- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Неустроева А.А. |
Дата | 31.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Неустроева Анна Афанасьевна
Учитель МОБУ СОШ №7 г.Якутска
Республика Саха (Якутия)
Предмет
Русский язык
Класс
8 класс
Тип урока
Урок открытия способа выделения обращений
Технология урока
Технология развития проблемного и аналитического мышления
Тема
Знаки препинания при обращениях
Цель
Обучающая - создать условия по созданию способа выделения обращений в предложениях.
Развивающие - формирование у учащихся умения:
- устанавливать границы между знанием и незнанием;
- планировать свои действия;
- составлять модели по изученному материалу;
- контролировать свои действия.
Воспитывающие - умение слушать друг друга, контролировать другого человека, оценивать свои знания.
План урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Этап разрыва между знанием и незнанием.
4. Целеполагание.
5. Открытие способа выделения обращений в предложениях.
5.Первичное закрепление.
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия.
Основные понятия и термины
Обращение, распространенные и нераспространенные обращения, междометие, подлежащее.
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, дети. Дежурные, кто сегодня отсутствует на уроке?
- В чем особенность предложений, которые я только что произнесла?
- Что такое обращение?
Подготовка класса к работе.
Настраиваются на учебную деятельность.
Личностные результаты:
самоопределение
2. Актуализация знаний.
Синтаксический разбор предложения.
Друзья присели перед трудной дорогой.
- Перестройте предложение так, чтобы подлежащее стало обращением. Запишите в тетради.
- Изменилось ли что-либо в характеристике предложения?
- Докажите, что слово «друзья» во 2-м предложении является обращением.
- Как отличить подлежащее от обращения?
Разбирают предложение, проверяют свою работу, отвечают на вопросы.
Познавательные:
уметь разбирать предложение и делать выводы.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
3. Этап разрыва между знанием и незнанием.
-Предлагает учащимся сравнить подлежащее и обращение и заполнить сравнительную таблицу.
- А что мы еще не знаем об обращении?
- Как выделим обращение в устной речи?
- А на письме?
- Каким знаком конкретно знаем?
Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, высказывают свое мнение, заполняют таблицу, делают вывод.
Сравнительная таблица.
Подлежащее
Обращение
- называет того, кто действует
- кто? что?
- сущ; мест; инф; прич; прил;
- связано со сказуемым по смыслу и грамматически
- главный член предложения
- называет того, к кому обращаются с речью
- кто? что?
- сущ; прич; прил;
- звательная интонация
?
Познавательные:
сравнивать и выделять отличительные признаки подлежащего и обращения.
Регулятивные:
применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации.
4. Целеполагание
- Сформулируйте тему урока.
-Итак, тема нашего урока «Знаки препинания при обращениях»
- Какой вопрос при этом у нас возникает?
-Каковы же способы выделения обращений на письме?
- Вот на этот проблемный вопрос мы должны ответить сегодня. А для этого мы проведем исследование, проанализируем предложения.
Формулируют тему и проблему урока.
Предметные :
умение самостоятельно определять тему и проблему урока;
5. Открытие способа выделения обращений в предложениях.
Работа в группах.
I.Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, дает задание.
План выполнения задания:
1. Как будем работать?
План работы в группе:
2.Как быстрее выполнить это задание?
II.Самостоятельная работа по плану.
III. Защита результатов.
А теперь давайте проверим задание. Каковы же способы выделения обращений?
IV. Закрепление открытых способов по тексту из учебника.
1. Найти обращение по признакам.
2. Определить место обращения в предложении.
3. Определить способ выделения обращений.
4. Сделать модель.
1. Распределить предложения.
2. Выполнить самостоятельно согласно предыдущему плану.
3. Озвучить в группе.
4. Обсудить, исправить, дополнить.
5. Сделать вывод
6. Выбрать выступающего.
Учащиеся выполняют задание в группах. Задание: найдите обращения по признакам, определите место обращения в предложении, составьте схему.
1 группа.
-
Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин)
-
Барин, не прикажешь ли воротиться?
-
Сердечный друг, скажи мне слово!
-
Марина, проводи подругу до дома.
-
Уважаемые гости! Просим написать отзыв о выставке.
