Конспект урока русского языка Повторение языковых норм

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Повторение языковых норм". Данный урок дается в самом начале курса русского языка, предваряет изучение всех основных разделов программы. В разработке урока указаны цели, основные этапы работы на уроке. В ходе урока учитель акцентирует внимание учащихся на изменениях в лексическом строе языка, рассматривается этимология редко употребляющихся слов. Обращается внимание на исторические изменения в морфемной структуре слова. Подобран интересный иллюст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2

Повторение языковых норм.

Цели: объяснить учащимся, что русский язык - это развивающееся явление, показать историческую изменчивость норм: лексических, орфоэпических, орфографических.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа об изменчивости норм русского языка.

Учитель. Русский язык - это развивающееся явление. Система любого языка постепенно изменяется, несмотря на наличие норм, поддерживаемых школой, печатью, радио, телевидением и другими средствами массовой информации, а также традициями. Изменения в языке происходят постоянно. Но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения.

Наиболее устойчивым является синтаксический строй языка, наиболее изменчивым - его лексический состав. Именно лексика особенно быстро откликается на все новое, что появляется в общественной жизни, науке, технике, искусстве, быту.

Менее активно, но все же заметно меняются и некоторые орфоэпические (произносительные) нормы.

- Кто может привести примеры, подтверждающие мысль о русском языке как явлении изменчивом и развивающемся?

Докажите справедливость данного высказывания: «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь». (С. Маршак.)

Ученики. Не видно не зги. Зга - старинное русское слово, которое произошло от стъга («стежка, дорожка, тропинка»). Теперь говорят: «Не видно тропинки, дороги, пути».

Ижицу прописать. В наши дни уже не грозят так, а раньше означало «выпороть» или «устроить кому-нибудь головомойку, крепкий нагоняй».

Исторические изменения происходили в морфемной структуре слов:

1) волшебник ← волшба («колдовство») ← волхв («кудесник»);

2) знахарь ← знаха («знаток, колдун») ← знать;

3) околица ← окол («окружность») ← коло («колесо»);

4) дворняжка ← дворняга ← дворная (собака) ← двор;

5) горница ← горний («верхний») ← гор («верх»).

Учитель. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы: «Слово слово родит, третье само бежит». (Ответы учащихся.)

Согласимся с мнением Ф. Филина о том, что «слово всегда представляет собой неповторимую единицу: за каждым словом и его историей стоит целый мир».

2. Работа с материалом параграфа 221 (с. 280 «Теории»).

Учитель. Основная тема урока записана на доске - «Русский язык как развивающееся явление». Прежде давайте прокомментируем все орфограммы, встречающиеся в названии темы.

Устные ответы учащихся.

Сейчас выполним упражнения по учебнику, отражающие проблему изменения норм в процессе развития языка.

Новым для учащихся станет материал об исторической изменчивости норм: лексических (упр. 1-3), орфоэпических (упр. 4), орфографических (упр. 5, 6) При выполнении этих упражнений совершенствуются общеучебные умения школьников работать с книгой, извлекать нужную информацию.

3. Дополнительные упражнения и задания.

1) Подберите к данным словам синонимы - устаревшие слова:

Зрачок (зеница), площади (стогны), дитя (чадо), воин (ратник), невидимый (незримый), прием пищи (трапеза), дворянин-землевладелец (помещик), юноша дворянского происхождения, прислуживающий при дворе (паж).

2) Запишите слова - ваши ровесники, то есть слова, появившиеся в русском языке в 90-е годы XX века (например, консенсус, менеджер, дизайн, сникерс, чупа-чупс, Интернет, менталитет, рейтинг и др.).

3) Используя материал текста, расскажите, почему аканье стало основной произносительной нормой русского языка.

4) Как произносят слова говорит, водопровод, восторгаться там, где окают, и там, где акают? Покажите это с помощью транскрипции.

В Древней Руси население, говорившее по-русски, окало, то есть произносили звук [о] не только под ударением, но и в безударных слогах (подобно тому, как это происходит и в наши дни в ослабленных, но живых городах Севера, Северо-Востока и Сибири). Однако оканье не стало нормой национального русского литературного языка. Что помешало? Изменение состава московского населения и разнодиалектный состав населения Петербурга. Москва в XVI - XVIII вв. вбирала в себя многих выходцев из южных губерний и принимала черты южнорусского произношения, в частности аканье. И это происходило как раз в то время, когда закладывались прочные основания единого литературного языка с его нормами. Одной из них и стало аканье. (Б. Н. Головин.)

5) Пушкин часто писал: скрып, скрыпит, у Тургенева и Толстого находим брычка, Белинский писал: Александрынский театр и т. д.

В наше время употребляются только формы. (По В. И. Чернышеву.)

Продолжите высказывание автора: как сейчас произносят выделенные в тексте слова?

VI. Итог урока.

Учитель. В заключение урока на примере слова преподаватель покажите, что изменения происходят и в членении слов на морфемы. Произведите этимологический и современный морфемный разбор. Зачем сейчас нам бывает нужен этимологический анализ слов?

Объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста.

Каждый из способов образования можно уподобить постоянно журчащим ручьям, делающим речевой поток по-весеннему свежим и полноводным.

В. Максимов

Прочитайте текст. Какова его основная мысль?

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Н. Заболоцкий

 Домашнее задание: § 221 («Теория»), упр. 6 («Практика»)



© 2010-2022