы вправе выбирать, на что потратить данное время. На что обменять каждый час, каждый подаренный день»(Костюнин А.В.)

Купель. Этот рассказ вошел в цикл, который Костюнин назвал «В купели белой ночи» Что такое купель? Сосуд для воды, в котором совершается обряд крещения. Своеобразный обряд очищения от грехов. Какие понятия после чтения этого рассказа вам бы хотелось поместить в эту купель? Что поможет нам стать чище?

семья

милосердие

материнство

доброта

любовь

дружба

вера

единство

нравственность

совесть

духовность

взаимовыручка

В чем же тайна купели? О каких нравственных ценностях рассказ Костюнина?

Этап 10 .Оцените вашу работу на уроке. Лист №6

Рефлексивный экран

6



© 2010-2022