Урок развития речи Сочинение-описание окружающей среды

Класс: 6 Тип урока: Урок развития речи (интегрированный) Тема урока: Сочинение-описание окружающей среды. Цели урока: способствовать формированию умения наблюдать изменения окружающей среды, описывать их, используя определенные средства языка,  способствовать актуализации знаний о изобразительно-выразительных средствах (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения), способствовать развитию художественного видения, пространственного и образного мышления, воображения, развитию устной и письменной р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс:

Тип урока: Урок развития речи (интегрированный)

Тема урока: Сочинение-описание окружающей среды.

Цели урока:

  • способствовать формированию умения наблюдать изменения окружающей среды, описывать их, используя определенные средства языка, способствовать актуализации знаний о изобразительно-выразительных средствах (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения),

  • способствовать развитию художественного видения, пространственного и образного мышления, воображения, развитию устной и письменной речи, умения высказываться по поводу увиденного, приводя доказательные оценки и суждения,

  • способствовать воспитанию интереса к различным произведениям искусства, интереса к творчеству отдельных писателей и художников, воспитанию дисциплинированности на уроке, уважения друг к другу, активности.

Оборудование:

интерактивная доска, презентация по теме урока, репродукции картин Айвазовского, его портрет, раздаточный материал: текст по картине «Ночь на черном небе», картины «Ночь на Черном море»,»Девятый вал».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Под звукозапись учитель читает строки из стихотворения Жуковского «Море».

Презентация. Репродукция картины с морским пейзажем.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей,

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Презентация. Портрет Жуковского.

Уч. Так писал известный русский поэт Жуковский.

Уч. Не только поэты посвящали поэтические строчки морю, не только композиторы звуками передавали его величие, но и художники изображали море на картинах. Перед вами репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского. Всмотритесь в эти произведения искусства.

3. Объявление и запись темы урока. Цели урока.

Сегодня мы будем учиться описывать состояние окружающей среды, а именно, морского пейзажа, используя изобразительно-выразительные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры сравнения. Будем развивать художественное видение, воображение, устную и письменную речь. При этом соприкоснемся с изобразительным искусством.

4.Словарная работа.

Уч. Запишите слово ИСКУССТВО. Обратите на его написание. Составьте с ним словосочетания.

ИСКУСТВО,

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО,

ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ИСКУССТВОМ.

5. Лингвистическая работа.

Уч. Послушайте отрывки о жизни и творчестве Айвазовского, постарайтесь запомнить эту информацию, определите тип текста.

Презентация. Показ репродукций картин Айвазовского.

Сообщение 1.

Самым ярким представителем романтического направления в русской живописи был замечательный художник Иван Константинович Айвазовский. Он жил в Феодосии и с раннего детства получил возможность наблюдать морскую стихию. Он создавал живописные полотна по памяти. Это вызывало восторг поклонников. Созданные им образы морской стихии показывали драматическую историю борьбы людей с природными силами.

Уч. Тип текста? ( Повествование: рассказывается о становлении Айвазовского как художника.)

Сообщение 2.

Художник писал преимущественно морские пейзажи. Поэтому его можно назвать маринистом. Если посмотреть значение этого слова в словаре, то мы увидим, что. Действительно, маринист - это художник. Рисующий морские виды, а это является одним из видов пейзажа - это и есть отражение состояния природы в искусстве.

Уч. Тип текста?(Рассуждение: есть тезис: Айвазовский - маринист, есть доказательство того. Что он был маринистом)

6.Лексическая работа.

Уч.Запишем, кто такой маринист.

МАРИНИСТ -ХУДОЖНИК, КОТОРЫЙ ИЗОБРАЖАЕТ МОРСКИЕ ПЕЙЗАЖИ.

Уч.Что такое пейзаж?( Изображение состояния природы) .Запишем предложение.

ПЕЙЗАЖ ОТРАЖАЕТ СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ.

Уч.Что такое состояние?(Это настроение, физическое самочувствие).

Уч. Подчеркните грамматическую основу предложений. Чем выражены сказуемые.

Уч.Мы должны научиться чувствовать это состояние и передавать его.

7.Устное словесное рисование.

Уч. Мы вспомнили разные типы текста. А сегодня будем работать над сочинением-описанием.

Уч. Послушайте и опишите то, что представили.

Текст.

Бездонное лунное небо. Создается впечатление таинственной ночной жизни. Безмолвие. Мутная подвижность воздуха настораживает. Чувствуется утомленность замершего моря. Едва слышно разрезая воду, возникает корабль-призрак на фоне бледно-желтой лунной дорожки. Отороченной светом скучающей луны. Тихо, но неспокойно.

Уч. Тип текста?( описание)

Уч. Какая картина возникает перед вами?

Устное словесное рисование.

