Тчет с рефлективным размышлением о новых подходах в преподавании и обучении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мадреева Р.Б. город Актау

Познай самого себя (надпись на храме Аполлона в Дельфах)

Отчет с рефлективным размышлением о новых подходах в преподавании и обучении.

Внося изменения в свою практику, учитель должен понимать требования предъявленные образовательной задачей, он должен сосредоточить внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться.

Обучение представляет собой целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению.

Как учитель-словесник, я старалось вникать в слова, в термины и понятия. Вникнув и апробировав, наглядно убедилась в том, что применение новых подходов обеспечивает возможность целенаправленного прогнозируемого результата. Использование новых подходов требует от учителя понимание принципа обучения, систематическое развитие мышления, способу самопознания. Для себя отметила, как много времени уходит на подготовку уроков, так как тщательно продумывается весь ход урока, но эффективность налицо. Обучение по методике Программы дает каждому ученику осознание необходимости

  • выбор путей личного самообучения на протяжении всей жизни. Особый интерес вызывали необычные задания, разнообразные приемы, диалоги "на равных", атмосфера сотрудничества. На всех уроках был сделан акцент на развитие мыслительных способностей. Хотелось бы отметить открытость детей на всему новому, предрасположенность к творческим работам.

Основой "обучения обучению" является "метапознания". Есть обучение и есть обучение обучению. Человек способен мыслить, также способен думать о мышлении. Таким образом, существует познание, равно как и познание о познании. Уже с самого рождения ребенок познает мир, познает многообразие мира и делает первоначальные, примитивные выводы. Новая Программа предполагает начинать познание с самого себя, тем самым развивая ногнитивные способности. Надпись на храме Аполлона гласит: "Познай самого себя". Через самопознание плавно переходим к метапознанию. Под "метапознанием" понимается способность отслеживать, оценивать. контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. Проще говоря самостоятельное обучение обдумывается и применяется в процессе обучения. В этом процессе учитель должен ответить на следующие вопросы: 1.Какие требования предъявляются образовательной задачей?

2.Что изучают мыслительные процессы и принципы.

3.Как разрабатываются и обдумываются стратегии выполнение задач? 4.Как выбрать наиболее подходящие стратегии для конкретных задач?

Отвечая на эти вопросы, учитель обучается обучению. При этом он должен сосредоточить внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться.

Мышление на основе личных размышлений

Активные обучающиеся

Социальное взаимодействие


Обучение через

диалог

Новые подходы в

преподавании и обучение

Обучение тому, как

обучаться

Понять и взять на себя

ответственность за

собственное обучение

Продолжить обучение

самостоятельно

Кроме метопознания есть "метасознание" был введен Флейвеллом как описание "самосознания" личности и рассмотрение собственных когнитивных процессов и стратегиях. Эта способность человека к саморефлексии, то есть способность не просто обдумывать и знать, а обдумывать то, как люди мыслят и что они знают. Л.Выготский установил, что сознательный контроль и овладение знаниями являются важнейшими факторами обучения в школе. Это значит, что учащиеся сперва автоматически приобретают знания. Неосознанно, а потом осознанно контролируют эти знания. Таким образом делая акцент на осознанном восприятии обучения, учитель дает возможность учащимся понимать свои мысли, контролировать свое обучение. В 10 "А" классе, где я являюсь классным руководителем многие ученики осознанно перешли в десятый класс, поставили перед собою определенные цели, а есть ученики испытывающие сложности в обучении, которые не умеют планировать и не знают стратегий обучения. Стараюсь, как учитель, дать метакогнитивную помощь для улучшения саморегуляции и самооценки.

  • другой стороны - это нормально не понимать материал "быть в тупике". отрицательный результат тоже результат. Если выбрана неподходящая отправная точка, то даже лучшие ученики с трудом будут запоминать полученные знания и забудут их практически сразу. "Отправной точкой" для усвоения материала являются исходные знания ученика.

