Интеллектуальная игра по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра "О великий, могучий, русский язык»

Цели игры:

  • Учебные: проверить уровень полученных знаний и стимулировать самостоятельное изучение материала;

  • Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, логического мышления, сообразительности и коммуникабельности;

  • Воспитательные: приобретение опыта публичных выступлений, стратегического поведения личности и команды в меняющихся условиях; привитие любви к Великому русскому языку.

Ход игры

Ведущий:

Добрый день, уважаемые гости нашего конкурса, дорогое жюри и, конечно, наши игроки! Без сомнения, всех нас здесь объединяет любовь к русскому языку и, очень бы хотелось, хорошее знание теории и практики русского языка. Давайте познакомимся с нашими игроками. Представление игроков и капитана команд.

Разминка

Вопросы и задания:

  1. Продолжите фразу: существительные изменяются по числам и :? (падежам)

  2. Образуйте существительное от прилагательного ЯСНЫЙ? (Ясность)

  3. Как называется троп, основанный на художественном преувеличении? (Гипербола)

  4. Как прозвучит слово БЕДРО во множественном числе? (Бедра)

  5. Как звучит слово МЕТРО во множественном числе?

  6. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово ПОЛ-ЛИТРОВЫЙ? (Через дефис)

Пословицы

Задание: закончите пословицу или поговорку.

Материал для игры:

  1. Знал бы где упасть..(соломку подстелил)

  2. Слово - серебро (молчание - золото)

Графика

1. Как в русской азбуке называлась эта буква Ж? (Живот)

2. На основе какого алфавита создана русская азбука? (Греческого)

Лексикография

1. Кто является создателем самого богатого толкового словаря русского языка на сегодняшний день? (В.И.Даль)

2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)

Лексика


  1. К какому типу лексических единиц относятся слова КЛЕВЫЙ, ТУСОВКА, КРУТОЙ ПАЦАН? (Жаргонизмы)

  2. Дайте определения словам-сленгам: шпора, ботаник.

Словообразование

1. Как называется способ образования слова КВН? (Аббревиатура)

3. Каким способом образовано слово ВЫДОХ? (прист.-суффиксальным)

Фонетика


  1. Проиллюстрируйте примерами следующее чередование согласных Т/Ч/Щ (Свет- свеча - освещение)

  2. Какие слова получатся, если их прочесть от конца к началу.

Лог, люк, лед, пара.

Морфология


  1. В предложении ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН слово ОДИН относится к какой части речи? (Существительное)

Морфемика


  1. Продолжите определение: Основа слова - это .. (часть слова без окончания и формообразовательного суффикса).

Стилистика


  1. Укажите средство выразительности в предложении «цепь жемчужная» (эпитет)

Фразеология


  1. Объясните смысл фразеологизма ОТ АЛЬФЫ ДО ОМЕГИ? (От начало до конца)

Задания:

1. Расставьте ударения в следующих словах: ЖАЛЮЗИ, КОЛЛЕДЖ, ЗВОНИТ,

2. Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните лишнее слово: ТОРФЯНОЙ, ГЛИНЯНЫЙ, СТРЕЛЯНЫЙ, ЛЕДЯНОЙ.

3. Образуйте от данного слова нарицательное существительное со значением житель данного города: Усолье-Сибирское.

Конкурс ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ.

1. Слова СЛАДКИЙ и СОЛЕНЫЙ исторически однокоренные? (Да)

2. КИРИЛЛИЦА -это один из жанров фольклора? (Нет)

3. Слова ВРАЧ и ВРАТЬ исторические родственники? (Да)

4. ПИЛИГРИМ - прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом? (Нет).

5.Во фразеологизме СТОЯТЬ У КОРМИЛА, КОРМИЛО -это рубль?

Задача-шутка. Что общего с точки зрения языка между словами родители и тапочки?
(Оба существительных обозначают парные предметы, а потому чаще употребляются в форме множественного числа, чем единственного.)
Мы говорим: Биться не на живот, а на смерть. Что здесь означает слово живот? Как понимать это крылатое выражение?
(Живот - значит «жизнь», «сражаться не щадя живота».)


2. Даны слова: сыроедение, сыроварение, сырокопчёный, сырец. Сколько среди них производных от существительного сыр?
(А) нисколько; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.

Решение
Сыроедение - употребление сырой, не прошедшей кулинарной обработки пищи (обычно растительной). Сырокопчёный - прошедший копчение в сыром виде (чаще всего о колбасе). Сырец - не до конца готовый продукт, полуфабрикат, наполовину сырьё. Сыроварение - производство сыра. Таким образом, от корня существительного сыр здесь одно производное; остальные слова содержат омонимичный ему корень прилагательного сырой. Ответ: (Б).

Вопрос: как называли малолетнего человека древние русичи?

(Его называли ребенок, первоначально "робенок", от слова "робкий, несмелый").

5. Я хочу похвалить вас за то, что вы не тяните канитель. Значение этого выражения "делать что-то очень медленно".

Вопрос: что такое канитель?

  1. Грустная песня.

  2. Блюдо, на приготовление которого требуется много времени.

  3. Золотые нити.

(В старину золотые и серебряные нити для одежды священнослужителей, офицерских эполет, для вышивки по бархату изготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить "тянуть канитель", т. е. медлить, мешкать).

2. Я хочу сейчас обратиться к капитанам. Пожалуйста, проследите, чтобы никто из членов ваших команд не бил баклуши.

Вопрос: что означает это выражение?

  1. Бездельничать.

  2. Громко смеяться.

  3. Сидеть, нога на ногу.

(Баклуши - чурки, откалываемые от чурбана, из которых изготовляют деревянные поделки. Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким делом. Поэтому, бить баклуши - бездельничать.)

Тур литературный

1. О каком фольклорном жанре говорят «зерно поэзии»? (загадка)

2. О каком фольклорном жанре идет речь: сказание о богатырях, народных героях (былина).3. Благодаря этому жанру Пушкин стал известен самому юному читателю (сказка) 4. Назовите фамилию писателя (Толстой) 5.Он воспел Царскосельский лицей (Пушкин) 6. Он любил Кавказ. (Лермонтов)



© 2010-2022