- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок Береза С. Есенин
Открытый урок Береза С. Есенин
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мухамеджанова О.Ш. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мухамеджанова Орынбас Шарвановна ,учитель русского языка и литературы Аулиекольской средней школы им.Ш.Уалиханова Костанайская область
Открытый урок С.Есенин «Береза.»
I.Цели:
Обучающие:
- познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением "Берёза";
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы;
- обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;
- развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;
Воспитывающие:
- воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группе, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке;
- воспитывать самостоятельную творческую активность.
Ход урока.-Здравствуйте, ребята, давайте представим, что мы находимся в роще. Какие чувства вас охватывают?( восторг, восхищение, радость…)
II. Введение в тему
- Ребята, давайте посмотрим картины природы. Что изображено на иллюстрациях.
( слайд)
-Какое дерево стало символом России? самое любимое дерево русского народа?
Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей.
О ней сложено много песен, былин, сказок. Она - символ женственности и плодородия у многих народов
Слово учителя: -Ребята, берёзы растут и у нас в Казахстане.Каждый из вас должен знать,что танцующие берёзы сохранились на северном берегу Борового озера (Кокшетау) .Березы искривлялись от самой земли...
III.Беседа о берёзе ( слайд 2)
1 уч.-Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с берёзой. Берёзу считают русским деревом.
Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса . Она символизирует чистоту и женственность.
IV. Раскрытие темы урока.
2 уч.Прекрасные стихи о природе принадлежат поэту 20 века С. Есенину - гениальному русскому поэту. Всё своё творчество поэт посвятил описанию любимых полей и лесов. Поэтому до глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых рязанских берёз.
-Многие казахские поэты посвятили песни,стихи об этом удивительном дереве.Один из них казахский поэт и писатель Мукагали Макатаев.Все знают песню «Ақ қайың» ,слова которой написаны им.
Учитель : Послушайте стихотворение русского поэта Николая Брауна.
В этом имени слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты:
Только скажут - Сергей Есенин,
Всей России встают черты.
IV Рассказ об авторе.
1. Учитель: Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин?
3 уч.
Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Он - гордость русского народа. Его стихи - живой родник. У него одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль.
2.Сообщение о С.Есенине подготовили 2 уч.
С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…
В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
5 уч. Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей - надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них.
С Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет.
V Слово учителя.
1.Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза».
(чтение стих учителем)
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства ).
Что такое олицетворение? Олицетворение это присвоение неживому признаков живых существ. Например: уставшая природа; солнце улыбается; голос ветра;
Найдите в тексте олицетворения? (принакрылась снегом, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает ветки).
2.Анализ произведения.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу?( белую, серебряную, золотую)
- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. ( Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь ).
- Какое время дня рисует поэт? ( Утро).
- Почему вы так решили? ( Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи. )
- Солнечное это утро или пасмурное?( Солнечное, « горят снежинки в золотом огне»)
- Прочитайте, как занималась заря?
- Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы?
( Олицетворение)
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства ).
Что такое олицетворение? Олицетворение это присвоение неживому признаков живых существ. Например: сонная береза,заря обсыпает ветки )
Найдите в тексте олицетворения? (принакрылась снегом, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает ветки).
3.Словарная работа
кайма - полоса обрамляющая ткань;
бахрома - тесьма с свободно свисающими нитями;
кисти - декоративный пучок ниток или шнурков стянутые вверху.
Учитель: Как вы считаете, что хотел показать автор через своё произведение «Берёза»? (Свою близость к символу Руси - берёзе. Любовь не только к этому дереву, но и к природе в целом).
VI. Рисование.
Известные художники изображали берёзу в разные времена года.
Посмотрите несколько репродукций. Какой она может быть разной.?
Сегодня я предлагаю вам немного побыть художниками.( 4 группы рисуют березу на ватмане)
Выполнение рисунков под мелодию «Во поле берёза стояла…»
Рефлексия. Показ лучших работ. Лучшую повесить на доску ,затем на березу приклеить листочки ,которые характеризуют березу)
( Дети называют эпитеты: белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная)
VII Игра «Поэты».
Ребята, а как вы считаете, трудно ли быть поэтом?? Мы сейчас посмотрим сумеете ли вы подобрать нужные рифмы и слова к стихотворению ( групповая технология)
Береза
_____________ береза
Под моим ____________
Принакрылась ___________,
Точно ________________.
На пушистых ______________
____________ каймой
Распустились ____________
Белой _____________.
И стоит ____________
В сонной ____________,
И ___________ снежинки
В золотом _____________.
А заря, ____________
Обходя _____________,
обсыпает ____________
Новым _____________.
VII . Вот и подошел к концу наш урок, посвященный замечательному русскому поэту Сергею Есенину. Понравился ли он вам? Что вы узнала о поэте?
Давайте напишем о Сергее Есенине ваши синквейны. Напоминаю вам, что синквейн - это такое стихотворение, которое состоит из четырех строчек.
1 строчка состоит всего из одного слова - имени существительного,
2 строчка состоит из двух слов - имен прилагательных,
3 строчка включает в себя 3 глагола,
заключает синквейн фраза или слово, которое выражает ваше отношение к поэту.
(Образец синквейна)
Есенин.
Русский, душевный.
Ведет, поет, завораживает.
Красота его стихов восхищает!)
V Итог.
-С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?
-Какова тема стихотворения, прочитанного нами.
Мог ли написать такие строки человек, который бы не любил природу?
Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи.
XII Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение С Есенина «Берёза».