Программа элективного курса по литературе

Проблема развития письменной речи учащихся, творческий вид работы по литературе имеет огромное значение для преподавания данного предмета в школе. Рецензия как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, самостоятельным сочинениям. Согласно    современным    жанровым    подходам    рецензию    относят    к сочинениям,  предполагающим  определенную  интерпретацию  исходного текста»,   или   «текстам,   в   которых   концепция   автора   в   отношении исходного (исходных ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» Т.И. Тажиева.Программа элективного курса по литературе

Экспертное заключение по материалам, представленным на экспертизу

программы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Рецензия как жанр литературного произведения и вид творческой работы»

учителя русского языка и литературы Павловской средней общеобразовательной школы Оренбургского района Тажиевой Т.И.

Представленные на экспертизу материалы оценивались в соответствии с рекомендациями по проведению экспертизы программ курсов по выбору, разработанными С.Н. Полькиной, к.п.н., доцента кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ и Ю.В. Ворониной, ст. преподавателем кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ на основе Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (от 18.06.2003, №28-02-484/16). В экспертизе представленных материалов участвовали: Смирнова Е.В., ст. преподавателем кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ.

Выводы экспертов:

По содержанию программы курсов по выбору, элективных курсов.

1) Степень новизны для учащихся.

Представленная на рецензирование программа ЭК для учащихся 10-11 классов «Рецензия как жанр литературного произведения и вид творческой работы», рассчитанная на 17 часов, посвящена актуальной проблеме - обучению написанию рецензий, оригинальна по содержанию и имеет практическую направленность. Работа с текстом дает возможность расширить кругозор учащихся, развивает умение создавать собственные тексты, способствует развитию критического мышления школьников.

2) Мотивирующий потенциал программы.

Интересно, что автор предполагает использовать различные формы работы на занятиях: наблюдения, лекции, семинары, творческие работы.

3) Развивающий потенциал программы.

Считаем, что при осуществлении деятельностного подхода в обучении, использовании инновационных методов и форм работы (герменевтические принципы анализа текста, диалогическое обучение, формирование образного, ассоциативного мышления) реализация программы может вывести учащихся на новый уровень интерпретации текста, раскрытию и развитию творческого потенциала ученика.

4) Связанность и систематичность изложенного материала.
Формальная структура программы соответствует требованиям: есть все

необходимые разделы (пояснительная записка, цели, задачи курса, учебно-

тематическое планирование, содержание, методические рекомендации, библиография).

5) Степень контролируемости.

Следует отметить, что программа, основываясь на базовых знаниях учащихся по русскому языку, расширяет и систематизирует их, содержит возможности для развития творческих способностей старшеклассников. Программа доступна изучению любой категории учащихся и не предполагает содержательной дифференциации.

В программе четко обозначены желаемые результаты деятельности.

6) Реалистичность с точки зрения ресурсов.

Заявленная цель курса реально достижима.

Заключение:

На основании вышеизложенного считаем, что программа может быть использована как один из элективных курсов.

Рекомендации:

Желательно представить индивидуальные траектории обучения для учащихся, осваивающих данный курс, включить в библиографию издания последних лет.


Программа элективного курса по литературе

дидактики и частных методик

Управление

кадров



Подпись

Нач. управления кадров ОГПУ ПУЭксперты: Ст. преподаватель кафедры

Программа элективного курса

«Рецензия как жанр литературного произведения и вид творческой работы».

Автор Т.И. Тажиева.

Пояснительная записка.

Проблема развития письменной речи учащихся, творческий вид работы по литературе имеет огромное значение для преподавания данного предмета в школе.

Рецензия как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, самостоятельным сочинениям.

Согласно современным жанровым подходам рецензию относят к сочинениям, предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) дается в форме рецензии, что предполагает своего рода размышление, осознавание и толкование проблемы, поднятой автором исходного текста. Это вид творческой работы, рассчитанный на авторскую индивидуальность ученика, а по определению В. Н. Мещерякова «к так называемым авторским текстам».

В них, по мнению ученых-методистов, раскрепощается критическое мышление школьника, раскрывается и развивается его творческий потенциал.

Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных, компетентностных подходов в обучении и воспитании возвращается интерес к этому жанру. Рецензия - развернутое критическое суждение о произведении, в основе которого - анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается критическое мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.

Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой компетенций школьника, так как рецензия соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: эссе, очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.