Презентация. Картина Айвазовского «Ночь на Черном море»

Уч. Сравним нарисованное вами с картиной Айвазовского «Ночь на Черном море». Такую ли картину себе представляли?

8. Работа с текстом.

Учащиеся получают тексты.

Уч.Прочитайте текст еще раз. Определите образную систему отрывка.

Учитель на доске вешает карточки ( образы).

НЕБО

МОРЕ

КОРАБЛЬ

ЛУННАЯ ДОРОЖКА

ЛУНА

Уч. Эти образы неизмены или постоянно меняются? ( Меняются)

Уч. Что помогает нам описать на данный момент состояние этих образов?

( Эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.)

Уч.Давайте вспомним эти средства. Перед вами таблица-подсказка. Изучите ее внимательно. И найдите ошибку в распределении средств выразительности в колонках.

Презентация. Тест 1.

ЭПИТЕТЫ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

МЕТАФОРЫ

СРАВНЕНИЯ

лазурное небо

воздушные облака

добрые глаза

солнце улыбается

ручей шепчет

глаза смеются


кровь кипит

мысли крутятся

глаза добреют

лес словно сказка

глаза как небо

хоровод весенних дней

Уч. Найдите средства художественной выразительности, помогающие описать состояние морского пейзажа.

Презентация. Средства изобразительно-выразительные.

(Эпитеты: небо бездонное, лунное; жизнь ночная, таинственная; подвижность мутная; дорожка лунная, бледно-желтая; луна скучающая; море замершее.

Олицетворения: подвижность воздуха настораживает, утомленность моря.

Метафоры: корабль разрезает воду, дорожка отороченна светом.

Сравнения: корабль - призрак.)

Уч. Итак, мы определили образы, вспомнили средства выразительности и нашли их в тексте. Теперь нам надо научиться описывать состояние среды. Нам помогут знания о структуре описания окружающей среды. Составим таблицу.

Уч. Что дано на картине? Какие образы видим? ( Первая колонка)

Уч. Состояние образов постоянно или изменчиво? (Изменчиво)

Уч. Какие признаки, выражающие состояние, мы можем выделить? (Звуки, цвета, состояние образов, чувства)

Уч. Какие звуки можно услышать? Опишите.

Уч. Какие цвета мы видим ? Опишите.

Уч. Каково состояние образов?

Уч. Какие чувства выражают образы?

ДАННОЕ

НОВОЕ

(то, что описывается)

(признаки, выражающие состояние)

Элементы среды

звуки

цвета

состояние образов

чувства

НЕБО

МОРЕ

КОРАБЛЬ

ЛУННАЯ ДОРОЖКА

ЛУНА

Безмолвие

Едва слышно

Разрезая воду

Мутный

Бледно-желтый

Подвижность

воздуха

Утомленность моря

Неспокойно

Настораживает

Уч. Какими частями речи выражаются состояние природы? ( Существительными, слова категории состояния, безличные глаголы)

Уч. Слова категории состояния обозначают состояние природы, окружающей среды, человека. Безличные глаголы не имеют лица. Это вы будете изучать в дальнейшем.

Уч.Почему неспокойно, почему неподвижность воздуха настораживает? (Обычно так тихо бывает перед бурей)

Уч. Но мы будем настроены оптимистично. Что такое оптимизм?

Лексическая работа. Работа с «Толковым словарем.»

Оптимизм - бодрое, жизнерадостное ощущение, при котором человек видит только светлые стороны во всем.

Уч. Кто сможет подобрать антоним к этому слову? (Пессимизм)

Работа со «Словарем антонимов»

Уч. Что такое пессимизм?

Пессимизм - мрачное мироощущение. При котором человек во всем видеть унылое, плохое.

Уч .Запишем словосочетания с этими словами, где главное слово глагол.

СМОТРЕТЬ ОПТИМИСТИЧНО ОТНОСИТЬСЯ ПЕССИМИСТИЧНО

Уч. Что значит смотреть на картину оптимистично? (Надеяться, что бури не будет, что корабль спокойно доберется до берега) Пессимистично? (Вскоре начнется буря и корабль погибнет)

9. Работа по картине «Девятый вал».

Презентация. Репродукция картины «Девятый вал».

Уч. Рассмотрите картину.

Уч.Чем поражает картина с первого взгляда? (Контрастностью, яркостью, цветовой гаммой)

Уч. Что видите на ней? ( Был шторм, корабль потерпел крушение, люди продолжают сражаться с морской стихией,которая готовит им новое испытание: девятый вал. По древнему поверью, буря рождает 9 валов, девятый - самый сокрушительный, роковой, последний)

Уч. Вам предстоит написать сочинение-описание морского пйзажа по этой картине. Прежде всего надо составить таблицу, подобрать изобразительно-выразительные средства для описания состояния пейзажа. Вам поможет тест. Который вам надо правильно решить. А почему важно умение работать с тестом? ( Вторая часть ГИА - это решение теста)

Презентация. ТЕСТ ( Решение теста под звуки моря). ( На партах репродукция картины «Девятый вал».)

