- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Мотивация учащихся к чтению художественных текстов через критическое мышление
Статья Мотивация учащихся к чтению художественных текстов через критическое мышление
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балабаева А.Т. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мотивация учащихся к чтению художественных текстов через критическое мышление
Балабаева Айгуль Темиргалиевна
г. Темиртау, КГУ «ШЛ №9 города Темиртау»
Проблема мотивации учащихся к чтению художественных текстов для учителей русского языка и литературы является актуальной. Изучение художественных текстов сопровождается рядом сложностей у многих учащихся. Часто учащиеся после прочтения художественного текста затрудняются в самостоятельном анализе проблематики произведения, полной характеристики его героев, в передаче собственных впечатлений от прочитанного произведения. Одной из причин отсутствия данных навыков является снижение интереса учащихся к чтению.
С целью мотивации учащихся к чтению применяются развивающие педагогические технологии, центральным звеном которых является обучение чтению. Подробнее хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы. Занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом занятии можно обращаться к РКМЧП.
Первая стадия - вызов. Она обязательна на каждом занятии. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить учащихся к активной работе на занятии и дома.
Вторая стадия - осмысление. Она позволяет учащемуся:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия - рефлексия. Ее задачи:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа проводится индивидуально, в парах или группах.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения занятия в целом.
Одной из стратегий технологии РКЧМ является стратегия «Направленное чтение». Работая по данной стратегии важно вызвать у учащегося интерес к произведению и творчеству писателя, активизировать оценочные способности школьника, дать направление к формированию личностного отношения и собственной позиции.
Специфика стратегии заключается в медленном и вдумчивом чтении и реализуется через особую форму организации материала: деление художественного текста на небольшие фрагменты, чтение которых происходит индивидуально (чаще всего) и с остановками для фронтального обсуждения прочитанного.
В качестве примера предлагаем этапы работы над произведениями М.Ю. Лермонтова, которые учитывают три этапа, цели и специфику данной стратегии.
Повесть «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .
Принципы отбора текста
Этапы работы с фрагментами текста
Цели каждого этапа
Работа с учащимися
Неизвестный текст
Повествовательная форма: повесть
Текст событийный, есть интрига
Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал
Стадия вызова
Заинтересовать произведением
-Как вы думаете, о чем данное произведение?
(Чтение учащимися отрывка о Печорине)
Стадия реализации смысла
Знакомство с художественным произведением.
-Каким вы представляете Печорина?
(Чтение учащимися описания Печорина.)
-Как встретятся Печорин и Бэла? (Чтение описания Печорина.)
-Как Печорин добьется любви Бэлы?
(Чтение отрывка)
-Какое будущее ждет двух влюбленных?
(Чтение отрывка)
Стадия рефлексии
Осмысление прочитанного, оценка изображенной автором ситуации, поступков героев
Рефлексия после чтения, воспроизводят прочитанное, анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Беглец».
Принципы отбора текста
Этапы работы с фрагментами текста
Цели каждого этапа
Работа с учащимися
Неизвестный текст
Повествовательная форма: поэма
Текст событийный
Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал
Стадия вызова
Заинтересовать произведением
-Как вы думаете, о чем данное произведение?
(Чтение учащимися отрывка)
Стадия реализации смысла
Знакомство с художественным произведением.
- От чего и куда бежит герой?
(Чтение учащимися отрывка.)
-Как вы думаете, как встретит его друг? (Чтение отрывка).
- Как вы думаете, к кому он обратится за помощью?
(Чтение отрывка)
- Как вы думаете, куда он теперь пойдет?
(Чтение отрывка)
-Примет ли мать своего сына?
(Чтение отрывка)
- Сможет ли Гарун доказать своей матери, что он не беглец и не предатель?
(Чтение отрывка)
Стадия рефлексии
Осмысление прочитанного, оценка изображенной автором ситуации, поступков героев
Рефлексия после чтения, воспроизводят прочитанное, анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения.
Данная стратегия была апробирована в 8-10 классах на уроках русской литературы и способствовала развитию положительной мотивации к чтению, привлечению учащихся к осмысленному чтению, повышению эффективности учебного процесса.
Литература:
1. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии: Научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн. - 2010. - №2 (62) апрель-июнь 2010. - С. 206-216.
2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития.[Электронный ресурс] -Режим доступа: piterbooks.ru/