Статья Мотивация учащихся к чтению художественных текстов через критическое мышление

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мотивация учащихся к чтению художественных текстов через критическое мышление


Балабаева Айгуль Темиргалиевна

г. Темиртау, КГУ «ШЛ №9 города Темиртау»

Проблема мотивации учащихся к чтению художественных текстов для учителей русского языка и литературы является актуальной. Изучение художественных текстов сопровождается рядом сложностей у многих учащихся. Часто учащиеся после прочтения художественного текста затрудняются в самостоятельном анализе проблематики произведения, полной характеристики его героев, в передаче собственных впечатлений от прочитанного произведения. Одной из причин отсутствия данных навыков является снижение интереса учащихся к чтению.

С целью мотивации учащихся к чтению применяются развивающие педагогические технологии, центральным звеном которых является обучение чтению. Подробнее хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы. Занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом занятии можно обращаться к РКМЧП.

Первая стадия - вызов. Она обязательна на каждом занятии. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить учащихся к активной работе на занятии и дома.

Вторая стадия - осмысление. Она позволяет учащемуся:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия - рефлексия. Ее задачи:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа проводится индивидуально, в парах или группах.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения занятия в целом.

Одной из стратегий технологии РКЧМ является стратегия «Направленное чтение». Работая по данной стратегии важно вызвать у учащегося интерес к произведению и творчеству писателя, активизировать оценочные способности школьника, дать направление к формированию личностного отношения и собственной позиции.

Специфика стратегии заключается в медленном и вдумчивом чтении и реализуется через особую форму организации материала: деление художественного текста на небольшие фрагменты, чтение которых происходит индивидуально (чаще всего) и с остановками для фронтального обсуждения прочитанного.

В качестве примера предлагаем этапы работы над произведениями М.Ю. Лермонтова, которые учитывают три этапа, цели и специфику данной стратегии.

Повесть «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .

Принципы отбора текста

Этапы работы с фрагментами текста

Цели каждого этапа

Работа с учащимися

Неизвестный текст


Повествовательная форма: повесть

Текст событийный, есть интрига



Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал

Стадия вызова

Заинтересовать произведением

-Как вы думаете, о чем данное произведение?

(Чтение учащимися отрывка о Печорине)

Стадия реализации смысла

Знакомство с художественным произведением.

-Каким вы представляете Печорина?

(Чтение учащимися описания Печорина.)

-Как встретятся Печорин и Бэла? (Чтение описания Печорина.)

-Как Печорин добьется любви Бэлы?

(Чтение отрывка)

-Какое будущее ждет двух влюбленных?

(Чтение отрывка)

Стадия рефлексии

Осмысление прочитанного, оценка изображенной автором ситуации, поступков героев

Рефлексия после чтения, воспроизводят прочитанное, анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Беглец».

Принципы отбора текста

Этапы работы с фрагментами текста

Цели каждого этапа

Работа с учащимися

Неизвестный текст


Повествовательная форма: поэма

Текст событийный




Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал

Стадия вызова

Заинтересовать произведением

-Как вы думаете, о чем данное произведение?

(Чтение учащимися отрывка)

Стадия реализации смысла

Знакомство с художественным произведением.

- От чего и куда бежит герой?

(Чтение учащимися отрывка.)

-Как вы думаете, как встретит его друг? (Чтение отрывка).

- Как вы думаете, к кому он обратится за помощью?

(Чтение отрывка)

- Как вы думаете, куда он теперь пойдет?

(Чтение отрывка)

-Примет ли мать своего сына?

(Чтение отрывка)

- Сможет ли Гарун доказать своей матери, что он не беглец и не предатель?

(Чтение отрывка)

Стадия рефлексии

Осмысление прочитанного, оценка изображенной автором ситуации, поступков героев

Рефлексия после чтения, воспроизводят прочитанное, анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения.

Данная стратегия была апробирована в 8-10 классах на уроках русской литературы и способствовала развитию положительной мотивации к чтению, привлечению учащихся к осмысленному чтению, повышению эффективности учебного процесса.

Литература:

1. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии: Научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн. - 2010. - №2 (62) апрель-июнь 2010. - С. 206-216.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития.[Электронный ресурс] -Режим доступа: piterbooks.ru/


© 2010-2022