Рецензия все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, при подготовке к ЕГЭ, поступлению в вузы, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17часов, предназначен в первую очередь для старших классов, обучающихся в гимназиях, лицеях. А также может найти применение в классах гуманитарной направленности общеобразовательных школ.

Основная цель курса - развитие коммуникативной компетенции и критического мышления старшеклассников.

■ В процессе работы над рецензией решаются следующие учебные задачи:

  1. Актуализация личностных качеств, реализация творческих
    способностей учащихся.

  2. Осуществление знакомства с комплексом близких жанров: эссе,
    очерком, письмом, беседой и т.д.

  3. Формирование представления школьников о разных способах
    восприятия действительности.

  4. Демонстрация творческих поисков известных художников слова,
    открытие новых имен писателей русской и зарубежной литературы,
    деятелей культуры, что положительно сказывается на общей
    подготовке по предмету.

Этапы в обучении школьников написанию сочинения в жанре рецензии:

  1. Знакомство с рецензией как жанром литературного произведения.

  2. Узнавание рецензии, видение его особенностей, отличий от других
    сопутствующих жанров (на конкретных примерах).

  3. Анализ ученических образцов, выполнение творческих заданий.

Этим этапам обучения соответствуют предлагаемые далее разделы программы элективного курса.

В программу включена таблица «Планирование работы», где выделены основные понятия курса, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся, указано примерное распределение учебного времени. Творческие задания, сгруппированные в последнем разделе, могут выполняться школьниками постепенно, от этапа к этапу.

Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты произведений позволяют учителю варьировать литературный материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся.

Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим учебное пособие для учащихся «Учимся писать рецензию» и книгу для учителя «Письменные работы по литературе». Кроме того, программа снабжена списком рекомендуемой литературы, который окажет учителю дополнительную методическую помощь.

Ожидаемые результаты:

  1. Достичь высокого уровня креативности, позволяющего создавать работы в различных жанровых формах.

  2. Иметь сформированные навыки рецензирования текста любого жанра.

3. Совершенствовать коммуникативную и речевую компетенции школьника,
способствующих практическому использованию знаний и умений для
самореализации:




Содержание элективного курса

1. Введение. Теоретические сведения

Рецензия как жанр словесной культуры, его признаки, история развития. Разновидности и формы рецензии. Интегративное свойство жанра.

2. Работа с текстом.

Нахождение жанрообразующих компонентов рецензии на примерах конкретных текстов. (Например, текст В. Набокова о мещанстве, текст Д.С. Лихачева о научном труде).

Сопоставление рецензии разных авторов на одну и ту же тему (например, Ф. Искандер. У каждого есть свои любимые книги. К. Паустовский. Чувство языка.).

Сравнение, антитеза, градация, синтаксический параллелизм, аналогия, уподобление, ассоциация - излюбленные композиционные приемы рецензии. (Например, С. Залыгин. Читая Гоголя.).

Различные формы жанра.

Рецензия в форме очерка (например, В. Набоков. Кембридж.).

Беседа и рецензия в форме беседы (например, Ф. Искандер. Беседа с Виктором Максимовичем).

Зависимость формы рецензии, его языкового воплощения от задачи.

Учителя могут заменить предложенные произведения другими.

3. Анализ сочинений-рецензий

Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к рецензии.

Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно-критической рецензии (например, Л. Павлова. Искусство спорить).

Анализ литературно-критической рецензии (на примере главы из эссе C. Залыгина об А. П. Чехове «Мой поэт»).

Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений.

Рецензирование по плану.

Анализ рецензий разных авторов на одну тему. Примеры ученических сочинений.

Анализ текстов научного стиля.

4. Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся)

Написание сочинения в различных формах рецензии.

Рецензия или сочинение в форме письма.

Рецензия или сочинение в жанре слова.

Рецензия или сочинение в форме эссе.

Рецензия или сочинение в форме развернутой аннотации.

Рецензия в форме беседы. Беседа, интервью.

Развитие критического мышления на примере рецензий на тексты художественного стиля.

Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления.

Размышление на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах - по выбору учащихся). Определение жанра творческой работы.

В процессе обучения по программе рассматриваемого элективного курса учащиеся должны знать и уметь:

  • знать определение рецензии, его основные признаки, формы и
    разновидности;

  • определять «решающую идею» рецензии;

  • анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;

  • находить средства художественной выразительности, используемые
    автором текста;

  • видеть эстетическую функцию языка;

  • рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;

  • создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма,
    страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной
    зарисовки, этюда, эссе, рецензии.

(По выбору учащихся).

