- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа факультатива по русскому языку в 10 классе (подготовка к ЕГЭ)
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 10 классе (подготовка к ЕГЭ)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Становова Е.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Южное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы
Россия 115563 Москва, Шипиловский проезд, д. 40, корп.2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: [email protected]
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
председатель методического объединения
__________/_____________
Протокол № ____
от «____» _______201__ г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР
____________________
/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /
«____»_________201__ г.
«Утверждаю»
директор школы
____________________
/Ю.В. Андросова/
Приказ № _____
от «____» ___ 201__ г.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку
«Практикум по русскому языку4»
для 10 - 11 классов
10 класс - 1 час в неделю/ 35 учебных часов
11 класс -2 часа в неделю/ 68 учебных часов
на 2015 - 2016 учебный год
Педагог - составитель:
учитель русского языка и литературы
АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы
Становова Е. В.
Пояснительная записка
Главная особенность единого государственного экзамена состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому обучающемуся предстоит выполнить задания по всем основным разделам школьного курса.
Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку обучающихся по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют
-
Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
-
Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
-
Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
-
Орфографическую и пунктуационную грамотность;
-
Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
-
Умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).
-
Курс способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене.
-
Позволяет обучающимся легко ориентироваться в тестовой работе
-
Подготавливает к написанию сочинения-рассуждения.
-
Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.
-
Актуальность данного курса несомненна: учителям и обучающимся неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний - Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
Курс «Практикум по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные обучающимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Данный курс позволит обучающимся подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Курс «Практикум по русскому языку» рассчитан на учащихся 10-11 класса.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по-прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности обучающихся.
Курс рассчитан на два учебных года: по 1 часу в неделю в 10 классе, общий объем - 35 часов, по 2 часа в неделю в 11 классе, общий объем - 68 часов.
Цели и задачи изучения курса
Основными целями курса являются подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Русский язык»: детальное знакомство обучающихся со структурой и содержанием каждой из частей ЕГЭ по русскому языку; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
-
Познакомить обучающихся с формой сдачи ЕГЭ по русскому языку.
-
Помочь десяти- и одиннадцатиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с формой экзамена.
-
Познакомить обучающихся с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
-
Научить обучающихся правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
-
Помочь обучающимся подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
-
Дать обучающимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
-
Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
-
Углубленно изучить отдельные темы курса.
Основные компоненты содержания курса
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных обучающимися в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
-
лексикология;
-
фонетика;
-
морфемика и словообразование;
-
орфография и морфология;
-
синтаксис;
-
пунктуация;
-
языковые нормы.
А также обучающиеся оттачивают умение анализировать текст и умение создавать текст.
Требования к результатам изучения курса
Структура и содержание курса предполагают, что обучающиеся должны овладеть практическими навыками выполнения 1-й части работы и написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса обучающиеся будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания работ.
Система оценивания достижений обучающихся
Программа не предполагает оценивания с помощью отметок. Работы обучающихся оцениваются в соответствии с критериями, принятыми при оценивании экзаменационной работы в формате ЕГЭ. Структура и содержание курса предполагают, что обучающиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания сочинения - рассуждения. (Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно - выразительных средств).
Формы контроля достижений обучающихся
Основной формой контроля достижений обучающихся является выполнение заданий с выбором ответа. В конце занятия проводится небольшая работа (работы сдаются на проверку), обучающиеся получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии обучающимся объясняется принцип оценивания: на каждого заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Ресурсное обеспечение реализации ООП
ТСО
Телевизоры
Компьютер, соединенный с телевизором
Справочная литература
орфографические словари
толковые словари
словообразовательные словари
этимологические словари
словарь синонимов
словарь трудностей русского языка
Учебно-методическая литература
-
Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. - М.: ЭКСМО, 2007.
-
Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - М.: ВАКО.
-
Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М. : Русское слово, 2009.
-
Горшков А.И. «Русская словесность. 10-11кл. - М: «Русское слово».
-
Греков В.Ф., С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык. 10-11 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: «Просвещение», 2010.
-
Михальская А.К. Русский язык. Риторика. 10-11 кл: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М: Дрофа, 2007.
-
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 3 (С) - М.: «Экзамен», 2010.
-
Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. - М: АСТ «Астрель», 2009.
-
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2013. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». - Ростов-на-Дону: Легион, 2012
-
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В, С (модели сочинений).10-11 классы. - Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013
-
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
Тематическое планирование учебного материала по факультативному курсу «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 10 класса на 2015-2016 учебный год
Количество часов в курсе: 35 (1 ч в неделю)
Учитель: Становова Е. В.
№ урока
Название темы и количество часов по теме
Сроки изучения
Формы контроля
1
Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ (1 ч.)
02 - 04.09
Подготовка к заданиям базового и повышенного уровней (20 ч.)
07.09 - 12.02
2
Орфоэпия. Орфоэпические нормы (1 ч.)
Тест
3
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы (1 ч.)
4
Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (1 ч.)
5
Лексические выразительные средства. Тропы. (1 ч.)
6
Фразеология (1 ч.)
Тест
7
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова (1 ч.)
8
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (1 ч.)
9
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением (1 ч.)
Тест
10
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании (1 ч.)
11-12
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций (2 ч.)
13
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением (1 ч.)
14
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры (1 ч.)
Тест
15-16
Орфография. Орфографические нормы (2 ч.)
17-18
Пунктуация. Пунктуационные нормы (2 ч.)
Тест
19
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста (1 ч.)
20
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте (1ч.)
21
Текст. Стили и типы речи (1 ч.)
Комплексный анализ текста
Подготовка к написанию сочинения (8 ч.)
15.02 - 15.04
22
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста (1 ч.)
23
Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий) (1 ч.)
24
Выявление и формулировка авторской позиции (1 ч.)
25
Способы аргументации собственного мнения (1 ч.)
26-27
Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения (2 ч.)
28-30
Практикум по написанию сочинения (3 ч.)
Сочинение
Комплексная подготовка к ЕГЭ (5 ч.)
18.04 - 27.05
31-35
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок (5 ч.)
Итоговый тест
4