саморефлексия

Осознанное восприятие обучения


Сознательный

контроль

Отправная точка

Исходные знания ученика

Понимание своих

мыслей

Овладение

знаниями

Осознанный

контроль знаний

Что представляет собой обучение? Содержание понятие обучения может быть рассмотрено в контексте полученных результатов или эффективного опыта.

Обучение как

Обучение как получение

количественное

информации

увеличение знаний

Концепции обучения

Обучение как запоминание

Обучение как иное толкование и понимание реальности

Обучение как понимание смысла и определение значения

Первый три из перечисленных концепций в какой-то мере напоминают «поход по магазинам» за знаниями ими получением информации.

Концепции 4 и 5 представляют собой более сложные, они ориентированы на личностный аспект обучения, помогающий ученику понять реальный мир. Такие современные тенденции в обучении составляют основу новых подходов в преподавании и обучении, реализуемых в Программе.

  • этой целью преподаватель создает такие условия обучения, в которых учащиеся будут активными участники, а не пассивными слушателями. При применении новых идей в серии уроков старалось создать соответственные условия обучения, в которых учащиеся были доминирующими участниками в плане высказываний мнений и своих выводов. Хочу отметить, что не все получалось с первого раза, какие-то моменты нужно будет отрабатывать

  • будущем.

Создавая образовательную среду "обучения обучению" в классе, надо учитывать ключевые факторы, это наглядно можно показать графически.

Понимание детьми

процесса обучения

Представление о том,

как структурировать

учебный процесс

Образовательная среда «обучения

обучению»

Понимание того,

чему обучать

Представление о

том, как оценить

результативность

обучения

Обучение через диалог. Мерсер и Литлон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. До прихода на курсы, я как учитель придерживалась традиционного авторитарного метода преподавания, после изучения Программы стала более лояльным, толератным и как обратная связь в классе появился совместный, эффективный и результативный диалог.

Позволяет ученикам

выражать свое

понимание темы

Содействует

аргументированию

учениками своих идей

Диалог


Помогает осознавать у людей могут быть разные идеи

Помогает учителям понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения

Рассматривая пирамиду обучения, в которой указан средний процент удержания полученной информации учениками, прихожу к следующему выводу:

  1. Чтение - 10%, так как провела уроки литературы чтение как таковое было на уроке.

При чтении использовался метод инсерта, дети помечали поля знаками +- ?, штудировалось информация, и информация по предложениям анализировалось учеником: «знаю» + ; «не знаю» - , хочу узнать» ? .

  • конце чтения ставились «толстые» и «тонкие» вопросы:

  1. Как выглядит губернатор? (тонкий вопрос)

  2. Какие черты характера определяют сущность губернатора, как человека. (толстый

вопрос)

Такие приемы как «инсерт», «толстые» и «тонкие» вопросы при чтении развивают когнитивные способности и когнитивное мышление.

  1. Аудио-визуал - 20%. Учащиеся информацию слышат и видят. При слушании и

видении учащиеся пассивные участники урока, которые получают информацию. При этом они количественно увеличивают объем знаний.

При таком восприятии информации не включаются мыслительные операции, не развиваются

  • полной мере когнитивные способности.

  1. Демонстрация - 30%. Демонстрируя какую-либо информацию, учителя и ученики в

тандеме достигают большего эффективного результата. На уроках учащиеся разделенные на две группы, подготовили слайды по теме «Жизнь и творчество А.П.Чехова». Каждая группа продемонстрировала подготовленные презентации, хотелось бы отметить, что презентации были насыщенные, информационные, познавательные и эстетически правильно оформленные. Группы нацеленные на взаимооценивание внимательно слушали, смотрели, отмечали удачные и неудачные моменты презентаций. При демонстрации уже включаются в какой-то степени когнитивные способности.

  1. Обсуждение - 50%. Обсуждение как процесс эффективного обучения, обязателен на

всех уроках. Обсуждая какую-либо тему, произведение, текст, понятие учащиеся включают внутреннюю мотивацию или самомотивацию, и, как следствие - стремление и любознательность.

