Технологическая карта урока

Представлена разработка урока русского языка по учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 8 класс».Материал данного урока ориентирован на формирование у школьников общеучебных навыков: умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,умения организовать свою учебную деятельность, умения слушать и вступать в диалог.Выполняя различные задания по теме, обучающиеся под руководством учителя делают выводы, обобщения, которые представляются в словесной,схематичной фо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Неустроева Анна Афанасьевна

Учитель МОБУ СОШ №7 г.Якутска

Республика Саха (Якутия)


Предмет

Русский язык

Класс

8 класс

Тип урока

Урок открытия способа выделения обращений

Технология урока

Технология развития проблемного и аналитического мышления

Тема

Знаки препинания при обращениях

Цель

Обучающая - создать условия по созданию способа выделения обращений в предложениях.

Развивающие - формирование у учащихся умения:

- устанавливать границы между знанием и незнанием;

- планировать свои действия;

- составлять модели по изученному материалу;

- контролировать свои действия.

Воспитывающие - умение слушать друг друга, контролировать другого человека, оценивать свои знания.

План урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Этап разрыва между знанием и незнанием.

4. Целеполагание.

5. Открытие способа выделения обращений в предложениях.

5.Первичное закрепление.

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия.

Основные понятия и термины

Обращение, распространенные и нераспространенные обращения, междометие, подлежащее.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, дети. Дежурные, кто сегодня отсутствует на уроке?

- В чем особенность предложений, которые я только что произнесла?

- Что такое обращение?

Подготовка класса к работе.

Настраиваются на учебную деятельность.

Личностные результаты:

самоопределение

2. Актуализация знаний.

Синтаксический разбор предложения.

Друзья присели перед трудной дорогой.

- Перестройте предложение так, чтобы подлежащее стало обращением. Запишите в тетради.

- Изменилось ли что-либо в характеристике предложения?

- Докажите, что слово «друзья» во 2-м предложении является обращением.

- Как отличить подлежащее от обращения?

Разбирают предложение, проверяют свою работу, отвечают на вопросы.

Познавательные:

уметь разбирать предложение и делать выводы.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

3. Этап разрыва между знанием и незнанием.

-Предлагает учащимся сравнить подлежащее и обращение и заполнить сравнительную таблицу.





- А что мы еще не знаем об обращении?

- Как выделим обращение в устной речи?

- А на письме?

- Каким знаком конкретно знаем?

Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, высказывают свое мнение, заполняют таблицу, делают вывод.

Сравнительная таблица.

Подлежащее

Обращение

- называет того, кто действует

- кто? что?

- сущ; мест; инф; прич; прил;

- связано со сказуемым по смыслу и грамматически

- главный член предложения

- называет того, к кому обращаются с речью

- кто? что?

- сущ; прич; прил;

- звательная интонация

?

Познавательные:

сравнивать и выделять отличительные признаки подлежащего и обращения.

Регулятивные:

применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации.

4. Целеполагание

- Сформулируйте тему урока.

-Итак, тема нашего урока «Знаки препинания при обращениях»

- Какой вопрос при этом у нас возникает?

-Каковы же способы выделения обращений на письме?

- Вот на этот проблемный вопрос мы должны ответить сегодня. А для этого мы проведем исследование, проанализируем предложения.

Формулируют тему и проблему урока.

Предметные :

умение самостоятельно определять тему и проблему урока;

5. Открытие способа выделения обращений в предложениях.

Работа в группах.

I.Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, дает задание.

План выполнения задания:

1. Как будем работать?

План работы в группе:

2.Как быстрее выполнить это задание?





II.Самостоятельная работа по плану.























III. Защита результатов.

А теперь давайте проверим задание. Каковы же способы выделения обращений?







IV. Закрепление открытых способов по тексту из учебника.

1. Найти обращение по признакам.

2. Определить место обращения в предложении.

3. Определить способ выделения обращений.

4. Сделать модель.



1. Распределить предложения.

2. Выполнить самостоятельно согласно предыдущему плану.

3. Озвучить в группе.

4. Обсудить, исправить, дополнить.

5. Сделать вывод

6. Выбрать выступающего.

Учащиеся выполняют задание в группах. Задание: найдите обращения по признакам, определите место обращения в предложении, составьте схему.

1 группа.

  1. Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин)

  2. Барин, не прикажешь ли воротиться?

