Рабочая программа факультатива по русскому языку в 10 классе (подготовка к ЕГЭ)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Южное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы

Автономная некоммерческая организация общеобразовательная

Частная Школа «Премьер» города Москвы


Россия 115563 Москва, Шипиловский проезд, д. 40, корп.2 Тел.(495) 393-08-18

E-mail: [email protected]



«Рассмотрено»

на заседании ШМО

председатель методического объединения

__________/_____________




Протокол № ____

от «____» _______201__ г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР, по ВР


____________________

/Е.Б. Машина /

/А.И. Аштрафзянов /

«____»_________201__ г.

«Утверждаю»

директор школы


____________________

/Ю.В. Андросова/


Приказ № _____

от «____» ___ 201__ г.



Рабочая программа факультативного курса по русскому языку

«Практикум по русскому языку4»

для 10 - 11 классов


10 класс - 1 час в неделю/ 35 учебных часов

11 класс -2 часа в неделю/ 68 учебных часов

на 2015 - 2016 учебный год





Педагог - составитель:

учитель русского языка и литературы

АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы

Становова Е. В.

Пояснительная записка

Главная особенность единого государственного экзамена состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому обучающемуся предстоит выполнить задания по всем основным разделам школьного курса.

Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку обучающихся по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют

  • Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

  • Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);

  • Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

  • Орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

  • Умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).

  • Курс способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене.

  • Позволяет обучающимся легко ориентироваться в тестовой работе

  • Подготавливает к написанию сочинения-рассуждения.

  • Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.

  • Актуальность данного курса несомненна: учителям и обучающимся неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний - Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные обучающимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.

Данный курс позволит обучающимся подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Курс «Практикум по русскому языку» рассчитан на учащихся 10-11 класса.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по-прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности обучающихся.

Курс рассчитан на два учебных года: по 1 часу в неделю в 10 классе, общий объем - 35 часов, по 2 часа в неделю в 11 классе, общий объем - 68 часов.





Цели и задачи изучения курса


Основными целями курса являются подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Русский язык»: детальное знакомство обучающихся со структурой и содержанием каждой из частей ЕГЭ по русскому языку; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

  1. Познакомить обучающихся с формой сдачи ЕГЭ по русскому языку.

  2. Помочь десяти- и одиннадцатиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с формой экзамена.

  3. Познакомить обучающихся с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.

  4. Научить обучающихся правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.

  5. Помочь обучающимся подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

  6. Дать обучающимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

  7. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

  8. Углубленно изучить отдельные темы курса.

Основные компоненты содержания курса

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных обучающимися в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • лексикология;

  • фонетика;

  • морфемика и словообразование;

  • орфография и морфология;

  • синтаксис;

  • пунктуация;

  • языковые нормы.

А также обучающиеся оттачивают умение анализировать текст и умение создавать текст.


Требования к результатам изучения курса


Структура и содержание курса предполагают, что обучающиеся должны овладеть практическими навыками выполнения 1-й части работы и написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса обучающиеся будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания работ.

Система оценивания достижений обучающихся


Программа не предполагает оценивания с помощью отметок. Работы обучающихся оцениваются в соответствии с критериями, принятыми при оценивании экзаменационной работы в формате ЕГЭ. Структура и содержание курса предполагают, что обучающиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания сочинения - рассуждения. (Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно - выразительных средств).






Формы контроля достижений обучающихся


Основной формой контроля достижений обучающихся является выполнение заданий с выбором ответа. В конце занятия проводится небольшая работа (работы сдаются на проверку), обучающиеся получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии обучающимся объясняется принцип оценивания: на каждого заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.


Ресурсное обеспечение реализации ООП

ТСО

Телевизоры

Компьютер, соединенный с телевизором

Справочная литература

орфографические словари

толковые словари

словообразовательные словари

этимологические словари

словарь синонимов

словарь трудностей русского языка

Учебно-методическая литература

  • Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. - М.: ЭКСМО, 2007.

  • Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - М.: ВАКО.

  • Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М. : Русское слово, 2009.

  • Горшков А.И. «Русская словесность. 10-11кл. - М: «Русское слово».

  • Греков В.Ф., С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык. 10-11 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: «Просвещение», 2010.

  • Михальская А.К. Русский язык. Риторика. 10-11 кл: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М: Дрофа, 2007.

  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 3 (С) - М.: «Экзамен», 2010.

  • Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. - М: АСТ «Астрель», 2009.

  • Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2013. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». - Ростов-на-Дону: Легион, 2012

  • Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В, С (модели сочинений).10-11 классы. - Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013

  • Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013.


Тематическое планирование учебного материала по факультативному курсу «Практикум по русскому языку»

для обучающихся 10 класса на 2015-2016 учебный год

Количество часов в курсе: 35 (1 ч в неделю)

Учитель: Становова Е. В.

№ урока

Название темы и количество часов по теме

Сроки изучения

Формы контроля

1

Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ (1 ч.)

02 - 04.09

Подготовка к заданиям базового и повышенного уровней (20 ч.)

07.09 - 12.02

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы (1 ч.)

Тест

3

Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы (1 ч.)

4

Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (1 ч.)

5

Лексические выразительные средства. Тропы. (1 ч.)

6

Фразеология (1 ч.)

Тест

7

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова (1 ч.)

8

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (1 ч.)

9

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением (1 ч.)

Тест

10

Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании (1 ч.)

11-12

Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций (2 ч.)

13

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением (1 ч.)

14

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры (1 ч.)

Тест

15-16

Орфография. Орфографические нормы (2 ч.)

17-18

Пунктуация. Пунктуационные нормы (2 ч.)

Тест

19

Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста (1 ч.)

20

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте (1ч.)

21

Текст. Стили и типы речи (1 ч.)

Комплексный анализ текста

Подготовка к написанию сочинения (8 ч.)

15.02 - 15.04

22

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста (1 ч.)

23

Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий) (1 ч.)

24

Выявление и формулировка авторской позиции (1 ч.)

25

Способы аргументации собственного мнения (1 ч.)

26-27

Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения (2 ч.)

28-30

Практикум по написанию сочинения (3 ч.)

Сочинение

Комплексная подготовка к ЕГЭ (5 ч.)

18.04 - 27.05

31-35

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок (5 ч.)

Итоговый тест

4

© 2010-2022