Методическая разработка урока письма

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная казенная общеобразовательная школа-интернат №2

г. Астрахани








Методическая разработка проведения урока письма





Куатбаева Пахит Хамешовна

учитель русского языка и литературы

МКОШИ № 2

тел. 89627527383










Тема урока: «Я пишу письмо…»


Цели урока: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

научить писать дружеские письма;

привить детям культуру написания писем.

Ход урока.

Организация урока

(приветствие учеников, проверка наличия учащихся на уроке)

ЭПИГРАФ:


Доныне гордый наш язык

К почтовой прозе не привык.

А.С.Пушкин («Евгений Онегин» III, XXVI).


  1. Слово учителя.

- Ребята, сегодняшняя тема звучит так: «Я пишу письмо…». Культура написания письма очень важна для каждого человека. Это характеризует его с разных сторон. Во-первых, письмо должно быть грамотным; во-вторых, бумага должна быть чистой,нельзя писать на обрывках бумаги. Нужно уважать того человека, к которому адресовано твое письмо. Если это детское письмо, в нем может быть рисунок или ладошка ребенка, выведенная карандашом на лист бумаги (учитель показывает примеры детского письма). Это, конечно же, поднимает настроение.

Если письмо пишется человеку, который старше тебя, или ты хочешь подчеркнуть свое уважение к нему, то слово «вы» лучше написать с большой буквы .

В письме неприлично делать сокращение типа: «Ув. Ольга Ивановна» (вместо «Уважаемая») или «С ув.» (вместо « с уважением». Какое же это уважение! Некрасиво также сокращать имя адресата: «Дорогая Гал. Ал.!» вместо «Галина Алексеевна». Свое имя, отчество и фамилию тоже нужно подписывать полностью и без ошибок.

Нередко бывает, что человек уже закончил письмо, попрощался с адресатом, а потом решил добавить еще что-то. В таких случаях принято в конце письма ставить буквы P.S. - от латинского выражения postscriptum (пост скриптум), что значит «после написанного». Добавления за этими латинскими буквами бывают, как правило, короткими.


1.1.Словарная работа.

Здравствуйте, спасибо, извините за ошибки, заранее благодарю,

адресат, адресант, отправитель, почтальон, почтовая марка.


  1. Знакомство со схемой (на доске):

письма


  1. Слово учителя:

- Ребята, вы наверняка знаете, что взрослые часто обращаются в какие-то учреждения. В таких случаях помогают официальные письма. Давайте рассмотрим структуру такого письма.

- обращение (уважение, с указанием должности, звания и т.д.);

- основная часть делового обращения;

- концовка (формула прощания, выражения вежливости);

- подпись;

- обозначение времени и места.


  1. Задание для класса (текст спроецирован на доске):

Прочитайте письмо. Какое это письмо? Укажите его признаки. Охарактеризуйте письмо.

Уважаемый Иван Иванович!

В ответ на Ваш запрос от 21.04.2012 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направляем Вам 20.052012г. всю необходимую научную литературу по адресу, указанному на Ваших письмах.

Оргкомитет.


  1. Вопрос классу:

- Только ли официальные письма нужно писать по правилам? А как же дружеские письма?

Правильно, они тоже требуют серьезного к себе отношения.

Задание. На доске написан текст. Исправьте ошибки. Только ли грамматические ошибки вы видите?

Здра..ствуйд..р..гая, Гал. Пет.!

Х..тим передать вам привет от Ивана Елены и Натальи. Мы скоро приедем к вам всей семьей и поживем у Вас месяца три или четыре. За ранее рады встрече. Бл..г..д..рим вас за варежки, которые нам связала баба Нина. Сп..сиб.. баб.. Вал.. за сушеные яблоки. Сп..сиб.. Вам всем.

Д.. свидани..

С ув., семья Сыроежкиных.

(Ученики по очереди выходят и исправляют ошибки)

Учитель должен обратить внимание учащихся не только на грамматические ошибки, но и на то, что Сыроежкины, собираясь приехать в гости (да и еще надолго, всей семьей), не

спрашивают хозяйку, может ли она их принять и разместить, здорова ли она, нет ли у нее других планов. Все это тоже грубая ошибка - невежливость и бесцеремонность.


  1. Творческая работа.

Составить письмо бабушке или тете из другого города (устно).


  1. - А теперь поиграем.

Игра «Почтальон»


Учитель - почтальон, у него большая сумка с надписью «Почта». Ребята достают конверты, листы бумаги (на предыдущем уроке учитель просит детей принести конверты без марок)

- Итак, давайте напишем письмо (по выбору):

1) золотой рыбке - с просьбой исполнить очень важные желания;

2) собаке от кошки;

3) жителям планеты Сатурн - приглашаем их в гости в нашу школу;

4) льву от зебр с протестом - почему он на них нападает;

5) маме (папе).

Подвести итоги можно на следующем уроке. Учитель приносит в той же сумке письма с оценками и ответами в нескольких словах. Например:

«3. Непременно прилетим к вам в гости. Жители планеты Сатурн».

«4. Мне стыдно. Есть вас больше не буду. Лев.»

«2. Дружить с тобой не буду, потому что в письме очень много ошибок. Мяу. Кошка.»

II. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

Домашнее задание: в любом литературном произведении найти письмо, написанное каким-либо героем, переписать в тетрадь.

© 2010-2022