  3. Сердечный друг, скажи мне слово!

  4. Марина, проводи подругу до дома.

  5. Уважаемые гости! Просим написать отзыв о выставке.

2 группа.

1) В разведку меня, дяденька, брать будете?

2) Что это, сударь, с тобой сделалось?

3) Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей. (А.Кольцов)

4) Куда ты, кумушка, бежишь так без оглядки?

5) О чем, добрый молодец, призадумался?

3 группа.

1) А ты не печалься, мой батюшка.

2) Спой мне песню, соловушка.

3) У кого гармонь, ребята?

4) О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.Тютчев)

5) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

4 группа.

1) Странник печальный, утешься!

2)Милый дедушка! Поздравляю с праздником.

3) Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М.Ю.Лермонтов)

4) Родная планета! Мы любим тебя в переливах огней.

5) Москва! Люблю тебя, как сын...

5 группа.

1) О слезы людские, льетесь вы ранней и поздней порой.

2) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (С.Есенин)

3) О друг мой, скажи мне, что с тобой?

4) О заря, мы подобны тебе…

5) Он был, о море, твой певец.

Каждая группа защищает свою работу. Представители групп выступают с результатом исследования.

1группа: [О, … !] Если обращение стоит в начале предложения, то отделяется запятой.

2 группа: [ …, О, ..?] Если обращение стоит в середине предложения, то с обеих сторон выделяется запятыми.

3 группа: […, О?] Если обращение стоит в конце предложения, то отделяется запятой.

4 группа: [О! …] Если обращение произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

5 группа: [Частица о, …] Частица о, стоящая перед обращением, запятой не отделяется

Знакомятся с информацией по теме по учебнику. Читают параграф 32, стр. 179

Познавательные:

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей

-находить способы выделения обращений

-уметь составлять модели

- уметь обобщать информацию и делать выводы.

Коммуникативные:

-групповая работа по обсуждению информации

- слушать товарища и обосновывать свое мнение

- умение выражать свои мысли

5.Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

- Прочитайте задание.

- С какой целью выполняем упражнение?

- На что будем опираться при выполнении упражнения?

- Как будем работать?

Выполняют упражнение 356. Составляют алгоритм.

1 шаг. - Найти обращение

2 шаг. - Определить место обращения в предложении.

3 шаг. - Расставить знаки препинания.

Познавательные:

-уметь применять полученные знания на практике; построение логической цепи рассуждений.

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Организует работу по применению новых знаний.

- Прочитайте задания.

- Все ли понятно?

- У кого есть вопросы?

Взаимопроверка. Проверьте по эталону и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» и «-».

- Кто допустил ошибки?

- Кто сделал все правильно? Молодцы!

Самостоятельно выполняют задание по карточке и затем проверяют по эталону.

Задание 2. Спишите. Найдите в них обращения и расставьте недостающие знаки препинания.

1) Слушай Ленинград я тебе спою задушевную песню мою. (Из песни А.Чуркина)

2) Прости мне милый друг двухлетнее молчанье:

Писать тебе посланье мне было недосуг. (А.Пушкин)

3) Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня. (А.Пушкин)

4) Прощай любимый город! Уходим завтра в море. ( Из песни А.Чуркина)

Познавательные:

-знать способы выделения обращений на письме

- уметь применять теоретические сведения на практике

-уметь находить ошибки и корректировать их

7. Включение в систему знаний и повторение.

Организует закрепление полученных знаний на практике.

- Где мы можем применить полученные знания?

- Творческое задание:

Составьте, используя различные обращения, первые предложения писем, которые вы написали бы друг другу, родителям, самым близким людям

Самостоятельная творческая работа. Составляют предложения с обращениями.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

8. Рефлексия

1. Подведение итога урока.

- При выполнении какого задания возникло затруднение?

- Почему?

- Чему научились на этом уроке?

2. А теперь оцените свою работу за урок. Для этого заполните «Лист самооценки».



3. ДЗ. Параграф 32, упр. 358

Заполняют «Лист самооценки» и по баллам выставляют оценки.

1.Я знаю, что такое обращение.

2. Я знаю способы выражения обращений.

3. Я умею находить обращение в предложении.

4.Я знаю способы выделения обращений:

- 1 способ

- 2 способ

- 3 способ

- 4 способ

- 5 способ

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.



© 2010-2022