Планирование работы с учащимися по программе элективного курса «Рецензия как жанр литературного произведения и вид творческой работы»


Темы

Произведения

Кол-во часов

Основные понятия

Виды деятельности

теория

практика

аналитическая

творческая

1.Введение теоретического понятия.

Чтение комментариев по теории, выполнение упражнений.

2

2

Рецензия, признаки жанра, виды рецензий.


Подводящий диалог, вычленение признаков, формулирование выводов, оформление итоговых наблюдений.


2.Анализ текстов рецензий.


1

2

Признаки жанра, разновидности рецензии. Стили речи, типы речи, средства художественной выразительности.

Сравнение, сопоставление, анализ, речевая деятельность в ходе выполнения заданий, словарная работа, наблюдение над языком произведений.

Творческая работа с текстом публицистического стиля Д.С. Лихачева «Земля - наш крошечный дом».

3.Рецензии разных авторов на одну тему.

К.Паустовский. Чувство языка.

Ф. Искандер. У каждого есть свои любимые книги.

1

2

Тема, идея, признаки жанра. Средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворение и т.д.).

Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений.

Творческая работа над текстом художественного стиля (на выбор).

4.Как писать рецензию. Рецензия и эссе. Рецензия и очерк. Рецензия и аннотация.

С.Г. Залыгин. Читая Гоголя. В. Белов. Зима. К.Г. Паустовский. Предательская осень.

1

1

Определение очерка, эссе, аннотации. Речевая задача. Признаки каждого типа жанра.

Сравнение, сопоставление, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами.

Вступление к рецензии, эссе, аннотации. Составление плана рецензии.

5.Форма рецензии и его языковое воплощение.

Работа с планом написания рецензии, комментарии к нему.

0,5

0,5

Речевая задача.

Поисковая и речевая деятельность в ходе выполнения заданий.


6.Литературно-критическая рецензия и школьное сочинение.

Л. Павлова. Искусство спорить. И пример школьного сочинения по этому же тексту.

1

1

Разновидности жанра, особенности литературно-критической рецензии.

Коммуникативная деятельность, развитие критического мышления в ходе выполнения заданий.

Рецензия (рассуждение) на художественный текст. (На выбор).

7.Анализ тем сочинений-рецензий.

Работа с таблицей.

0,5

0,5

Признаки жанра рецензии. Речевая исследовательская задача.

Работа с текстом научного с тиля по Д.С. Лихачеву (на выбор).

Рецензия на научный текст. Жанр на выбор.

8.Тематика творчеких заданий.

Комментарий учителя.

1


Обсуждение. Итоги. Выводы.

Обсуждение.

Итоги. Выводы.

Написание Творческих работ.

Итого


8

9




17


Резервные часы преподаватель может использовать на проведение творческих работ, их последующее обсуждение и анализ

Методические рекомендации:

Поскольку предлагаемый курс - элективный, работа учителя во многом будет определяться уровнем подготовки учеников, их способностями, а главное, их заинтересованностью обсуждаемыми вопросами. Учитель не только может, но и должен учитывать интересы и желания учеников.

Так как программа предлагает расширение и углубление полученных знаний при базовом изучении предмета, рекомендуется:

  1. Привлекать как можно больше текстов, актуальных на данный момент.

2 Четко определять цели и задачи перед учащимися в заданиях, связанных с
исследованием.

  1. Значительное место в реализации курса предоставить для
    самостоятельной работы учащихся (предоставив список литературы).

  2. Итоговую диагностику проводить в форме творческих работ (наивысшей
    интеллектуальной деятельности учащихся).

Контрольные вопросы

1. Отличие рецензии от других видов творческих работ.

2.Что является ключевым в композиционной стройности и смысловой
цельности текстов-рецензий?

3.Как добиться речевой выразительности, точности и богатства речи при
написании рецензии на любые виды текста?





Литература

Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.

Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «от­лично». СПб., 2000.

Антонова Л. Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. 2000. №3. Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997.

Карнаух Н.Л. На пути к эссе // Русская словесность. 2001. №3.

Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы. // Русская словесность. 2002. № 8.

Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. К. Г. Паустовский. Предательская осень // Русский язык в школе. 2001 № 2.

Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2004.

Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. М, 2002.

Котельникова С.А.Аннотация - отзыв - рецензия - эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.

Мещеряков В.Н.Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.

Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1990.

Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре. // Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе. М., 1997.

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных уч­реждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской и П. А. Лекан-та. М, 1999.

Черноземова Е. Н. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1998.

9

© 2010-2022