1) Найдите образ, не характерный для картины.

А. МОРЕ

Б. ВОЛНЫ

В. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ

Г. ЧАЙКИ

Д. ЛЮДИ

Е. МАТЧА ОТ КОРАБЛЯ

2) Какие звуки можно услышать, если представить изображенное на картине.

А.ЧАЙКИ С КРИКОМ НОСЯТСЯ НАД ВОЛНАМИ.

Б. ВОЛНЫ ОБРУШИВАЮТСЯ ВНИЗ С ОГРОМНОЙ СИЛОЙ.

В. ЛЮДИ ПРОСЯТ О ПОМОЩИ.

3) Какие цвета не использовал художник.

А. ЗОЛОТЫЕ ЛУЧИ.

Б. РОЗОВАТО-ФИОЛЕТОВОЕ НЕБО.

В. СИНЕ-ЗЕЛЕНОЕ МОРЕ.

Г. ГРЕБНИ ВОЛН ПЕРЕЛИВАЮТСЯ ВСЕМИ ЦВЕТАМИ РАДУГИ.

Д. ТЕМНО-ФИОЛЕТОВЫЕ ОБЛАКА.

4) Какие слова не передают состояние природы.

А. БУШУЮЩЕЕ МОРЕ.

Б. ВОЛНЫ ГОНЯТСЯ ЗА ОБЛАКАМИ.

В. ИЗМУЧЕННЫЕ БОРЬБОЙ ЛЮДИ.

Г. ОБЛАКА МЕДЛЕННО ПРОПЛЫВАЮТ НАД МОРЕМ.

Д. ВЕЛИЧИЕ РАЗБУШЕВАВШЕЙСЯ СТИХИИ.

Е.ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЛЮДЕЙ И СТИХИИ.

5. Найдите оптимистические чувства.

А. СТРАХ ЗА СУДЬБУ ЛЮДЕЙ: СИЛЫ ИХ ИССЯКЛИ, А ВПЕРЕДИ НОВОЕ ИСПЫТАНИЕ.

Б. ВЕРА В СПАСЕНИЕ ЛЮДЕЙ: СОЛНЦЕ ВСЕЛЯЕТ НАДЕЖДУ, ЧТО ВСЕ САМОЕ СТРАШНОЕ ПОЗАДИ.

Уч. Ответы на вопросы помогут вам заполнить таблицу.

ДАННОЕ.

НОВОЕ

Звуки

Цвета

Состояние природы

Чувства

Море

Волны

Облака

Солнечные лучи

Люди

Матча от корабля

Волны обрушиваются вниз с огромной силой

Золотые лучи

Розовато-фиолетовое небо

Сине-зеленое море

Брызги светятся

Гребни волн переливаются всеми цветами радуги

Бушующее море

Измученные борьбой люди

Величие разбушевавшейся стихии

Противостояние людей и стихии

Вера в спасение людей

Страх за судьбу людей

Уч. Найдите по записям в таблице изобразительно-выразительные средства.

Уч. Дома вы напишите на черновике сочинение-описание картины Айвазовского «Девятый вал». У вас есть подсказка: таблица (слова и выражения используйте в сочинении) и план сочинения. Следуйте ему.

План сочинения.

1. К.И.Айвазовский - мастер морского пейзажа.

2.Картина «Девятый вал».

1) Чем поражает картина с первого взгляда?

2) Морская стихия.

3) Люди, противоборствующие стихии.

4)Как создается оптимистический характер картины?

3.Мои впечатления от картины. Настроение. которое создает картина.

10. Итог урока.

Уч. Что нового вы узнали сегодня на уроке (О творчестве Айвазовского, увидели его картины, как писать сочинение-описание морского пейзажа, значения слов: маринист, оптимист, пессимист)

Уч. Что при этом мы с вами вспомнили? (Изобразительно-выразительные средства, лексическое значение слова, словосочетание, предложение, грамматическую основу)

Уч. Для чего надо уметь писать сочинение-описание окружающей среды (Надо видеть природу, чувствовать ее красоту и уметь передавать увиденное.)

Уч. А что помогает правильно передать чувства? (Правильно развитая речь)

11. Запись домашнего задания, выставление оценок.

Домашнее задание. На черновике написать сочинение-описание картины «Девятый вал».

Дополнительное задание.

Презентация.

Задание. Вставьте подходящие по смыслу пропущенные определения.

На картине изображено ………………утро после……………….ночи. ………………лучи солнца осветили………………..океан и …………………волну - «девятый вал» бушует ……………….стихия.

Слова для справок: морская, раннее, первые, громадную, бурной, бушующей.



© 2010-2022