Мотивируя себя на конечный результат, показывая множество интеллектов, используя дивергентное мышление приходят к единому решению проблем. На уроке каждая группа (групп было две) обсуждая рассказ «Ионыч», каждый ученик показал свои знания по теме, (было опережающее задание прочитать рассказ). Не стали прибегать к дословному бездумному пересказу, а сделали выводы при помощи выявления положительных и отрицательных качеств героя. Обсуждая качества героя были сделаны следующие выводы: Ионыч начитанный, образованный, профессионал, знаток своего дела и в то же время уязвимый, влюбчивый, неадекватный, скрытный, а

  • конце рассказа обрюзгший, ленивый, закрытый для мира, разбогатевший, глухой к

чужим страданиям, человек «плывущий по течению», живущий без цели, без интереса, без внутреннего стимула.

Бурное обсуждение вызвал вопрос «Есть ли выход из этой ситуаций»? Ученики используя дивергентное мышление пришли к множеству решений. Этой проблемы, тем самым развивали критическое мышление.

  1. Практика - 75%. Практическая работа - это когда полученная информация графически

изображается или графически фиксируется. Когда соединяются знания и знания о знаниях, и выражаются в письменной, практической работе эффективность удержания полученной информации очень высок. Учитывая вышеизложенное, на уроке писали мини-сочинение «лаконичный А.П.Чехова», в которых ученики выражали свое мнение, свое отношение и сделали неординарные выводы.

  1. Передача знаний - 90%. После всех разнообразных операций выполненных на уроке,

учащиеся могут передать свои знания друг-другу. При такой передаче, когда убеждения учителя, убеждения учеников работает в правильном направлении процент удержания получения информации учениками очень высок. Потому что влияние сверстников в своих убеждениях более воспринимаемы, чем влияние убеждений учителя. Тем самым львиная доля удержания и запоминания информации происходит при передаче знаний. На одном уроке из серии последовательных уроков, проводя сравнительный анализ рассказов «Ионыч» и «Хамелеон» А.П.Чехова каждая группа обосновывая свои выводы, передавала свои знания и убеждения друг другу, тем самым каждый ученик не только услышал, понял и сделал соответственные выводы, но и запомнил прочно усвоил всю нужную информацию.

Учебный процесс основывается на «строительства моста», который соединяет учебный

материал с учеником и учитель должен координировать этот процесс с обеих сторон

моста. По Программе есть восемь тезисов, раскрывающих предназначение «моста».

Тезис первый: Обучение новому зависит от того, что человек уже знает и понимает.

Тезис второй: Обучение будет иметь смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и умение и нацелено на их расширение.

Тезис третий: Следует в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития и укрепления этих связей.

Тезис четвертый: Учителю необходимо отводить для учеников время на построение, осмысление и апробирование гипотез.

Тезис пятый: Предоставляйте ученикам возможность взаимообучаться.

Тезис шестой: Объем учебного материала, предназначенного для работы в определенную единицу времени, ограничен.

Тезис седьмой: Учителя должны помогать ученикам в обобщении полученных знаний, стимулируя рефлексию и обдумывание их собственных идей.

Тезис восьмой: Людям необходима обратная связь и поощрение для комфортного

обучения, поэтому оценивание должно быть гуманным.

Для себя ставлю цели, вооружившись этими тезисами и знаниями полученными по Программе совершенствовать себя как учителя и своих учеников, как потенциальных, талантливых и одаренных личностей.

  • конце хотелось бы показать свой творческий потенциал и представить стихотворение собственного сочинения.

Подходить по-новому

Требуют подходы новые

Понимая требования

Изучая мысли

Разрабатывая и обдумывая

Выбирай стратегии

  • научишься обучению

Знай "метапознание"

Это познание о познании

Мысли о мыслях

Слова о словах

Метапознание дает возможность

Отслеживать, оценивать, контролировать

  • изменять мысли и обучение

Так приступай к делу и прими решение

Образовательного потенциала повышение

Для интеллектуального развития важен диалог

Результативного обучения залог

Совместная беседа учителя конёк

Внедрять все это, дай себе зарок.


© 2010-2022