2 группа.
1) В разведку меня, дяденька, брать будете?
2) Что это, сударь, с тобой сделалось?
3) Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей. (А.Кольцов)
4) Куда ты, кумушка, бежишь так без оглядки?
5) О чем, добрый молодец, призадумался?
3 группа.
1) А ты не печалься, мой батюшка.
2) Спой мне песню, соловушка.
3) У кого гармонь, ребята?
4) О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.Тютчев)
5) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
4 группа.
1) Странник печальный, утешься!
2)Милый дедушка! Поздравляю с праздником.
3) Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М.Ю.Лермонтов)
4) Родная планета! Мы любим тебя в переливах огней.
5) Москва! Люблю тебя, как сын...
5 группа.
1) О слезы людские, льетесь вы ранней и поздней порой.
2) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (С.Есенин)
3) О друг мой, скажи мне, что с тобой?
4) О заря, мы подобны тебе…
5) Он был, о море, твой певец.
Каждая группа защищает свою работу. Представители групп выступают с результатом исследования.
1группа: [О, … !] Если обращение стоит в начале предложения, то отделяется запятой.
2 группа: [ …, О, ..?] Если обращение стоит в середине предложения, то с обеих сторон выделяется запятыми.
3 группа: […, О?] Если обращение стоит в конце предложения, то отделяется запятой.
4 группа: [О! …] Если обращение произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
5 группа: [Частица о, …] Частица о, стоящая перед обращением, запятой не отделяется
Знакомятся с информацией по теме по учебнику. Читают параграф 32, стр. 179
Познавательные:
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей
-находить способы выделения обращений
-уметь составлять модели
- уметь обобщать информацию и делать выводы.
Коммуникативные:
-групповая работа по обсуждению информации
- слушать товарища и обосновывать свое мнение
- умение выражать свои мысли
5.Первичное закрепление.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
- Прочитайте задание.
- С какой целью выполняем упражнение?
- На что будем опираться при выполнении упражнения?
- Как будем работать?
Выполняют упражнение 356. Составляют алгоритм.
1 шаг. - Найти обращение
2 шаг. - Определить место обращения в предложении.
3 шаг. - Расставить знаки препинания.
Познавательные:
-уметь применять полученные знания на практике; построение логической цепи рассуждений.
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
Организует работу по применению новых знаний.
- Прочитайте задания.
- Все ли понятно?
- У кого есть вопросы?
Взаимопроверка. Проверьте по эталону и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» и «-».
- Кто допустил ошибки?
- Кто сделал все правильно? Молодцы!
Самостоятельно выполняют задание по карточке и затем проверяют по эталону.
Задание 2. Спишите. Найдите в них обращения и расставьте недостающие знаки препинания.
1) Слушай Ленинград я тебе спою задушевную песню мою. (Из песни А.Чуркина)
2) Прости мне милый друг двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье мне было недосуг. (А.Пушкин)
3) Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня. (А.Пушкин)
4) Прощай любимый город! Уходим завтра в море. ( Из песни А.Чуркина)
Познавательные:
-знать способы выделения обращений на письме
- уметь применять теоретические сведения на практике
-уметь находить ошибки и корректировать их
7. Включение в систему знаний и повторение.
Организует закрепление полученных знаний на практике.
- Где мы можем применить полученные знания?
- Творческое задание:
Составьте, используя различные обращения, первые предложения писем, которые вы написали бы друг другу, родителям, самым близким людям
Самостоятельная творческая работа. Составляют предложения с обращениями.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
8. Рефлексия
1. Подведение итога урока.
- При выполнении какого задания возникло затруднение?
- Почему?
- Чему научились на этом уроке?
2. А теперь оцените свою работу за урок. Для этого заполните «Лист самооценки».
3. ДЗ. Параграф 32, упр. 358
Заполняют «Лист самооценки» и по баллам выставляют оценки.
1.Я знаю, что такое обращение.
2. Я знаю способы выражения обращений.
3. Я умею находить обращение в предложении.
4.Я знаю способы выделения обращений:
- 1 способ
- 2 способ
- 3 способ
- 4 способ
- 5 способ
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.